Научная статья на тему Формирование регулятивных УУД

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « СОШ №4»

Лещенко Т.В. учитель иностранного языка

Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий.

Вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода в последнее время активно обсуждается.

«Компетентность» - характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Это уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика.

Компетенция для ученика - это ориентир для освоения, это образ его будущего.

Компетентностный подход изменил содержание образования,

вследствие чего разделил его на общее:

метапредметное (для всех предметов);

межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей);

предметное (для каждого учебного материала).

В связи с этим рассматривается следующая иерархия компетенций:

1) ключевые;

2) общепредметные;

3) предметные.

Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции». О формировании этих компетенций говорится и в проекте «Федерального государственного образовательного стандарта

среднего (полного) общего образования» в разделе II:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, метапредметным, предметным .

Кючевые компетенции - это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

При составлении компетентностных ситуативных задач, очевидно, необходимо руководствоваться определениями и классификациями компетенций А.Н. Тубельского и А.В. Хуторского.

Использование разработанных компетентностных задач в урочной и внеурочной деятельности позволяет:

Учителю

Обучающимся

повысить свою профессиональную компетентность

повысить уровень учебной мотивации к изучаемому предмету

разнообразить формы и методы проведения уроков

сформировать ключевые компетенции

повысить качество знаний обучающихся

активизировать участие школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

Показателем может служить положительная динамика количества учащихся, принявших участие в конкурсах, олимпиадах и т.п. мероприятиях в прошлом и текущем учебном году, количество победителей (I-III места), количество учащихся, выбравших данный предмет для сдачи экзамена и его результаты, количество участников учебно-исследовательских проектов, участников предметных кружков, секций, показатель качественного образования.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) знаково-символический;

5) коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:

- Выбирать средства для организации своего поведения;

- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

- Тормозить ненужные реакции.

Возможная матрица результатов работы инновационно-аналитического центра

«Алгоритм формирования метапредметных компетенций учащихся. Обеспечение преемственности между уровнями образования»

Виды деятельности

Ступени обучения, учебные предметы, классы, четверти

Эффективные виды заданий

Дошкольное образование

Начальные классы

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Регулятивные действия

Ставить учебную задачу (целеполагание)



+

+

+

+

+


Правильно оформлять и вести записи в тетради


+

+

+

+

+

+


Понимать последовательность действий


+

+

+

+

+

+


Сравнивать полученные результаты с учебной задачей (контроль)

+

+

+

+

+

+


Определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности


+

+

+

+

+

+


Оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников


+

+

+

+

+

+


Планировать свою деятельность


+

+

+

+

+

+


Вносить изменения в содержание задач (коррекция)





+

+

+


Определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины





+

+

+




Эффективные виды заданий и действия учителя по развитию регулятивных учебных умений:

1.Планируем свою деятельность

  1. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;

  2. Во-вторых, нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после получения задания приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить время на работу и.т.д.

2.Определяем последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата:

  1. поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

  2. конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

  3. необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

  4. обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов

3. Учимся оценивать, вносить коррекцию и обеспечивать контроль своей деятельности:

  1. Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществлении деятельности.

4. Формируем волевую саморегуляцию:

  1. Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

  2. Режиссерская игра

Понятие «самоорганизация» включает в себя: соблюдение ребенком режима дня, выполнение им домашних поручений, умение содержать в порядке свои вещи, уборка комнаты (рабочего места), своевременный приход в школу, домой с прогулки и т.д. Важным при развитии самоорганизации является личный пример родителей, занятия с ребенком, обучение его новым обязанностям и контроль их выполнения, беседы с ребенком, анализ его поступков.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны и другие виды заданий:

  1. «преднамеренные ошибки»;

  2. поиск информации в предложенных источниках;

  3. взаимоконтроль;

  4. диспут;

  5. контрольный опрос на определенную проблему;

  6. проекты.



© 2010-2022