- Преподавателю
- Иностранные языки
- Дополнительная образовательная программа (краткосрочная) по английскому языку для реализации в каникулярное время
Дополнительная образовательная программа (краткосрочная) по английскому языку для реализации в каникулярное время
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белова Е.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «English World+» является ознакомительной и имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность
Знание английского языка сегодня необходимо во многих сферах жизни человека: в учебе, на отдыхе, при осуществлении деловых контактов, коммуникации с зарубежными коллегами или друзьями. Все это предполагает активное владение именно функциональным языком, и на первое место выходят практические навыки, такие как умения написать письмо, поддержать разговор и понять услышанную информацию. Для овладения такими навыками требуется не только знание грамматики, но и в первую очередь владение коммуникативными навыками, для приобретения которых используются аутентичные материалы или общение с носителями языка. Самыми доступными видами аутентичных текстов (при отсутствии постоянной коммуникации с носителями языка) являются книги, аудиокниги (или книги с CD MP3 - с видеорядом) и художественные, документальные, обучающие и мультипликационные фильмы (видеоматериалы). Использование художественных фильмов в процессе обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с применением аудиозаписей, т.к. видеоряд дополняет аудио и содержит такую важную невербальную информацию, как мимика, артикуляция, жесты и т.д. Кроме того, DVD, являясь одним из самых современных средств цифрового мультимедиа, позволяет использовать его технические характеристики, такие как: несколько звуковых дорожек на различных языках, использование субтитров на различных языках, С помощью аутентичного художественного фильма зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение/отношение, высказаться по теме, сформулировать идею, вступить в дискуссию и т.д. Ценность печатной книги заключается в ее социокультурном наследии.
Педагогическая целесообразность
Программа дополнительного образования «English World+» рассчитана на оставшихся в городе в период летних каникул обучающихся; таким образом, решается проблема занятости свободного времени детей.
Новизна
Данная программа отличается комплексным подходом к обучению в летний период, который заключается в использовании аутентичных форм устной и письменной коммуникации, использовании межпредметных связей и позволяет развивать не только четыре вида речевой деятельности, но и способствует реализации творческой мысли, развитию у детей критического мышления, умения работать в сотрудничестве.
Программа рассчитана на реализацию в летний период, поделена на 2 модуля, которые реализуются в объеме 12 часов каждый (всего 24 часа); по 3 занятия в неделю, рассчитанные на 2-часовое пребывание (45 мин. занятие +15 мин. перемена+ 45 мин. занятие+15 мин. перемена). Возраст обучающихся - 8-18 лет. Срок реализации программы - 1 месяц (два модуля по 2 недели). Объем программного материала может быть расширен за счет добавления в тематический план новых или углубленного изучения обозначенных уже тем.
Цель программы
Основная цель программы: комплексное развитие у обучающихся эстетического вкуса и языковой и речевой компетенции, совершенствование навыков аудирования, чтения, говорения за счет ознакомления и аналитической работы с получаемой из аудио- и видеоисточников страноведческой и культурологической информации.
Задачи и ожидаемые результаты
Задачи
Ожидаемые результаты
Образовательные:
Развить навыки письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства; овладеть различными видами и формами письменных высказываний.
По окончанию курса обучающиеся будут знать:
- технологии оформления рецензии или отзыва на фильм, смогут написать письмо другу с описанием любимой книги, фильма, мультфильма, игры актера и т.д.
Овладеть навыками говорения за счет расширения активного и пассивного словарного запаса, полученного при ознакомлении с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
Знать и уметь использовать в своей устной речи:
- культурные особенности британского народа; национальные праздники, традиции англоязычных стран; известных людей Великобритании и США, знаменитых писателей, поэтов, актеров и их произведения, изобретателей и их работы;
Развить у обучающихся навыки чтения доступных для них аутентичных текстов с выделением смысловых ядерных центров и правильной интонацией.
будут уметь:
- выразительно читать отрывки из английских произведений, стихи, озвучивать видеоматериал
Сформировать у учащихся навыки универсальных учебных действий: научиться извлекать информацию из текста для слушания/чтения на иностранном языке и использовать ее для решения коммуникативных задач; выполнять творческое или проектное задание с последующей рефлексией.
