Статья и презентация на тему Организация групповой работы на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карагодина Ирина Викторовна, учитель МАОУ «Гимназия №1» г. Белгород

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Л.С. Выготский: «Научишься сам, когда поучишь другого»

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета.

Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Групповое обучение помогает учащемуся преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнерами, предложить сотрудничество другим учащимся и почувствовать единение, комфорт и безопасность.

В центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия), а учащийся (который является равноправным речевым партнером) Обучение, основанное на групповом общении, ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ учащегося - реакция (оценка) учителя.

Работа в группе убеждает учащихся на практике в том, что изучение ИЯ предполагает не только активное общение с учителем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений.

Групповая работа позволяет вовлечь всех учащихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока.

Групповое обучение способствует развитию когнитивных (познавательных) способностей (концентрации внимания, способности работать с большим объемом информации , распределению внимания (многозадачности) и т.д.

Групповая работа учит самостоятельности - вся совместная деятельность распределяется среди группы учеников. Одни выполняют только планирующую часть работы, другие - решают задачу (возможны полярные мнения), т. е. осуществляют исполнительскую часть деятельности, третьи - контролируют работу первых двух, четвертые - оценивают. Каждый становится ответственным за определенную часть общего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает.

В ходе группового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам).

К сожалению, групповая работа не нашла еще широкого применения в практике преподавания иностранного языка, что можно объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:

  • трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя:

- боязнь беспорядка на уроке;

- организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);

- нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все учителя готовы к творческому поиску);

  • трудности, связанные с деятельностью учащихся:

- неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения "учитель-ученик");

- низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование

учащимися родного языка при обсуждении заданий;

- непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

- боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других, нежелание некоторых учащихся работать в группе с теми или иными соучениками (например, девочек с мальчиками);

- возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе;

- разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим);

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

8. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Приведу полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Для этой цели нужно выбрать «хранителя времени в каждой группе).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оценивая и комментируя работу учащихся, делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении, не обходя вниманием и типичные ошибки.

Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения.

Я придерживаюсь следующих правил:

1. Не допускать выпадов против личности.

2. Дать высказаться всем желающим.

3. Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

4. Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов.

5. Не прерывать и не поправлять говорящего.

6. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение.

Мой опыт работы подтверждает, что методически оправданно:

  • включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;

  • назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;

Групповое обучение уместно применять при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изученном языке.

Правила для учеников

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;

БУДЬТЕ:

  • взаимно вежливыми,

  • доброжелательными,

  • организованными,

  • дисциплинированными,

  • терпимыми к "промахам" одноклассников;

HE:

  • ссорьтесь,

  • перебивайте друг друга,

  • радуйтесь ошибкам товарищей,

  • смотрите раньше времени в "ключи",

  • переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);

  • При ведении дискуссий очень важно выработать правила.

Пример урока групповой работы

Проекты

The World of Mass Media (Афанасьева, 8 класс, unit: The World of Mass Media)

Тема урока: Школьные новости

Задача: подготовить радиопередачу и газету, освещающую нашу школьную жизнь.

Предварительная подготовка:

учащиеся самостоятельно, но под контролем учителя, разбиваются на группы по 4-5 человек, распределяют функции.

Организатор - отвечает за работу группы в целом; Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы; Секретарь - записывает высказанные идеи и решения; Критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; Контролер - проверяет, все ли поняли принятое решение.

  • проводится «мозговой штурм», определяются важные события за последнее время в школьной жизни. Так как изучение данной темы было в мае, то главными событиями учащиеся определили: подготовку к празднованию Дня Победы, поздравление ветеранов, экологический субботник на территории гимназии и подготовку к экзаменам.

  • 1-я группа учащихся решили представить свой проект в форме радиопередачи, вторая - в виде стенной газеты. В процессе подготовки радиопередачи были распределены роли: ведущий передачи, рассказчики, журналист. 2-я группа представила газету, в которой были рубрики: передовая статья, интервью со школьным психологом о подготовке к экзаменам, статья об уроке истории, на котором изучали события ВОВ.

  • в качестве домашнего задания задаётся подготовка к проекту - собрать материал по теме. Делается акцент на том, что каждый должен хорошо подготовиться, чтобы внести свой вклад в успешную работу группы;

  • На следующе уроке учащимся дается время на то, чтобы они подготовили свои проекты к презентации и организуется представление проектов.

Дебаты

Цели:

  1. развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, умения выяснять и обсуждать мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.

  2. воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.

"Advantages and disadvantages of the Internet" (Афанасьева, 8 класс, unit THE WORLD OF SCIENCE AND TECHNOLOGY)

1-я группа получает задание доказать, что интернет - это благо, вторая группа должна представить аргументы против использования интернета

Группы получают задания и карточки со вспомогательной лексикой.

Group1: information is available, it is much faster and easier to surf the net, to travel to libraries, can use the Internet to read newspapers and magazines, play games, listen to music, on-line shopping, can share your hobbies and special interests, make friends all over the world, e-mail is faster than sending a letter and cheaper than a telephone conversation.

Group 2: finding what you want can take your hours photographs, music and video make downloading slow and boring, use it for entertainment, not for learning, too much advertising instead of real information, "chat friends" is not the same as real communication.

А так же клише для оформления высказываний: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions, our first( second, third) argument for is …

После представления своих аргументов «за», учащиеся отвечают на вопросы 2-й группы, затем, наоборот.

Затем, представители от каждой группы анализируют аргументы оппонентов и делают свои выводы.

Задание на дом эссе "Is the Internet a blessing or a curse?"

Ролевая игра «Один день в Москве».

Цель данной игры - активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания.

В ходе игры играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждой группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.

Систематически организуя групповую работу в 8а классе, я могу с уверенностью сказать, что учащиеся стали более самостоятельными, научились преодолевать трудности в общении между собой на английском языке, процесс обучения стал более эффективным. В результате, в этом классе 4 призера школьного этапа и два призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, 2 призера межсетевой городской конференции научно-исследовательских и творческих работ учащихся. Кроме того, в этом году учащиеся 7а (классный руководитель Нарьян Е.Л.) и учащиеся 8а (классный руководитель Карагодина И.В.) показали свой групповой проект по внеклассной работе «Фестиваль Ирландской культуры» в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке. Учащиеся рассказывали об Ирландии, проводили мастер-класс «Сделай клевер своими руками» и танцевали Ирландские танцы.


Литература

  1. Гернер М.В. «Использование технологии "Дебаты" на уроках английского языка», festival.1september.ru/foreign-language/

  2. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во "Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ

  3. Павлова Е.А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка festival.1september.ru/articles/565289/

5


© 2010-2022