- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья «Социальные практики как механизм непрерывного образования»
Статья «Социальные практики как механизм непрерывного образования»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карбаинова Л.Л. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Социальные практики как механизм непрерывного образования
Вопросы непрерывности образования невозможно рассматривать в отрыве от категории «преемственность». Одним из условий преемственности в обучении является преодоление разрыва между разными ступенями образования. На первый план выходит задача обеспечения реальных проб и оснований для самоопределения как обеспечение успешного непрерывного образования, в том числе - создания условий для становления ключевых компетенций, позволяющих выпускнику быстро осваивать новые профессии и предметные области в процессе получения высшего образования. К таким компетентностям относятся: способность к автономному действию, социальная компетентность, коммуникативность, умение работать с проблемой, т. е. «проектировочная компетентность», связанная с выделением проблемы, переведением ее в задачу, созданием и реализацией проекта [1].
Одним из условий эффективности развития социальной компетентности подростков мы считаем использование во внеурочной деятельности школы технологию социального проектирования. Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
В качестве одного из определяющих механизмов внеурочной деятельности школы предлагаются социальные практики, позволяющие сформировать у учащихся социально-личностные и общекультурные компетенции.
Основная цель социальной практики заключается в проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у ученика.
Задачи социальной практики:
-
вхождение (внедрение) в работающую социальную структуру, учреждение;
-
осуществление реальных действий, характерных для содержания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством;
-
знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;
-
сбор такой информации о социальном объекте, которая не является очевидной;
-
описание работы социального объекта в логике проблематизации;
-
рефлексия своей деятельности.
В ходе проведения социальной практики должны быть пройдены следующие этапы:
1. Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики), который включает в себя:
-
выбор объекта;
-
определение цели;
-
выбор социального учреждения (института);
-
формирование групп.
-
Собственно практика (практическая часть).
-
Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть), включающий:
-
оформление результатов практики (дневник);
-
внешняя презентация результатов практики;
-
групповое обсуждение (рефлексия).
Площадкой для реализации социальных практик являются школьные клубы. Клуб - это универсальная форма организации детей между собой и детей и социума. Добровольность вхождения в объединение с учетом интересов и потребностей детей, определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, почувствовать себя первым среди равных, что необходимо молодому человеку в процессе его развития. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, общения, самовыражения и самоутверждения школьников.
На базе школы работает шесть клубов: «Инфо», «Гитары», «Патриот», «Эколог», «Сувениры Прибайкалья», «Пресс-центр».
Целью клуба «Инфо» является повышение профессионального и социального статуса творчески активных учащихся путем предоставления им возможностей максимальной реализации в общественно полезных делах.
Задачи и содержание работы клуба «Инфо»:
-
Пропаганда и реализация проектов различного масштаба самостоятельно или в сотрудничестве с другими организациями села и района.
-
Установление партнерских отношений с местными социальными структурами.
-
Развитие информационной культуры населения.
-
Мультимедийная поддержка школьных мероприятий.
Клуб объединяет учащихся 5-11 классов, учителей, активное взрослое население села, желающее овладеть информационными технологиями. Занятия клуба проходят еженедельно, в течение года участниками реализуется социальные пробы, практики, проекты.
Деятельность руководителей школьных клубов, направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.
Сельская школа и общество неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Деятельность наших клубов сопровождается совместными проектами с сельским поселением. Члены клуба ежегодно участвуют в социальной практике «Родному селу - чистые улицы», «Мы в ответе за тех, кого приручили!», разработали проект «Детская площадка», реализовали в сотрудничестве с взрослым населением микрорайона.
В рамках совместной деятельности клуба «Инфо» с ПФРГУ «ЦСПН» реализован проект «Университет третьего возраста». Вовлечение участников клуба в качестве тьюторов в процесс обучения людей старшего возраста (бабушек, дедушек) позволило старшему поколению получить базовые навыки пользования ОС Windows XP, основные приемы работы с текстовым редактором Microsoft Office Word 2007, отработать практические навыки поиска информации в сети с помощью браузера, доступа к сетевым ресурсам, использования электронной почты, общения в среде Skype. Участие школьников в данном проекте способствовало укреплению семьи, повышению семейных ценностей, привитию навыков сознательного и активного использования компьютера, профессиональной ориентации.
Организованная однажды практика по заказу Совета ветеранов выросла в ежегодно востребованный проект «Культурно-оздоровительное мероприятие ко Дню пожилого человека». Списки участников предоставляются нам от Совета ветеранов, а финансирует данное мероприятие Сельское поселение. На занятиях разрабатывается и утверждается сценарий мероприятия, смета расходов, освещение хода праздника в СМИ, интернете. На базе сельского поселения в рамках социальной практики родился проект «Издание книги «Известные люди поселения». Был организован сбор информации силами учащихся и учителей нашей школы. Издателю представили продукт практики - макет будущего издания.
Клубы принимают активное участие в акциях по заказу медучреждений, готовят раздаточный материал, сценарии выступлений, организуются встречи с интересными людьми, старожилами села, экологические десанты. Большим успехом у учащихся пользуется такая форма организации практики, как PR-акция «Специальное событие», одно из которых было организовано совместно с инспекторами дорожного движения, а другое реализовалось по заказу администрации РАЙПО для рекламы своей продукции.
Результаты законченных социальных практик представляются в установленные сроки в виде отчета, в котором отражены цели и задачи, описано решение поставленной проблемы. С рядом проектов члены клубов приняли участие в конкурсе социальных проектов в рамках межрегионального молодежного фестиваля «Цифровой бум», во всероссийском конкурсе социальных проектов «Содействие».
Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие учащихся в разных видах социальных практик, обеспечивают возможность более полного раскрытия учащихся в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме.
Таким образом, задача учителя сегодня - обучение и воспитание Личности, занимающей активную позицию по отношению к собственному образованию, для которой диалог с миром, с наукой и культурой, с другим человеком и с самим собой является естественным образом жизни.
1. Лапков А.В., Развитие непрерывного образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - с.31