будут уметь:
- извлекать из текстов необходимую информацию;
- использовать полученную информацию для решения коммуникативных задач, ориентироваться в страноведческом и культурологическом материале, уметь собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами, работать с презентациями, проектами, уметь выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий, использовать в работе карту, наглядные пособия.
Развивающие
Развивать фонематический слух при восприятии аутентичного текста (речи), включающего в себя как изученные, так и неизученные языковые явления и дефиниции, на слух (аудирование) и с помощью зрительных образов.
Будут развиты:
фонематический слух в достаточной для восприятия на слух предложенных материалов
развить у учащихся критическое мышление с помощью различных типов заданий; навыки логического изложения мысли.
навыки критического мышления: способность анализировать, высказывать свое мнение, аргументировать его, подтверждать найденными в ходе исследовательской работы фактами; логически мыслить и делать выводы
развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству средствами английского языка.
способность самооценки выполненной работы как предпосылка стимула к изучению иностранного языка.
Воспитательные:
Воспитать коммуникативные умения
Будут воспитаны:
Необходимые для осуществления коммуникации навыки
Воспитать толерантное отношение к отличительным особенностям жизни в англоговорящих странах, к языку, культуре и традициям других народов.
доброжелательное и заинтересованное отношение к реалиям социокультурной жизни англоговорящих стран, истории, культурному наследию; уважительное отношение к межкультурным связям различных стран.
Воспитать у учащихся способность и готовность к работе в коллективе (в сотрудничестве).
- желание и способность работать в коллективе, выполнять общие задачи;
- чувство ответственности. взаимовыручки
Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах и в группах (командах).
Самостоятельная (индивидуальная) работа.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы (задание может быть дано в игровой форме), анкетирование, тестирование,.
- Устные высказывания в монологической и диалогической речи (опрос, составление диалога).
- Наблюдение за активностью обучающихся на занятиях
- Итоговая работа по любой пройденной теме в письменной и устной формах (тест, сообщение, презентация, минипроект) и выполнение предложенных заданий (подготовка иллюстрации к любимым эпизодам из фильма, разработки проектов, связанных с тематикой фильма или книги («Дерево Белоснежки и семи гномов», «Карта волшебной школы»), проведение ролевых игр (инсценировки) и т.д. Традиционным заключительным занятием является урок-викторина.
- Анализ результатов деятельности и рефлексия.
Программа предусматривает следующие виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль и итоговый контроль. После изучения теоретического материала по теме и закрепления его на первоначальном уровне учащимся предлагается самостоятельно выполнить несколько упражнений. Взаимоконтроль отличается от самоконтроля тем, что учащиеся анализируют и исправляют ошибки своих товарищей. При проведении текущего контроля осуществляется проверка уровня сформированности грамматических умений и навыков по каждой изученной теме. Текущий контроль может проводиться в различных формах: игровая, тестовая, устная и письменная проверка знаний теоретического материала, а также проверка умения выполнять коммутативно-ориентированные и грамматические задания. Примером игровой формы контроля могут служить различные настольные игры, например игра-лото «Bingo», которая используется при изучении лексики и различных грамматических явлений: предлогов, числительных, наречий, союзов т.д. Для игры используются карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги, союзы, глаголы, иными словами, тот грамматический материал, который нужно отработать. Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив ошибок. Используются игры издательства «Ребус»: «Кот в мешке», «Английские времена» и др. «Готовимся к вечеринке», «Что мы знаем о Великобритании» и др. Эти игры могут быть использованы на переменках. Текущий контроль по пройденному разделу может также осуществляться на базе письменных и устных заданий, которые обучающиеся получают в качестве домашнего задания. Это может быть письмо другу о просмотре фильма, театральной пьесы, прочтении книги, встрече со знаменитостью и т.д.(структуры Past simple, Used to, Present Perfect; Present Simple, Present Continuous); cочинение-мнение (Inversion, Emphases, Linking words), cтатья в газету или журнал (Reported questions),диалог, монолог по теме, написание рекламы к фильму, к книге, рецензия (If-Closes, Passive in the Past. Passive in the Present).
Учебно-тематический план
№
Название тем
Теория
Практика
Всего
1.
