Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

Данная статья поможет учителю английского языка спланировать урок, нацеленный на реализацию ФГОС. Особое внимание уделено инновационным методам и приёмам, используемым учителем на современном уроке для формирования УУД. Работая в условиях кардинально изменившегося мира и, в связи с этим, в условиях реализации ФГОС, передо мной, как учителем, стоят множество вопросов. Вопросов, заставляющих переосмыслить роль школы, роль учителя, роль ученика. Три из них – самые важные для меня. Первый вопрос – Как сформировать, развить, воспитать такого ученика, чтобы в будущем он стал успешным, востребованным, самостоятельным и жизнь его была гармоничной? Второй вопрос - Какие приёмы, методы, технологии, подходы взять на воор... Для этого я полностью перестроила подходы в подготовке и проведении своих уроков.    
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой урок сегодня:

1. Это урок, где ученик не просто изучает новый материал, а имеет возможности реализовать себя, проявив свои способности и задействовать свой потенциал.

2. Это урок открытия нового в каждой конкретной изучаемой области или теме.

Новое - это не только новая информация о чём-то. Это новое приращение ученика. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне - освоенные способы стихосложения или решения задач.

Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Каждый мой урок- никогда не похож на другие. Поурочный план урока может быть одним и тем же для разных классов в параллели, но результаты учеников - всегда новые.

В каждом классе каждый ученик имеет возможность проявить себя по разному, изучая программный материал.

3. Это урок создания образовательной продукции

Принцип продуктивности в образовании - основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».

И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое? Что проку от развития его «учебно-познавательных способностей»? По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт - всегда главный элемент. Поэтому и учёба на моем уроке сегодня является средством, а не целью.

К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. И я даю им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Это можно сделать на любом уроке, в любой изучаемой теме

4. Это урок развития компетентностей.

Создавай образовательную продукцию ученики приобретают навыки и умения получения актуального результата.

Например, коммуникативные компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая английский язык, понимает и знает, как воспользоваться языковыми средствами иностранного языка, попав за рубеж.

5. Это урок коммуникаций: урок - диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты - это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.

6. Это метапредметный урок.

Для решения учебной задачи используется материал различных учебных предметов и различных сфер жизнедеятельности.

7. Это урок социального учёта, т.е. учета внешних требований, настроений, «духа времени».

8. Это урок, где оценивается только успех.

Если за пример взять оценивание создания бизнес - плана собственной фирмы, то критерии будут следующие: умение представить свой проект, умение аргументировано и грамотно доказать целесообразность появления данной фирмы на рынке товаров и услуг, красочность представляемого материала. Умение проявить коммуникативные умения, использовать языковые средства и навыки оперирования ими.

Мой ученик сегодня:

1. Является равноправным участником образовательного процесса.

2. Планирует, осуществляет, оценивает процесс обучения.

3. Разрабатывает собственный образовательный продукт и выстраивает собственную образовательную траекторию.

4. Умеет слушать, вступать в диалог, отстаивать свою позицию, признаёт отличное мнение.

5. Продуктивно взаимодействует и сотрудничает со сверстниками и взрослыми.

6. Оценивает себя, своё поведение, свою роль и вклад в процессе групповой работы, корректирует свою деятельность.

7. Умеет рефлексировать.

Как же изменилась я, как учитель, какие инновационные методы и приёмы применяю на своих уроках сегодня?

1. На уроке я - психолог и организатор, применяющий новые подходы для развития творчества учащихся и формирования современной личности 21 века.

2. Создавая на уроке эвристические ситуации, я оказываюсь на равных позициях с учеником и наравне с учениками решаю реальные, а не учебные задачи. Мои цели и цели учеников совпадают.

3. Планирование урока или серии уроков нацелено на то, чтобы по окончании темы каждый учащийся создал образовательный продукт: суждения, текст, рисунок, опорный конспект, проектную работу, сказку, рекламу и т.д. Создание такого образовательного продукта способствуют тому, что учащиеся самостоятельно конструируют индивидуальный образовательный процесс.

4. Так как формулировка темы урока - отправная точка для ученического целеполагания, всегда в начале урока даю информативную формулировку темы или план, по которому будет строиться урок.

5. Мною или самими учениками обязательно формулируется проблема урока для создания образовательной напряженности, которая ведёт к активизации познавательной деятельности. Источниками проблем являются интересы и потребности учеников; реально существующее противоречие, представляющее познавательный интерес; затруднение решения задачи или выполнения задания.

