Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших классах. (На примере изучения творчества Н. А. Некрасова)

В разработке изложены принципы и этапы подготовки учащихся к сочинению через составление планов на уроках с соответствующими темами. Самая большая трудность для учащихся в сочинении - формулировка тезиса для рассуждения. Формирование умения составить тезис для пункта плана - хорошая основа для будущего сочинения. Обучение сочинению - это и составление плана, и подбор эпиграфов и цитат, и умение написать рассуждение по тезису, и плавные переходы-связи от одной части к другой. Это трудная, но важн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ИЗУЧАЕМОМУ

ПРОИЗВЕДЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

( На примере изучения творчества Н.А. Некрасова в 10 классе)

На подготовку к сочинению по изученной на уроках литературы теме, как правило, нет возможности выделять отдельные уроки, поэтому эту работу целесообразно проводить в ходе изучения произведения.

Система подготовки может быть следующей:

  1. Сочинение ученики будут писать по окончании изучения творчества писателя, а основная подготовка пройдет на уроках по изучению творчества и в домашнем задании к нему, поэтому тема урока и тема сочинения должны звучать очень «похоже». Нужно научить ученика находить общее в теме сочинения и урока. На первом уроке по изучению творчества поэта или писателя учитель сообщает все темы будущих сочинений. Объявляя тему урока, просит определить, к какому сочинению будет проведена подготовка.

  2. Выбирать для анализа тот материал художественного произведения, который «будет работать» на тему сочинения. В объяснении учителя и ответах учеников должно прозвучать на уроке будущее сочинение. А если на следующем уроке идет опрос по домашнему заданию, то главные мысли будущего сочинения можно воспроизвести еще раз. Учить писать сочинение по принципу: чётко сформулированный тезис, мысль, которую учится формулировать ученик, её анализ, т.е. рассуждения по поводу тезиса, потом доказательство текстом произведения, а устный анализ на уроке наоборот, сначала должен прозвучать текст, а потом его анализ. Это обеспечивает развитие речи, способствует формированию умений анализировать и оценивать прочитанное.

3. На таких уроках учим составлять планы к сочинениям, что развивает логическое мышление, умение четко формулировать главное в пункте плана. Это требования программы. Но эти умения не приходят сами собой. Им нужно учить. План - это своеобразная опора, которую пропагандировали учителя- новаторы в педагогике. Его нужно постоянно использовать в практике своей работы. Когда учитель начинает работу над любой темой, перед ним уже должен быть план будущего сочинения. План он составляет для себя сам. Материал художественного произведения и вопросы для анализа текста отбираются целенаправленно, чтобы подвести учащихся к формулировке каждого пункта плана.

Три части сложного плана к сочинению. Сочинение в идеале должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение по объему не должны превышать 1/3 всего объема сочинения.

Вступление стоит в самом начале сочинения, поэтому именно от него зависит, в каком направлении вы будете развивать свое рассуждение. Вступление необходимо для подготовки читателя к восприятию рассуждения и для того, чтобы подойти к раскрытию темы. Иногда вступление может отсутствовать, если сочинение начинается с самого тезиса и если пишущему ни о чем не надо предварительно сообщить читателю. Но чаще всего без вступления обойтись нельзя, так как его необходимость объясняется следующим:

1) в теме есть какое-нибудь понятие, требующее разъяснения;

2) тезис имеет относительный смысл, то есть может относиться к части произведений писателя или к группе авторов;

3) необходимо предупредить читателя о том, в каком ракурсе будет раскрыта тема. Например, во вступительной части сочинения «Отец и сын Болконские» надо бы оговорить, о ком именно будет сочинение: в романе два отца и два сына.

Во вступлении можно написать о направленности творчества писателя, если этому посвящена тема сочинения, об эпохе, изображённой в произведении, исторический экскурс в проблему.

4. В заключении, обязательной части сочинения, придающей ему законченный вид, содержится то, ради чего писалось сочинение. Заключение - это вывод по сочинению, высказывание собственного мнения по теме. Под выводами понимается простое, краткое повторение аргументов главной части сочинения, но несущее в себе новую мысль, хотя и возникшую на основе вышеизложенного. Это может быть разговор о влиянии данного литературного произведения или автора на весь литературный процесс или общественное явление, о распространенности литературного явления, о предшественниках или последователях автора.

5. Учить учеников подбирать к сочинению эпиграфы, цитатный и фактический материал.

6. В домашнем задании - продолжение этой работы.