Виды и жанры детской сказки
1
1
2
2
У. Дисней и волшебный мир Диснейлэнда
1
1
2
3
В мире диснеевских героев
1
2
2
4
Английская классическая поэзия и лимерики
1
2
3
5
Театр Шекспира
1
2
3
6
Хроники Нарнии (Льюис).
1
2
3
7
История английского кино. Чарли Чаплин.
1
2
3
8
Английские пословицы и их значение.
1
1
2
9
Современные волшебники (Гарри Поттер)
1
1
2
10
Проверь свои знания
1
1
Всего
24
Содержание образовательной программы
1. Виды и жанры детской сказки
Теория: презентация на тему с вопросами по теме «Жанровое многообразие детской сказки», понятие «сказка с кочующим сюжетом».
Практика: чтение отрывка и просмотр фильма «Белоснежка и семь гномов» с выполнением заданий.
2. У. Дисней и волшебный мир Диснейлэнда.
Теория: презентация о жизни и творчестве основателя мультипликационной студии и парка развлечений.
Практика: просмотр отрывков из мультфильмов мастера мультипликации, разучивание песни «Never smile at the crocodile».
3. В мире диснеевских героев.
Теория: лекция или презентация о основных работах, которые были выполнены киностудией «Дисней».
Практика: просмотр и последующее обсуждение любого из фильмов ( «Приключения Робина Гуда»).
4. Английская классическая поэзия и лимерики (English Poems and Limericks)
Теория: презентация на тему «поэтических жанры».
Lear and his limericks, "Night", W.Blake,"My Heart's in the Highlands" R.Burns, "Spring" W.Blake
Практика: Чтение стихов на английском языке и в переводе (на выбор) - поэтический вечер, практика самостоятельного написания лимериков.
5. Театр Шекспира. Shakespeare's Theatre
Теория: ознакомление учащихся с английским писателем и его произведениями (лексика: Hamlet, Othello, King Lear, comedies, tragedies, sonnets). Выразительное чтение стихов (интонация, теория стихосложения).
Практика: викторина или конкурс чтецов (чтение сонета (в русском и английском вариантах) Просмотр отрывка из видео фильм
6. Lewis Carroll and his Books
Теория: - ознакомить с учащихся с писателями английской литературы
- развивать умение выразительного чтения и актерского мастерства
Charles Dodgson, pen-name (псевдоним), "Alice in Wonderland", Alice Liddell (дочь ректора, прототип главной героини Алисы).
Практика: чтение отрывка из произведения «Алиса в стране чудес» и- или просмотр одноименного фильма. Драматизация отрывка из произведения.
7. Хроники Нарнии» Льюис. . G. Lewis "The Chronicles of Narnia"
Теория: творчество Льюиса. «Хроники Нарнии» (обзор творчества писателя в презентации).
Лексика:magician, king, fawn, quin
Практика: просмотр отрывков фильма, выразительное чтение отрывка из произведения
7. История английского кино. Чарли Чаплин. The British People and the Cinema
Теория: познакомить учащихся с историей создания киноиндустрии, основоположником немого кино Чарли Чаплиным, главным кинотеатром страны.
Лексика: Cinema, actors, characters, the Odeon, Charlie Chaplin, black and white films, silent pictures.
Практика: просмотр фильма, выполнение заданий к нему.
8. Английские пословицы и их значение. English proverbs and their meanings
Теория: малые фольклорные жанры литературы;
Лексический материал: "Better late than never","A friend in need is a friend indeed", "Short visits make long friends" и др.
Практика: конкурсы, связанные с отгадыванием и интерпретацией пословий, сопоставлением с аналогами в русском языке.
9. Современные волшебники (Гарри Поттер).
Теория: Видеолекция-презентация с извлечением документальной информации о жизни писательницы Роулинг, истории создания книг, из жизни актеров, особенности использования спецэффектов и др.).
Практика: просмотр избранных эпизодов или частей из фильмов по книгам о Гарри Поттере. Написание рецензии, оформление своей рекламы фильма.
10. Проверь свои знания. Check your knowledge
Теория: обобщение пройденного материала
Практика: "Brain Ring". Брейн-ринг.