6. Задания на уроке строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваю в программе, учебниках, сборниках упражнений, справочниках по предмету. Отрабатываются базовые объекты курса, а не дополнительные или развлекательные элементы.

7. Вся деятельность на уроке направлена на решение одной или нескольких обозначенных проблем.

8. Деятельность учащихся строится с целью самостоятельного получения знаний о реальных объектах. Полученные оригинальные продукты сопоставляются с культурно - историческими аналогами.

9. Развиваются личностные качества ученика: познавательные (любознательность, пытливость, проницательность, увлечённость, сообразительность, умение анализировать и синтезировать материал, склонность к эксперименту и др.); креативные (вдохновлённость, воображение, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску, прогностичность, знакотворчество и др.); методологические (умение определять собственные цели, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, умение планировать, гибкость и вариативность действий, коммуникабельность, смысловое видение, умение рефлексировать, самоанализ, самооценка и др.)

10. Наиболее высокую оценку за образовательный продукт получает не тот ученик, кто более точно и полно воспроизводит заданное содержание, а тот у кого в работе больше научно - и культурно-значимого отличия от известного продукта.

11. Формы и методы, используемые мною на уроке, направлены не только на создание учащимися образовательной продукции на английском языке, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу: его планирование, оценку, контроль, рефлексию, усвоение базового содержания образования.

Какова же моя собственная система оценивания уровня освоения универсальных учебных деятельностей учащихся?

Это оценивание уровня сформированности и развития следующих способностей и «приращений» учащихся:

  • Организационно - формальных - способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию; - наличие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; - умение формулировать проблему; - умение структурировать и моделировать изучаемый материал; - гибкость мышления; - умение перестроить и переключить поисковую активность; - умение мыслить и самостоятельно делать выводы; - находить новые оригинальные подходы; - получать изящные результаты; красивые решения и удовольствие от обучения; - эффективность действий по получению нового знания в учебных, учебно - проектных и социально - проектных ситуациях.

  • Предметно - содержательных - «приращение» активного и потенциального словарного запаса; - умение преодолеть трудности нехватки языковых средств; - умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников; - умение общаться на иностранном языке в устной и письменной речи; - Умение строить своё речевое и неречевое поведение; - качество созданного образовательного продукта; - умение анализировать языковой материал, построенный на сравнении и сопоставлении культурных реалий различных стран.

  • Духовно - нравственных - умение ориентироваться и адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах; - соблюдение этикетных норм в общении; - проявление нравственных качеств личности; - уважение к другим культурам; - умение работать в «команде», распределяя роли; - умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; - проявление прилежания и ответственного отношения к учению.

Каковы же примеры заданий, разработанных мною, формирующих универсальные учебные действия?

1. Для формирования личностных УУД я создаю условия, способствующие осознанию учащимися смысла и роли обучения, осознанию значения деятельности для получения результата.

Примеры заданий:

А) Перед просмотром видеофильма, посмотрите на список новых слов, которые вы в нём встретите. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в данном тексте.

Б) Перед тобой два варианта песни на русском и английском языке. Соедини русские слова с их английскими эквивалентами и наоборот.

2. Для формирования познавательных УУД мною разрабатываются задания на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на поиск и выделение необходимой информации, на применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; на структурирование знаний; на
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; на выбор наиболее эффективных способов решения задач; на рефлексию способов и условий действия, на контроль и оценку процесса и результатов деятельности; на определение основной и второстепенной информации; на то, чтобы учащиеся свободно ориентировались и воспринимали тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; на понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации; на постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; на умение моделировать; на выработку умений сравнивать, классифицировать объекты, анализировать и обосновывать; на умение формулировать проблемы и самостоятельно создавать способы их решения.

Примеры заданий:

А) Восстанови текст, расположив отрывки в логической последовательности.

Б) Соедини слово в левой половине задания с его синонимом в правой.

В) Восстанови интервью, используя только вопросы/ только ответы.

Г) Подготовь стенд, составленный на основе предложенного текста по теме.

3. Для формирования регулятивных УУД осуществляется контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

Примеры заданий;

А) Прослушайте или прочитайте предложения и запишите пропущенные в каждом из них слово.

Б) Прослушай слова и запиши уточняющие слова для каждого из понятий. Восстанови исходный набор слов устно или письменно.