Возможные варианты домашнего задания по работе над сочинением:

- устное сочинение по составленному в классе плану;

- по вариантам и группам: каждая группа учеников пишет часть сочинения по одному конкретному пункту плана. В классе во время проверки читают написанные части по очереди в соответствии с планом. Таким образом, в классе звучит всё сочинение. Это пример, по которому ориентируются все остальные.

- подобрать эпиграф к сочинению и цитатный материал к каждому пункту плана;

- выписки из критической литературы, подходящие к данной теме;

- формулировка главной мысли всего сочинения или каждого пункта плана;

Как эту систему претворить в дело на практике показываем на примере изучения творчества Н.А. Некрасова. Здесь нет разработок целых уроков, а только система подготовки к сочинению.

Темы уроков по изучению творчества поэта можно спланировать так.

1 урок. Биография Н.А.Некрасова. Личность и творческая судьба поэта. Повторение лирики, изученной ранее.Чтение стихов.

2 урок. Изображение жизни русского народа в лирике Некрасова. Подготовка к сочинению «Я лиру посвятил народу своему» или «Изображение народной жизни в лирике Н.А. Некрасова».

3 урок . Н.А. Некрасов - певец печальной женской доли. Начало работы над сочинением «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» или «Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова».

4 урок. (продолжение по поэме)

На 1 уроке «Я лиру посвятил народу своему» в качестве домашнего задания дать список стихов для самостоятельного чтения: «В дороге», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса». «Калистрат», «На Волге», «Железная дорога», «Душно без счастья и воли», «Школьник», «Железная дорога», «Соловьи», «Дед Мазай и зайцы»

На 2 уроке, анализируя стихи «В дороге», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», выделяем главную мысль в этих стихах: бесправие крестьянства перед лицом крепостников-помещиков, чиновников. Так может звучать пункт плана. А так тезис в сочинении: Несколько поколений крепостного крестьянства в российской истории были бесправны перед лицом своего хозяина - крепостника-помещика.

Все эти стихи на уроке прочитать невозможно. Прочитать можно одно, об остальных спросить:

-О чём это стихотворение?

-Какова главная мысль в нём?

Параллельно в тетрадях ведём запись возможных пунктов плана будущего сочинения.

По стихам «Несжатая полоса», «Калистрат», «На Волге», «Железная дорога», «Душно без счастья и воли» говорим о тяжелой жизни, беспросветной нужде, безысходности положения народа.

По стихам «Школьник», «Железная дорога» о высоких умственных и духовных силах русского народа.

По стихам «Соловьи», «Дед Мазай и зайцы» об умении народа ценить, любить и беречь окружающую природу.

По стихотворению «Эй, Иван» о разлагающем влиянии крепостного права на крестьян.

В результате в тетради будут записаны пункты плана главной части сочинения.

1. Бесправие крестьянства перед лицом крепостников-помещиков и чиновников.

2. Безысходность положения русского народа.

3. Вера поэта в высокие умственные и духовные силы народа.

4. Умение народа любить, ценить, понимать и беречь природу.

5. Разлагающее влияние крепостного права на крестьян.

В главной части этого сочинения могут быть освещены и другие стороны крестьянской жизни, нашедшие свое отражение в лирике. Некрасовские стихи, а значит, и темы учитель может выбрать по своему усмотрению.

Если учитель берет для анализа стихи «Крестьянские дети», «Плач детей», то пунктом плана может быть «Дети, лишенные детства». Стихотворение «Орина, мать солдатская» позволит записать пункт «Рекрутчина - страшное социальное зло XIX века» или «Рекрутчина- одна из трагических сторон народной жизни».

Конечно, формулировки могут быть и другими, расположение их по степени значимости учитель может сделать тоже иным. Но в классном сочинении ученики за 2 урока вряд ли успевают осветить больше 3-4 пунктов. Каждый ученик может выбрать для своего сочинения то, что он больше понимает, что вызвало его интерес.

Если у детей имеется навык в составлении планов, то они знают, о чем можно писать во вступлении и заключении.

Для вступления к этому сочинению можно выбрать один из вариантов:

  1. Н.А. Некрасов-поэт, «воплотивший свои убеждения в замечательных поэтических образах».

  2. «Это...было раненное в самом начале жизни сердце».

  3. Народ - главный герой лирики Н.А. Некрасова.

  4. Что значит «некрасовское направление» в литературе?

В заключении тоже возможны варианты:

1. Что дала реформа 1861 года крестьянину (по стихотворению «Элегия»).

2. Духовное единство автора и лирического героя поэзии Некрасова.

3. Что нового я узнал о прошлом моего народа из лирики Н. А. Некрасова.

