- Преподавателю
- Иностранные языки
- Обучение технике чтения на английском языке на начальном этапе
Обучение технике чтения на английском языке на начальном этапе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Талах Л.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обучение технике чтения на английском языке
на начальном этапе
Под техникой чтения в методике понимают сумму приемов, обеспечивающих восприятие и переработку формальной языковой информации ( букв, буквосочетаний, слов, знаков пунктуации, грамматических признаков и грамматических структур предложений)
На первом году обучения предусматривается выявление и развитие тех способностей, без которых невозможно успешное овладение языком:
-
фонетический слух;
-
способность к имитации;
-
догадка;
-
способность к выявлению языковых закономерностей;
-
способность к вероятностному прогнозированию;
После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы - чтения вслух.
Чтение вслух дает возможность усилить и упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности, что особенно важно на начальном этапе и не теряет актуальности для последующих этапов. Поэтому чтение вслух должно сопровождать весь процесс обучения иностранному языку, однако его удельный вес по сравнению с чтением про себя меняется от этапа к этапу.
При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить дотекстовой и текстовой периоды. Цель дотекстового периода заключается в отработке первичной материи - графики, т.е. отправного момента в восприятии при чтении; если в устной речи абсолютным обозначающим является фонема, то при чтении такую роль выполняет графема.
Существуют различные подходы к определению того, когда и как надо начинать обучение чтению на начальном этапе.
Традиционно в методике обучения иностранным языкам говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. В основе любого речевого умения лежат определенные навыки, т.е. те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.
Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на начальном этапе обучения чтению речь идет, в первую очередь, о формировании техники чтения.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
• соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;
• соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.
Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:
• как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;
• последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
• сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.
Начиная формировать технику чтения на иностранном языке, особенно в начальной школе, трудно предположить, что необходимость в промежуточном этапе проговаривания отпадет сама собой и очень быстро. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование данного навыка, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.
На среднем этапе еще нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро «сползти». Помимо формирования техники чтения и контроля данных навыков, чтение вслух необходимо как средство формирования и контроля других языковых и речевых навыков и умений. Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, и чтение вслух заменяется чтением про себя.
На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чтение вслух полностью исчезает. На данном этапе можно использовать чтение вслух для формирования причинно-следственных связей, логики, аргументации.
При формировании техники чтения на начальном этапе необходимо говорить о чтении главным образом как о средстве обучения.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
1.темп чтения (определенное количество слов в минуту);
2.соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);
3.соблюдение норм паузации;
4.использование правильных моделей интонирования;
5.понимание прочитанного.
Все параметры одинаково важны и определяют оценку в совокупности. Любой контроль для ребенка представляет достаточный стресс. Необходимо создать атмосферу доброжелательности во время контроля, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка и делать соответствующие поправки.
Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения, на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. Одновременно совершенствуются все языковые и речевые навыки, в том числе и техника чтения. На данном этапе уже можно учить:
• игнорированию неизвестного, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
• работе со словарем;
• использованию сносок и комментариев, предлагаемых в тексте;
Необходимо поддерживать интерес школьников и концентрировать их внимание на содержании текстов. При этом мотив к чтению возникает через интерес к заданию, поскольку само содержание текста еще в очень слабой степени может привлечь внимание младших школьников.
Литература
1. Панова Л.С. Обучение иностранному языку в школе. Пособие для учителей.- К.: Рад. шк.,1989.- 144с.
2. Литвинюк О.И. Обучение чтению в классе / Литвинюк О.И. // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.
3. Рогова Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов; 3-е изд. М.: Просвещение, 2000.
4. Рогова Ф.М. Рабинович Т.Е. Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
Талах Любовь Сергеевна
Учитель английского языка