В) Заполните таблицу.

4. Для формирования коммуникативных УУД организуется продуктивное общение, взаимодействие и сотрудничество учащихся со сверстниками и взрослыми, в котором они задают друг другу вопросы, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управляют поведением партнёра, осуществляют контроль, коррекцию, оценку его действий.

Примеры заданий:

А) Составь резюме.

Б) Проведите диспут на тему…

В) Подготовьте текст рекламы для…

Г) Представь бизнес-план собственной фирмы.

Каковы же преимущества деятельностного урока в условиях реализации ФГОС по сравнению с традиционным уроком?

1. Возрастает образовательная продуктивность учащихся, т.к. они участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования.

2. Выстраивается личностная система знаний у учащихся, адекватная изучаемому материалу и образовательным стандартам.

3. Повышается учебная мотивация и продуктивность образования школьников.

4. Динамика творческих достижений учеников выше, чем динамика повышения уровня их базовых образовательных нормативов.

5. Творческая активность учеников в большей мере влияет на развитие их личностных качеств, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов: развиваются креативные, когнитивные и оргдеятельностные личностные качества.

6. В учебный процесс включается метапредметное содержания, которое выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.

7. Увеличивается доля открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений, увеличивается интенсивность и эффективность развития креативных качеств творчески ориентированных учащихся.

Приложение №1.

Учебные задания для формирования УУД.

  1. Класс: 8

Тема: «Охрана окружающей среды»

Объект задания: Окружающая среда.

Виды деятельности ученика: Чтение с извлечением главных фактов, говорение.

Ожидаемый продукт: Стенд, составленный на основе предложенного текста по теме.

Формулировка задания:

1). Прочти текст по теме «Охрана окружающей среды».

2). Выдели в тексте основные проблемы.

3). Используя изученный ранее языковой материал по теме и проблемы, обозначенные в предложенном тексте, подготовь стенд, отображающий Программу деятельности воображаемой общественной организации по защите окружающей среды.

4).Представь проект Программы, воображаемой вами общественной организации, пользуясь составленным стендом.


  1. Класс: 6

Тема: «Внешность»

Объект задания: Мода

Виды деятельности ученика: Чтение с извлечением основной информации. Заполнение таблицы. Подготовка презентации.

Ожидаемый продукт: Заполненная таблица «Тенденции в российской и европейской моде 50х, 60х, 70х, 80х годов 20-го века». Презентация о модных тенденциях определённого десятилетия 20-го века.

Формулировка задания:

1).Прочитав текст, заполни таблицу по следующему алгоритму: Женская мода десятилетия (причёски, одежда, обувь, аксессуары). Мужская мода десятилетия (причёски, одежда, обувь, аксессуары).

2). Подбери видео ряд к ключевой лексике таблицы.

3). Подготовь презентацию об определённом десятилетии 20-го века и представь её.

3. Класс: 10

Тема: «Загрязнение воздуха»

Объект задания: Воздух в регионе

Виды деятельности ученика: Аудирование видеоролика. Написание тезисов выступления на митинге в защиту окружающей среды. Участие в ролевой игре «Митинг «Защитим воздух в городе»

Ожидаемый продукт: Тексты выступлений на митинге от имени: - городского чиновника, - представителя химической компании, - архитектора химического комбината, - безработного, - эколога, - члена партии «Зелёных».

Формулировка задания:

1).Просматривая видеоролик 1-й раз, выпиши ключевые фразы по теме.

2).Просматривая видеоролик 2-й раз, заполни таблицу недостающей информацией.

3). Используя информацию таблицы, составь тезисы выступления на митинге, выбрав одну из предложенных ролей.

Приложение 2.


Сценарий урока.


Тема урока: «Моя будущая профессия: Создание своего собственного бизнеса».

Класс: 10
Тип урока: Урок моделирования.


Цели урока:
Для учителя:

1) ввести учащихся в процесс прогнозирования и планирования деятельности своей собственной фирмы;

2) создать условия для разработки бизнес-плана своей фирмы;

3) пробудить интерес к самостоятельному решению задач.

Для ученика:

1) написать бизнес-план собственной фирмы;

2) подготовить презентацию деятельности и развития своей фирмы.

Оборудование и материалы к уроку: мультимедийная доска, интернет, дидактический материал со структурой бизнес-плана.


Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: бизнес-план собственной фирмы.


