Использование ИТ на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль информационных технологий на уроках английского языка

В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, и, конечно, образование.

Активная политика производителей компьютерной техники и программного обеспечения, особенно в клоне персональных компьютеров, а также фирм по оказанию телекоммуникационных сервисов привела к тому, что человек современного информационного общества уже не может обойтись без компьютера. Однако большинство пользователей не могут ответить на достаточно простой вопрос: "Что нового и нужного привнесли в его жизнь компьютерные технологии?" Очевидно только одно - просто использование этих технологий требует больших материальных затрат. А вот для чего их нужно применять, как реализовать новые возможности, предоставляемые этими технологиями, и, что важнее всего в сфере образования, как новые технологии эффективно использовать в образовании и обучении?

В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета , в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

- электронные энциклопедии и справочники;

- тренажеры и программы тестирования;

- образовательные ресурсы Интернета;

- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

- видео и аудиотехника;

- научно-исследовательские работы и проекты;

- интерактивная доска.

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

- общекультурное развитие обучающихся;

- совершенствование навыков владения компьютером;

- совершенствование языкового уровня;

- создание благоприятного психологического климата;

- повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

- самоутверждение учащихся;

- возможность реализации индивидуализации обучения;

- реализация принципа обратной связи;

- большие возможности наглядного предъявления материала;

- исключение времени для написания материала на доске;

- экономия расходования материалов учителем;

- совершенствование процесса проверки работ учащихся;

- повышение авторитета учителя;

- сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

- активизация навыков самостоятельной работы.

Во многих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошо это или плохо - покажет время, но то, что быстрое овладевание новыми знаниями уже невозможно без применения компьютера - это очевидно. И качество обучения в наших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствами в целом и самыми современными средствами ИТ в частности и грамотным применением их в учебном процессе, и на уроках английского языка в частности.

Сегодня новые методики с использованием средств ИТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Использование ИТ позволяет учителю английского языка разнообразить формы своих уроков, сделать их более интересными и продуктивными.

Урок изучения нового материала

- мультимедийные конспекты-презентации.

Урок закрепления знаний

- обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

Урок систематизации и обобщения знаний

- самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах;

- заполнение электронных анкет;

- работа с расписанием поездов;

- работа с картой прогноза погоды;

-работа с географическими картами;

-работа с англоязычными сайтами.

Урок развивающего контроля

-компьютерное тестирования.

Проектная деятельность обучающихся

- создание проектов в виде презентаций в программе Power Point.

Обучение аудированию на английском языке с использованием ИТ предполагает работу с мультимедийными средствами: электронным учебником, CD-диском для прослушивания текстов на языке.

Обучение чтению

- получение информации о последних событиях в мире (в старших классах - обьемное чтение новостей, затем ролевая игра "Профессия - репортер").

Обучение письму

- общение с помощью электронной почты (электронная переписка с людьми со всего мира).

Обучение говорению

- подготовка к высказыванию на уроке с использованием Интернет-ресурсов.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

При использовании ИКТ на уроках английского языка, учителю следует помнить, что наряду с положительными моментами, непродуманное использование ИКТ несет с собой и определенную угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Прежде всего следует четко понимать, что все технические средства, подключенные к энергоносителям, необходимо установить таким образом, чтобы был исключен контакт ребенка с оголенными проводами, открытыми «гнездами», разъемниками и другими частями технических средств, которые могут нести прямую угрозу жизни и здоровью ребенка. Обучающиеся могут находится в данном кабинете только в присутствии учителя. Только учитель включает и выключает энергоснабжение.

В начале учебного года учитель проводит вводную беседу по технике безопасности, объясняя и демонстрируя учащимся те кнопки, которыми может пользоваться ученик. Общие выключатели энергопитания должны быть изолированы от обучающихся и должны быть доступны только учителю.

В классной комнате должна быть памятка по работе с компьютером и с другими средствами ИКТ, обучающиеся должны быть проинформированы, что в случае неполадки с тем или иным средством ИКТ ребенок сразу же сообщает об этом учителю и не пытается устранить неполадку самостоятельно.

Новые информационные технологии представляют собой огромный резерв для повышения педагогического мастерства учителя. В мире преподавания иностранных языков постоянно что-то происходит: изобретаются методы, создаются учебные пособия, испытываются новые приемы обучения. И учитель, который не следит за событиями и не повышает свою квалификацию, рискует безнадежно отстать от современного учебного процесса. Новые информационные технологии позволяют преподавателям удаленных от центральных городов населенных пунктах знакомиться с динамично развивающимися языковыми процессами, участвовать в педагогических Интернет-конференциях, черпать материалы для осуществления своей педагогической деятельности.

Кроме этого, применение электронных учебников помогает облегчить процесс обучения, освобождая учителя от долгих объяснений, а также делает урок динамичным и живым. Хорошим стимулом в работе является то, что учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, упражнения различного уровня сложности, но не стоит забывать о том, что на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении, так как прямой устный диалог с компьютером невозможен.


© 2010-2022