Научно-исследовательская деятельность – как способ самореализации учащихся

Приоритетной целью современного образования является создание условий для успешной самореализации школьников в различных видах учебной деятельности. Самореализация рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, а именно потребностей, способностей, интересов, знаний, умений и навыков, которые реализуются в практической деятельности (целостно-ориентированной, коммуникативной, познавательной, трудовой, спортивной и т. п.). В основе этого процесса ле...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя английского языка Тищенко В. И., МБОУ гимназия №24 г. Ставрополя по теме «Научно-исследовательская деятельность - как способ самореализации учащихся».


Приоритетной целью современного образования является создание условий для успешной самореализации школьников в различных видах учебной деятельности. Самореализация рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, а именно потребностей, способностей, интересов, знаний, умений и навыков, которые реализуются в практической деятельности (целостно-ориентированной, коммуникативной, познавательной, трудовой, спортивной и т. п.). В основе этого процесса лежат самопознание, самовоспитание, само-проектирование и самоуправление как структурные компоненты самоопределения личности.

Б.Франклин писал: «Tell me and I forget, teach me and I remember, involve me and I learn». ( «Расскажи мне - и я забуду, преподай мне- и я запомню, дай мне возможность действовать- и я научусь»).

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, стремление развивать эти качества и движет нами при работе с детьми.

Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.

Причиной того, что так мало людей готовы реализовать себя (и благодаря этому быть счастливыми в жизни) возможно, является то, что в детстве, в подростковом возрасте, в юности эти люди не прошли нужный этап развития. Проблему самореализации личности необходимо рассматривать с позиции возрастного подхода. Особое место в развитии личности, занимает подростковый возраст. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализоваться в социальнозначимой деятельности.

Создание единого образовательного пространства в системе непрерывного образования позволяет, с одной стороны, способствовать развитию у учителя принципиально новой составляющей его педагогической культуры - научно - исследовательской, а с другой - создать благоприятные условия для вовлечения в научно-исследовательский процесс школьников. Исследовательская деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности в современном организованном обучении. Именно это позволит детям в дальнейшем самостоятельно ставить и решать сложные творческие проблемы. От квалификации учителя во многом зависит степень вовлечения школьников в научные исследования.

Вовлечением и организацией научно - исследовательской деятельности учащихся я занимаюсь в течение нескольких лет. Главной задачей я ставлю создание стимула для повышения уровня развития ребенка, стимула для самосовершенствования, а так же для повышения собственного учительского мастерства. Основная цель - не просто научить, а научить учиться, таким образом подготовить ребенка к будущей самостоятельной практической и поисковой деятельности. Особое внимание обращаю на развитие научного мышления, расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности. Поисковую деятельность школьников необходимо строить так, чтобы поисковый процесс каждого ученика выстраивался и функционировал как развивающаяся и усложняющаяся система субъективных «открытий», которые бы постепенно не только обогащали и углубляли его знания об объектах познания, но и изменяли и формировали его личностный опыт.

Итак, под научным исследованием проблемы с применением английского языка я понимаю поиск информации в англоязычных публикациях, ее накопление и переработку, а также сравнение с известными фактами страны изучаемого языка и реалиями собственной страны. Очень часто молодое поколение улавливает новые нюансы уже знакомых фактов и открывает их значимость для себя и своих сверстников в новом ракурсе. Большим недостатком является отсутствие у старшеклассников культуры оформления возникших идей и ассоциаций в корректной форме, приближенной к научному стилю.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта подобной деятельности. Значит, сам он предложить тему исследования практически не может. Такое умение складывается у тех старшеклассников, кто участвовал в подобной работе 1-2 года (и то не всегда). Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации (и где), как фиксировать найденную информацию, и, наконец, как обрабатывать имеющиеся в наличии факты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска, изложения сути изученной информации и формулирования выводов по своей работе. Учитывая перечисленные нюансы деятельность преподавателя - руководителя должна строиться на основе следующего примерного алгоритма:

  1. Любой научный поиск начинается с определения интересующей подростка тематики, ее актуальности в научных кругах. Первичная задача научного руководителя - определить круг направлений исследования, соответствующих возрастным и когнитивным установкам старшеклассника. Можно отметить, что чем шире спектр предлагаемых для изучения вопросов, тем больше шансов у старшеклассника выбрать интересующее его направление работы. Не следует забывать, что именно интерес и желание осуществлять поиск являются залогом успеха предпринимаемой деятельности. Опыт проведения НИР подсказывает, что формулировка темы исследования должна иметь ассоциации не только с особенностями языковых явлений, подлежащих анализу в работе, но и очерчивать культурное пространство, в котором ведется поиск. Наибольшей популярностью в подростковой среде пользуются темы, взаимосвязанные с постижением культуры носителей языка.