Главная проблема урока:

1) вовлечение учащихся в общество взрослых;

2) несформированность личной позиции старшеклассника;

3) эмоциональная и личностная открытость друг к другу.


Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам:

N п/п

Этап урока

УУД

Формулировка заданий ученикам

Деятельность на уроке

Время

1

Организационный момент

Формирование мотивации к моделированию собственного образовательного продукта

Сформулируй домашнее задание по задачам урока.

Приветствие. Задачи урока

2 мин.

2

Речевая зарядка

Формирование коммуникативной компетенции, готовность отстаивать свою позицию, развитие аналитических способностей.

Вырази свою точку зрения и обоснуй ее. Выслушай мнения одноклассников, кратко выскажись без предварительной подготовки на заданную тему.

Беседа о видах бизнеса (оказание различных услуг, общественное питание, торговля потребительскими и продовольственными товарами, строительство жилья, туризм, продажа недвижимости, образование, медицина)

10 мин

3

Введение в тему: структура бизнес-плана.

Развитие навыков работы с информацией: выделение нужной информации, обобщения и фиксация информации

Прослушайте мою лекцию, запишите схему бизнес-план в тетрадь, подчеркнув ключевую лексику

Лекция учителя о структуре бизнес-плана с предоставлением ключевой лексики :
а) миссия фирма и ее основная стратегическая ориентация;
б) виды товаров и услуг фирмы;
3)рынки сбыта продукции и услуг;
4)отличие фирмы от твоих конкурентов;
5) реклама продукции, услуг фирмы.
6) план производства (откуда и как будет создаваться, производиться товар, услуга и как будет доставляться и в каком объеме до потребителя).
7)риски фирмы (социальная нестабильность, конкуренция, инфляция, колебания цен, война, риск транспортировки и тд..)
8)финансы (источник и сумма затраченного финансирования, период окупаемости проекта, будущие доходы).

8 мин.

4

Самостоятельная групповая работа

Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими и умение подготовить устное высказывание с ограничением во времени; создание возможностей самореализации средствами иностранного языка, стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом.

Используя подчеркнутую ключевую лексику и структуру бизнес-плана, выберите отрасль деятельности вашей фирмы, аргументируйте свой выбор, составьте собственный бизнес-план, распределите роли в фирме и подготовьте выступление с презентацией собственной фирмы с позиции выбранной вами роли.

1. Выбор отрасли деятельности фирмы.
2.Составление бизнес-плана с использованием представленной учителем ключевой лексики.

13 мин.

5

Презентация собственного образовательного продукта

Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими и умение подготовить устное высказывание с ограничением во времени; создание возможностей самореализации средствами иностранного языка, стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом.

Представьте устное выступление перед одноклассниками, учитывая, что у вас 3 минуты для выступления вашей группы.

1. Представление обоснованности и актуальности выбора вида деятельности фирмы.
2. Презентация фирмы по структуре бизнес-плана.
3. Представление своих ролей в фирме

10 мин.

6

Подведение итогов урока.

Развитие универсальных способов деятельности с использованием информационных технологий.

Подготовьте презентацию своей фирмы в Power Point, рекламные буклеты и способ рекламы.

Домашнее задание: Подготовить презентацию своей фирмы в Power Point, рекламные буклеты и способ рекламы

2 мин.

Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками: Рекламные буклеты, рекламные слоганы, презентации бизнес-планов в Power Point.

Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. Ученики находят сходства и отличия своего бизнес-плана с бизнес-планами одноклассников, корректируют, дополняют свой бизнес-план.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности. Подготовка рекламных буклетов своей фирмы и презентации.

Формы контроля и оценки результатов урока. Презентация на мультимедийной доске своих образовательных продуктов.

Оценивается: умение представить свой проект, умение аргументировано и грамотно доказать целесообразность появления данной фирмы на тынке товаров и услуг, красочность представляемого материала, умение проявить коммуникативные навыки.




Литература:




  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. eidos.ru/journal/2006/0505.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]


  2. Материалы научно-практической конференции "Использование результатов международных сравнительных исследований PISA и TIMSS для повышения качества общего образования ". - Режим доступа: centeroko.ru/


  3. Степашко Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., дополненное и переработанное. - М.: Флинта, 2003.


  4. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. - Режим доступа: eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.


  5. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа: eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm


  6. Шунейко А.А., Савелова Е.В. Семиотика: Учебно-методическое пособие для вузов. - Хабаровск, 2003.






© 2010-2022