Статья «Социальные практики как механизм непрерывного образования»

Статья относится к направлению «Перспективы развития непрерывного образования». Одним из условий эффективности развития социальной компетентности подростков я считаю использование во внеурочной деятельности школы  технологию социального проектирования. В качестве одного из определяющих механизмов внеурочной деятельности школы предлагаются социальные практики.Площадкой для реализации социальных практик являются школьные клубы. Клуб - это универсальная форма организации детей между собой и детей и... Целью клуба «Инфо» является повышение профессионального и социального статуса творчески активных учащихся путем предоставления им возможностей максимальной реализации в общественно полезных делах.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальные практики как механизм непрерывного образования

Вопросы непрерывности образования невозможно рассматривать в отрыве от категории «преемственность». Одним из условий преемственности в обучении является преодоление разрыва между разными ступенями образования. На первый план выходит задача обеспечения реальных проб и оснований для самоопределения как обеспечение успешного непрерывного образования, в том числе - создания условий для становления ключевых компетенций, позволяющих выпускнику быстро осваивать новые профессии и предметные области в процессе получения высшего образования. К таким компетентностям относятся: способность к автономному действию, социальная компетентность, коммуникативность, умение работать с проблемой, т. е. «проектировочная компетентность», связанная с выделением проблемы, переведением ее в задачу, созданием и реализацией проекта [1].

Одним из условий эффективности развития социальной компетентности подростков мы считаем использование во внеурочной деятельности школы технологию социального проектирования. Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

В качестве одного из определяющих механизмов внеурочной деятельности школы предлагаются социальные практики, позволяющие сформировать у учащихся социально-личностные и общекультурные компетенции.

Основная цель социальной практики заключается в проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у ученика.

Задачи социальной практики:

  1. вхождение (внедрение) в работающую социальную структуру, учреждение;

  2. осуществление реальных действий, характерных для содержания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством;

  3. знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;

  4. сбор такой информации о социальном объекте, которая не является очевидной;

  5. описание работы социального объекта в логике проблематизации;

  6. рефлексия своей деятельности.

В ходе проведения социальной практики должны быть пройдены следующие этапы:

1. Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики), который включает в себя:

  1. выбор объекта;

  2. определение цели;

  3. выбор социального учреждения (института);

  4. формирование групп.

  1. Собственно практика (практическая часть).

  2. Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть), включающий:

  1. оформление результатов практики (дневник);

  2. внешняя презентация результатов практики;

  3. групповое обсуждение (рефлексия).

Площадкой для реализации социальных практик являются школьные клубы. Клуб - это универсальная форма организации детей между собой и детей и социума. Добровольность вхождения в объединение с учетом интересов и потребностей детей, определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, почувствовать себя первым среди равных, что необходимо молодому человеку в процессе его развития. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, общения, самовыражения и самоутверждения школьников.

На базе школы работает шесть клубов: «Инфо», «Гитары», «Патриот», «Эколог», «Сувениры Прибайкалья», «Пресс-центр».

Целью клуба «Инфо» является повышение профессионального и социального статуса творчески активных учащихся путем предоставления им возможностей максимальной реализации в общественно полезных делах.

Задачи и содержание работы клуба «Инфо»:

  • Пропаганда и реализация проектов различного масштаба самостоятельно или в сотрудничестве с другими организациями села и района.

  • Установление партнерских отношений с местными социальными структурами.

  • Развитие информационной культуры населения.

  • Мультимедийная поддержка школьных мероприятий.

Клуб объединяет учащихся 5-11 классов, учителей, активное взрослое население села, желающее овладеть информационными технологиями. Занятия клуба проходят еженедельно, в течение года участниками реализуется социальные пробы, практики, проекты.

Деятельность руководителей школьных клубов, направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.

Сельская школа и общество неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Деятельность наших клубов сопровождается совместными проектами с сельским поселением. Члены клуба ежегодно участвуют в социальной практике «Родному селу - чистые улицы», «Мы в ответе за тех, кого приручили!», разработали проект «Детская площадка», реализовали в сотрудничестве с взрослым населением микрорайона.

В рамках совместной деятельности клуба «Инфо» с ПФРГУ «ЦСПН» реализован проект «Университет третьего возраста». Вовлечение участников клуба в качестве тьюторов в процесс обучения людей старшего возраста (бабушек, дедушек) позволило старшему поколению получить базовые навыки пользования ОС Windows XP, основные приемы работы с текстовым редактором Microsoft Office Word 2007, отработать практические навыки поиска информации в сети с помощью браузера, доступа к сетевым ресурсам, использования электронной почты, общения в среде Skype. Участие школьников в данном проекте способствовало укреплению семьи, повышению семейных ценностей, привитию навыков сознательного и активного использования компьютера, профессиональной ориентации.

Организованная однажды практика по заказу Совета ветеранов выросла в ежегодно востребованный проект «Культурно-оздоровительное мероприятие ко Дню пожилого человека». Списки участников предоставляются нам от Совета ветеранов, а финансирует данное мероприятие Сельское поселение. На занятиях разрабатывается и утверждается сценарий мероприятия, смета расходов, освещение хода праздника в СМИ, интернете. На базе сельского поселения в рамках социальной практики родился проект «Издание книги «Известные люди поселения». Был организован сбор информации силами учащихся и учителей нашей школы. Издателю представили продукт практики - макет будущего издания.

Клубы принимают активное участие в акциях по заказу медучреждений, готовят раздаточный материал, сценарии выступлений, организуются встречи с интересными людьми, старожилами села, экологические десанты. Большим успехом у учащихся пользуется такая форма организации практики, как PR-акция «Специальное событие», одно из которых было организовано совместно с инспекторами дорожного движения, а другое реализовалось по заказу администрации РАЙПО для рекламы своей продукции.

Результаты законченных социальных практик представляются в установленные сроки в виде отчета, в котором отражены цели и задачи, описано решение поставленной проблемы. С рядом проектов члены клубов приняли участие в конкурсе социальных проектов в рамках межрегионального молодежного фестиваля «Цифровой бум», во всероссийском конкурсе социальных проектов «Содействие».

Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие учащихся в разных видах социальных практик, обеспечивают возможность более полного раскрытия учащихся в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме.

Таким образом, задача учителя сегодня - обучение и воспитание Личности, занимающей активную позицию по отношению к собственному образованию, для которой диалог с миром, с наукой и культурой, с другим человеком и с самим собой является естественным образом жизни.

1. Лапков А.В., Развитие непрерывного образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - с.31


© 2010-2022