***Объем программы может быт расширен за счет углубленного изучения предложенных тем или добавления новых по усмотрению педагога или запросам обучающихся, например:
1) Знаменитые люди Великобритании и США. Famous People of Great Britain and USA
Теория: Презентация педагога (знаменитые люди стран изучаемого языка).
Лексика: Outstanding works, fame, talent, water-colors, masterpieces, fabous.
Personalities: D. Defoe, J. Turner, W. Shakespeare.
Практика: рассказ о знаменитых людях и их вкладе в науку, искусство, литературу.
2) Что было изобретено в Великобритании. What was invented in Great Britain?
Теория: ознакомление учащихся с различными изобретениями и их авторами с помощью презентации
Лексика: Steam-powered locomotive, telephone, light bulb, gramophone, the scientific revolution, scientists
Names: T. Edison, E. Berliner, A. Bell, R. Trevithick. I. Newton.
Практика: игра КВН или оформление стенда (работа в малых группах).
3) Придворный мир: короли и королевы. Kings and Queens
Теория: презентация, знакомящая с представителями королевских династий различных исторических эпох и связанной с разными эпохами литературой про жизнь монархов.
King Arthur, Richard the Lionheart, Knights of the Round Table, knighthood, sword, Queen Victoria and her prosperity, Queen Elisabeth the Second.
Практика: чтение книг про короля Артура (легенды), драматизация мини пьесы «Король Артур и рыцари круглого стола».
4). Правящая королевская семья. The Royal Family.
Теория: представление ключевых моментов, связанных политической и общественной деятельностью и жизнью представителей королевской семьи: используются статьи из современных газет, презентация и видеоролики о жизни, коронации, обычаях при действующем королевском дворе.
Лексика: Royal family, British Parliament, Buckingham Palace, royal traditions, wealth, weddings.
Практика: поиск информации в сети Интернет для сообщения, подготовка проекта (стенд, презентация).
5.Д. Джером. «Трое в лодке не считая собаки». J.K. Jerome "Three Men in a Boat".
Теория: биография писателя и его творчество.
Лексика: The Thames, boat, up and down the river, to pack, to travel, to discuss plans.
Практика: выразительное чтение отрывка из произведения.
6. Музыка в жизни англичан. Music for Englishmen
Теория: презентация о Британском музыкальном наследии, культовых английских, шотландских и ирландских группах современных музыкальных тенденциях.
Лексика и персоналии: London Orchestra, group "Beatles", radio "Virgin", popular music, singers, concert halls.
Практика: доклады, прослуживание и исполнение известных песен.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
- Таким образом, в программе используются следующие методы: коммуникативный (учебно-речевые ситуации), иллюстративный (грамматические схемы, тематические плакаты, презентации, аудио и видеоматериал); метод создания ситуации творческого поиска (проведение самостоятельных исследований, работа с литературой и информационными ресурсами); игровая деятельность (игры, кроссворды, викторины, загадки, стихи, сценки); проектный (минипроект его презентация); метод стимулирования образовательной деятельности (поощрение, соревнование, конкурс, турнир, создание ситуации успеха и др.).
Педагогические технологии, используемые при реализации данной программы дополнительного образования: коллективной творческой деятельности (в сотрудничестве), технология использования мультимедийных ресурсов, информационно-компьютерные технологии (при осуществлении проектной деятельности), проблемного обучения, модульного обучения, мастерских, дифференцированного обучения. В будущем возможно использование технологии интерактивного обучения,
Обучающий процесс по данной программе строится в соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка: сознательности и активности, постоянного речевого взаимодействия, сочетания репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности, наглядности, последовательности, посильности, научности, доступности. Основной подход, используемый при обучении - системно-деятельностный, личностно-ориентированный. При этом используется и такая форма работы, как работа в сотрудничестве: учащиеся учатся умению слышать и слушать собеседников, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, развить умение рассказывать о знаменитостях и выразить свое отношение к их произведениям, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Каждое занятие строится по определенному алгоритму и плану. Лекционная часть (теоретическая) преподносится в виде подготовленной преподавателем по теме презентации в формате Power Point. Презентация может сопровождаться отрывками из художественной литературы или видео эпизодами. Обучающиеся выполняют какую-то практическую работу (чтение по ролям, подготовка иллюстраций, выполнение поделок в технике оригами, рисунок (к собственной литературной миниатюре), раскраска, сочинение собственного литературно-художественного произведения (например, лимерика) рецензия, отзыв, прогнозирование развязки и т.д), проект и т.д. в зависимости от их возрастных особенностей. Каждое последующее занятие начинается с повторения предыдущей темы и закрепления ее с помощью выполненного домашнего проекта или подготовленных педагогом заданий.