4. Когда я читал эти стихи...

5. Каждая лирическая миниатюра поэта - своеобразная художественная драма.

Домашнее задание следующее:

  1. Устное сочинение «Я лиру посвятил народу своему» по плану, составленному в классе.

  2. Прочитать стихи по теме следующего урока. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

Список стихов:

«В полном разгаре страда деревенская», «Тройка», «Родина», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Затворница», гл. «Крестьянка» из поэмы.

Все остальные задания не обязательны, но возможны по вариантам, чтобы домашнее задание не было слишком объёмным. Такие задания нужно давать при изучении творчества любого писателя, если учитель учит писать сочинения.

3. Заменить формулировки пунктов плана цитатами из стихотворений Некрасова, то есть создать цитатный план.

4. Подобрать эпиграф к этому сочинению.

5. Сформулировать и записать в тетрадь главную мысль этого сочинения. Вариант такой записи:

«В лирике Некрасова отражены страдания русского народа, изнывающего в угнетении, безысходном горе и нищете, но поэт верит в его могучие нравственные и духовные силы.»

Таким образом, в результате насыщенной классной и домашней работы ученики будут подготовлены к письму этого сочинения.

На 3-ем уроке работаем аналогично. Но план к этому сочинению составляем на 8-ом уроке, (объединить работу по теме судьбы русской женщины с материалом поэмы), поэтому здесь можно больше внимания уделить проверке домашнего задания.

Во время анализа стихов обратить внимание на изображение тяжкого физического труда женщины, ее судьбу жены и матери.

По лирике для самостоятельной разработки сильным учащимся можно предложить ещё одну тему «Моё любимое стихотворение Некрасова». К этой теме план не составляем и специально не готовим. Эту тему, как правило, выбирают сильные ученики. Это сочинение очень личное, и план будет ограничивать ученика определенными рамками. Можно дать лишь несколько ориентировочных вопросов. Но это не значит, что отвечать нужно только на них и именно в таком порядке. У каждого учителя сейчас есть вариант плана-анализа лирического стихотворения.

Возможные вопросы-подсказки:

1. Почему я обратил внимание на это стихотворения?

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Чем оно взволновало меня?
Какие мысли возникли у меня, когда я читал?

Что-то перевернулось во мне от этих слов...

2. Место этого стихотворения в творчестве поэта.

3. История создания, время написания, чему посвящено, тема, идейный смысл.

4. Жанровые, стилевые, композиционные особенности.

На 4 уроке: Замысел, композиция, жанр, проблематика, народность поэмы. Художественное своеобразие: связь с народным творчеством.

На 5 уроке: Анализ «Пролога и I части поэмы. Многообразие крестьянских типов в поэме. Изображение жизни русского народа. Подготовка к сочинению на такую же тему. (Эту формулировку можно заменить и поэтическими строками Некрасова. Их много в поэме.)

На 6 уроке: Анализ главы «Крестьянка». Матрёна Тимофеевна Корчагина и Савелий. Завершение подготовки к сочинению «Изображение судьбы русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова».

На 7 уроке: Анализ главы «Последыш». Сатирическое изображение врагов народа русского. Подготовка к сочинению на такую же тему, или «В груди у них нет душеньки, в глазах у них нет совести».

На 8 уроке: Анализ главы «Пир - на весь мир». Образ народного заступника в поэме. Подготовка к сочинению на такую же тему.

На 9 уроке: Заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова. Мастерство поэта. Художественное своеобразие поэмы. Подготовка к сочинению на такую же тему.

На 10 уроке: / из развития речи/ Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. При такой планировке получается на I час больше, чем положено по программе. Его можно сократить на изучении лирики.

Приступая к изучению поэмы, говорим, что она будет изучаться по главам, и на каждом уроке будет отработана одна тема сочинения. Класс разделим на 4 группы. Каждая группа получает опережающее задание: подобрать по всей поэме материал к одной из тем сочинения. Темы сообщаем и записываем в тетрадь. На уроках в процессе анализа глав составляем планы к сочинениям. Правда, это не значит, что используется только одна глава. Группа учащихся, получивших опережающее задание, используется в своих ответах материал всей поэмы.

Возможные планы к сочинению

К уроку 5 :

«Изображение жизни русского народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  1. Проблематика поэмы, (или история создания поэмы, или время создания поэмы).

  2. «… И гнется, да не ломится, не ломится, не валится...» (О духовной и физической стойкости и выдержке русского народа, изображённого Н. Некрасовым в поэме.)

