- Преподавателю
- Иностранные языки
- Что такое языковой портфель
Что такое языковой портфель
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Должикова И. . |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Языковой портфель как средство рефлексивного обучения.
Из опыта работы учителя английского языка
И. Ю. Должиковой, МОУ «СОШ№50 с углубленным изучением английского языка»
Главная цель личностно-ориентированного обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Чтобы эти цели были достигнуты необходимо уже в начальной школе формировать у учащихся способность к объективной самооценке или рефлексии, говоря психологическим языком. Технология, которая называется "портфель ученика", способствуют формированию необходимых навыков рефлексии.
Что такое портфель?
-
Языковой портфель - это документ, в котором его обладатель в течение длительного времени собирает и систематизирует свои достижения, полученные квалификации в овладении иностранным языком, а также отдельные виды выполненных им работ.
-
Для младших школьников языковой портфель - это коллекция работ, которая отображает усилия, прогресс и достижения ученика в одной или нескольких областях.
Что должно быть в портфеле?
-
Содержание и структура ЯП зависит от его целевой направленности. Например, ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта, в который включаются образцы самых лучших работ учащегося.
-
ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе содержит материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности определенных умений в различных видах иноязычного речевого общения и способность учащегося реализовать эти умения. Такими материалами могут быть:
- творческие работы, выполненные им самим или в группе, вместе с родителями
-контрольные работы, показывающие степень личного прогресса в изучаемом предмете
-грамоты, сертификаты участника, полученные в конкурсах различного уровня
-рефераты, доклады;
- самая легкая и самая трудная работа для ученика
-отчет о любимой работе;
-отчет «Мои достижения за четверть, полугодие, год»
-оценка родителей
Для чего нужен портфель?
-
Независимо от вида ЯП обязательным его составляющими являются задания различной формы, развивающие рефлексивную самооценку учащегося. Эти задания направлены на основные аспекты иноязычного общения и компоненты учебной деятельности по овладению изучаемым языком: осознание умений, критериев оценки, анализ своих проблем, постановку учебных задач, оценку своего опыта в использовании языка.
Как проходит работа с портфелем?
В начале изучения какой-либо темы мы просматриваем содержание уроков в учебнике и составляем утверждения
« Что я буду делать? Чему я буду учиться?» на протяжении цикла уроков, планируемый результат:
-I'll read about animal care- я буду читать об уходе за животными
-I'll learn about organization for animals - я узнаю о приютах для животных
-I'll speak about animal care in Perm - я буду говорить о приюте в Перми
I'll speak about outdoor activities - я буду говорить о своих увлечениях
I'll learn how to use some, any - я научусь использовать слова some, any.(рис.№1)
Перед выполнением задания мы создаем критерии оценки выполнения. Например, если это стихотворение, дети говорят
-
о выразительности, эмоциональности, правильности произнесенных слов, предложений;
-
если это чтение, то обязательно должна быть интонация, как у диктора, темп, четкость и правильность всех слов;
-
если это рассказ, то необходимо наличие открывающих фраз: First, second, more that that, in my opinion, I think.
-
если это сочинение , то анализируется образец и обсуждаются главные моменты (рис.№2, рис.№3)
Закончив определенный раздел мы говорим о полученном результате
-
Что я выучил?
-
Что я могу сделать сейчас?
-
Я выполнил свой план
-
Я доволен своим результатом
-
Что мне нужно сделать, чтобы улучшить результат
-
Мои трудности связаны….(рис.№4)
Каков результат работы по этой технологии?
В результате работы по технологии «Show Case, Feedback Language Portfolio» в течение 3 лет мною отмечены следующие положительные результаты обучения:
-
Учащиеся могут самостоятельно освоить материал по указанной теме, расширив свой лексический материал, закрепить имеющиеся грамматические навыки;
-
Учащиеся повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах и группах сменного состава;
-
Учащиеся научились на элементарном уровне оценивать свои успехи и формулировать причины своих неудач в себе, а не во внешних событиях, как раньше
-
Повысили уровень выполнения самостоятельных и творческих работ.
Какие существуют отрицательные моменты работы с портфелем? Обсуждение работ занимает достаточно много времени, поэтому портфель требует дополнительные часы. Работа с портфелем эффективна, если в нее активно включается хотя бы один из родителей ученика, который принимает участие в составлении портфеля.