Вторая часть занятия посвящена просмотру, чтению и обсуждению какого-то конкретного произведения. После просмотра 20-30 минутных отрывков из фильма (чтения новой книги) предлагается обсудить увиденное, выполняя различные грамматические, лексические или коммуникативные задания. Таким образом, педагог осуществляет контроль усвоения нового материала в виде устного опроса, письменного теста.
Методика и основные этапы работы с видеоматериалом
Знакомство с лексико-грамматическим материалом.
Первичный просмотр видеосюжета с использованием субтитров (возможен вторичный просмотр без использования субтитров).
Контроль понимания увиденного (ответы на вопросы).
Выполнение тренировочных языковых упражнений.
Обсуждение интересных и проблемных ситуаций.
Для развития навыков аудирования учащимся предоставляются разнообразные аудио- и видеоматериалы, сопровождающиеся различными заданиями, с целью понимания как отдельных деталей текста или выказывания, так и для понимания теста (речи) и основного содержания произведения (фильма) в целом.
Технологии, используемые при работе с текстами художественной литературы
С целью совершенствования навыков чтения подбираются специальные тексты, а также предусмотрены следующие упражнения в рамках технологий ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения, направленные на развитие умений:
- быстрого ознакомления с текстом,
- распознавать сюжет текста по ключевым словам и иллюстрациям,
- поиска отдельных словарных единиц.
Для развития письменной речи используются такие упражнения, как:
- Заполни пропуски в предложениях к тексту;
- подбери верное слово к иллюстрации.
- найти и исправить грамматические ошибки в речи персонажей;
- перефразируй высказывание, используя определённую грамматическую конструкцию;
- заполни анкеты от лица персонажей с дальнейшим их использованием в играх, обсуждениях, интервью.
Для развития устной речи предусмотрена работа обучающихся над устными упражнениями, основанными на предложенных в программе темах и сюжетах повседневной жизни (придумать другой конец истории, рассказать историю от имени обычного действующего персонажа, необычного персонажа (дерева, ветра и др), рассказать смешной случай из собственного прошлого и т.д.).
Материалом для развития фонетической стороны речи являются малые литературные жанры (стихи, лимерики, загадки, дразнилки и т.д.), с которыми также знакомятся обучающиеся в ходе освоения программы.
Материал в области грамматики подбирается в соответствии с разным уровнем сложности и заранее готовится педагогом в виде распечаток на принтере (примерный перечень: глаголы в действительном залоге в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы и их эквиваленты; конструкция there is/ there are; качественные прилагательные в различных степенях сравнения, в том числе и исключения; предлоги места, времени, направления; на более старшей ступени вводится время Perfect, страдательный залог, условные наклонение, косвенная и прямая речь и д р.)
Список литературы для педагогов
Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
2. Новиков М.Ю. DVD как средство обучения аудированию // Иностр. языки в школе. 2007 №1
3. Смирнов И. Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма // Иностр. языки в школе. 2006 №6
4. Соловова Е. Н. Разработка авторских программ и курсов // Иностр. языки в школе. 2004 №4, 5
Список литературы и видеоматериалов для детей
Литературные произведения братьев Гримм, Ш. Перро, Д. Роулинг, Льюиса, л. Кэррола, Д. Джерома,Н. Носова, А. Пушкина, А. Милна, А.Толстого и др.
Поэзия: Э. Лир, Стивенсон, Байрон, Шелли, Вордворд. Китс, народный фольклор (Истории Матушки Гусыни),переводы Маршака.
Видеофильмы: «Беслоснежка и семь гномов», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Микки Мауса», «Винни Пух и все-все-все», «Гензель и Гретта», «Гарри Поттер» (экранизации по книгам Роулинг), «Хроники Нарнии» (по книгам Льюиса), «Приключения Робина Гуда».