1. Многообразие крестьянских типов в поэме.

2. Постоянные спутники крестьянской жизни. (тяжёлый физический, подневольный труд, нищета, болезни и ранняя смерть)

3. Типичные качества русского народа:

а. трудолюбие, неиссякаемый оптимизм, жизнелюбие;

б. несгибаемое мужество;

в. стремление к красоте, счастью и духовности.

4. Пьянство, как следствие безысходности.

5. Долготерпение народа.

III. Мечта Некрасова о счастливой жизни для народа.

К уроку 6:

«Судьба русской женщины в творчестве Некрасова».

В подготовке этого сочинения нужно идти от главной мысли. Её формулировку можно найти у Некрасова: «Три тяжкие доли имела судьба...», или «Ключи от счастья женского... заброшены, потеряны», или « Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».

План:

  1. Проблема женского счастья в произведениях русской литературы второй половины ХIХ века (по творчеству А.Н. Островского, И. С. Тургенева и Н.А. Некрасова).

  2. «Три тяжкие доли имела судьба».

1. «.. с рабом повенчаться, … до гроба рабу покоряться».

( о положении женщины в семье)

2. «... быть матерью сына раба».

( о материнской доле)

  1. Беспрестанный физический труд и нужда убивали в женщине стремление к счастью.

III. Счастлива ли моя современница ?

К уроку 7:

Тема: «Сатирическое изображение врагов русского народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  1. Изображение развращающего влияния эксплуататорского общества на крепостников и крестьянство в русской литературе ХIХ века.

  2. «В груди у них нет душеньки ,в глазах у них нет совести».

I. Кто они такие ?

2. Что присуще врагам народа:
а/ хищники-эксплуататоры, паразитирующие на труде народа ;
б/ деспотическая жестокость, бездушное отношение к людям ;
в/ эгоизм и лицемерие.
3. Развращающее влияние крепостного права на крестьян, или «Крестьянский грех».
III. Нравственный смысл главы: «О двух великих грешниках».

Художественное своеобразие поэмы.

План

I. Поэма Н.А. Некрасова - народная книга,/ или Книга о народе и для народа.

II. Народно-поэтическая основа поэмы.
I. Необычность сюжета и композиции.
2. Мотивы волшебной сказки в «Прологе».
3. Как в песнях, причитаниях отражены разные стороны крестьянской жизни?
4. Пословицы, поговорки, загадки, плачи выражают мысли автора об описываемых событиях.
5. Образный народный язык поэмы.
6. Ритм и стих поэмы.
III. Влияние творчества Н.А. Некрасова на последующие поколения поэтов.

На изучение последней темы не обязательно выделять отдельный урок, если учитель сумеет в ходе анализа содержания обратить внимание на художественные своеобразие поэмы. Тогда на заключительном уроке обобщаем знания по этой теме, составляем план к этому сочинению, проводим повторение изученного. На таком уроке можно проговорить устное сочинение по наименее удавшимся темам, рассмотреть различные варианты вступлений и заключений, переходы от одной части к другой, еще раз указать на фактический материал.
Таким образом, II уроков - 5 подготовленных сочинений: устное сочинение, план к нему, цитатный и фактический материал к каждому пункту, формулировка главной мысли, эпиграф. Большая часть этой подготовки прошла на уроке, часть работы также как и при изучении лирики дается в качестве домашнего задания группам учеников. В таком случае оно не будет объемным для каждого, но в ходе проверки домашней работы каждый может записать и эпиграф, главную мысль и отметить цитатный материал.
Если у учеников нет навыка в составлении планов, то на дом эту работу лучше не давать, а учить составлять его на уроке. Нужно параллельно учить: о чем можно писать во вступлении, в заключении, как формулируются пункты главной части, как оформляется сам план, хотя всему этому лучше учить постепенно в 5 - 9 классах. Прежде чем вести эту работу на уроке, учитель должен иметь возможный вариант плана перед собой в плане урока, т.е. составить его дома.
Если на уроках не было системы подготовки к сочинениям, то не нужно отрабатывать на уроках и давать учащимся для письма все предложенные темы по творчеству Некрасова. Предложите 1 - 2, но готовить нужно по всей схеме.

К уроку 8.

Вместо одной из изученных тем можно предложить другую.

Например, Образ народного заступника в поэзии Н.А. Некрасова.

Список стихов для самостоятельного чтения, даём на предыдущем уроке.

«В.Г.Белинский, «Памяти Добролюбова», «Пророк»,/Н.Г Чернышевский/. «На смерть Шевченко»,»Не рыдай так безумно над ним», «Памяти Белинского « «Медвежья охота», «Песня Еремушке», «Поэт и гражданин».

Примерный план к сочинению:

  1. От «лишнего человека» к «особенным людям» в русской литературе XIX века.

  2. « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

1. Кто они такие - «особенный люди»?

2. Борьба за счастье народа - главная цель их жизни.\

3. Некрасовское представление о «сокровищах душевной красоты»:

а) беспредельная любовь к родине.

б) суровый аскетизм, способность отдать жизнь за народ.

в) нравственная чистота.

4. Трагичность судеб реальных прототипов.

  1. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех».

Как избежать списывания? В Интернете можно найти сочинение на любую тему, списать и не утруждать себя муками творчества. Попробуйте потребовать от учеников написать сочинение именно по тому плану, который составили на уроке, и оно обязательно будет отличаться от того, что они могут найти в Интернете. Им придётся искать много разных сочинений, читать их, находить подходящие, т.е. учиться и получать знания.
В последнее время очень любят «закручивать» темы сочинений. Может быть, некоторым предложенные темы покажутся простыми, банальными. Но это школа, где нужно учить всех.

Когда отработана основа тем, их звучание можно несколько видоизменить, «закрутить». Для того, чтобы дать возможность сильным ученикам проявить самостоятельность, можно предложить такие темы:
1. Понимание Некрасовым человеческого счастья.

  1. «Три дольщика» народной жизни в творчестве Н.А. Некрасова

  2. Проблема выбора жизненного пути в произведениях Н. Некрасова

  3. Тема исторической обреченности дворянства в произведениях Некрасова и Тургенева.

Нужно научить ученика быть настоящим, вдумчивым читателем, а не нахватавшимся верхушек дилетантом, он должен иметь свое мнение по произведению, уметь высказать его, но для этого ему нужны фундаментальные знания классического литературоведения.

В тетрадях у учащихся 8 - 9 класса должны быть записаны основные требования к сочинению (или напечатать).

Примерные требования к сочинению:

  1. Всё сочинение должно раскрывать тему и основную мысль. Их нужно определить и сформулировать по предложенной теме. Эти фразы не всегда могут звучать в самом сочинении (особенно основная мысль), но мыслями этих фраз должно быть пронизано всё сочинение.

  2. Сочинение пишется в определенном жанре: описание, рассуждение, повествование (рассказ), письмо, эссе, реклама и др.

  3. Соблюдать соотношение частей сочинения:

Вступление 1/3 ч

Главная часть 1 ч.

Заключение 1/3 ч.

  1. Цитирование в сочинении: 2-3 цитаты из произведения, 1-2 цитаты из критической литературы или цитаты-афоризмы известных людей.

  2. Не сбиваться на пересказ содержания художественного произведения. Любой эпизод, необходимый для доказательства высказанной мысли, можно пересказать в одном предложении. В сочинении по литературной теме (рассуждение) писать нужно так: тезис (чёткая формулировка мысли данной части) - рассуждение по этому тезису, доказательства из текста произведения, цитата, - вывод.

  3. Не отвлекаться от темы, весь использованный материал должен быть подчинен теме. Придерживаться пунктов плана. Трудностью для пишущих является переход от одного пункта плана к другому (связь между частями). Формулировать эти переходы нужно учиться на конкретных примерах.

  4. Эпиграф к сочинению показывает, как автор понимает и будет раскрывать тему. Сам эпиграф должен соответствовать теме или главной мысли сочинения.

  5. Начало не должно быть штампом - начни оригинально. ( лирическое признание, назывное предложение, цитата с оценкой этого произведения, риторический вопрос или что-то другое)

  6. Правильно оформляй сочинение, соблюдай абзацы, пиши разборчиво, фразы, предложения должны быть четкими, правильными, язык красивым.

  7. Все мысли сочинения пропусти через призму своего сердца, то есть описывать свое отношение к тому, что излагаешь, имей своё мнение. Но чтобы его иметь, нужно хорошо изучить тему по тексту художественного произведения, учебнику, критической литературе.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Полнота раскрытия темы в соответствии с планом.

2. Правильное понимание темы сочинения.

3. Наличие плана, построенного логически правильно

4. Соразмерность частей сочинения

5. Верная подача фактов.

6. Аргументированность основных положений сочинения.

7. Привлечение необходимого фактического материала.

8. Умение делать выводы и обобщения.

9. Точность цитирования. Умение включать цитаты в текст.

10. Богатая лексика. Умение пользоваться изобразительными средствами языка.


© 2010-2022