  2. Ученик и преподаватель совместными усилиями определяют примерные перспективы предполагаемого поиска. Кратко это выглядит в виде вопроса-предположения: "Если мы пойдем в этом направлении, то сможем ли мы понять суть такого-то явления или сформулировать свое понимание явления, или определить тенденции по таким-то спорным вопросам и т.п.".

  3. На основании выдвинутых положений и руководства учителя выявляется понятийное пространство проводимого исследования для теоретического осмысления его сути (если работа носит реферативный характер, то часто теория либо берется в "усеченном" виде, либо не берется во внимание совсем). Т.е. на данном этапе исследователь знакомится с терминами и общеизвестными научными фактами, которыми он должен овладеть при изучении своего вопроса. Теоретическое осмысление проблемы, интерпретация ее сути на доступном для ученика научном языке открывает значимость проводимой работы в общем масштабе.

  4. Следует обучить подростка основам научного труда. Сюда можно включить несколько разделов.

    • Информирование школьника о том, какие источники информации следует в первую очередь просматривать (справочная литература, учебники и учебные пособия по теме исследования, научно-публицистические издания).

    • Знакомство с правилами оформления изучаемой документации и литературы.

    • Знакомство с основными приемами работы с источниками информации (конспект, краткий конспект, тезисы, аннотирование и цитирование).

    • Советы, как лучше делать запись своих мыслей по поводу читаемого или уже прочитанного материала.

  5. Необходимо вести параллельное накопление теоретического и практического иноязычного и русскоязычного материала, такой способ помогает лучше усвоить теоретические выкладки. В процессе аккумуляции фактов, учащийся начинает сравнивать реалии изучаемой страны с аналогами российской действительности. Это положительным образом влияет на становление и развитие собственных жизненных ценностей, и осознание особенностей национальной ментальности.

  6. Следующий шаг в работе - систематизация прочитанного теоретического материала (определение последовательности теоретических данных), выделение центральных понятий по изучаемой теме, их осмысление и оформление в виде предварительного параграфа 1 будущей работы. Формулирование вывода о сути и значении проведенного теоретического осмысления.

  7. Проводится повторное прочтение фактического материала, отобранного для анализа проблемы; соотнесение фактов с теорией, классификация фактов, их осмысление и формирование общей идеи по поводу прочитанного. Далее осуществляется оформление результатов осмысления в виде письменного описания.

  8. Учитель и юный исследователь читают предварительное описание результатов поиска, критически осмысливают его и вновь систематизируют материал, уточняют формулировки.

  9. Формулируется введение к работе, которое, как правило, содержит обоснование актуальности исследования, противоречия по изучаемому явлению, цель проводимой работы, гипотезу разрешения противоречия и задачи исследования, методы изучения темы, возможная (чаще всего практическая) значимость исследования и краткая структура работы.

  10. Редактируется основная часть реферата-отчета о проделанной работе, и формулируются основные выводы по работе.

  11. Проводится систематизация литературы, использованной при проведении исследования.

  12. Систематизируется и оформляется приложение (если в этом есть необходимость). Затем происходит подготовка к презентации отчета о проделанной работе, определение формы презентации ее содержания. Следует заметить, что от изобретательности представления отчета зависит то, как воспримет аудитория результаты труда.

Предложенный алгоритм работы научного руководителя является примерным. Он может отличаться от других образцов, применяемых учителями, осуществляющими НИР с подростками. Тем не менее, он дает представление о том, что должен помнить руководитель при работе со школьниками. Также можно добавить, что от учителя в данном случае потребуется много терпения и времени как для организации научного поиска на его предварительном этапе (продумывание всей цепочки собственной деятельности и шагов начинающего исследователя), так и в процессе руководства исследовательской активностью обучающегося.

Критерии оценки деятельности:

  • Соответствие темы исследования повышенному уровню изучения предмета;

  • Знание специальной литературы по изучаемому вопросу;

  • Новизна интерпретации;

  • Собственные достижения автора;

  • Логичность и грамотность в изложении материала;

  • Связность, последовательность, правильность речи при защите работы.

Работая над исследованием, ученик приобретает следующие знания и умения:

-учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения познавательных и практических задач;

- знакомится с разными точками зрения на одну проблему;

- ориентируется в информационном пространстве;

- овладевает практическими навыками научно- исследовательской работы;

- учится критически мыслить;

- учится на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- получает удовлетворение, видя результаты своего труда.

Реализация поставленных задач будет способствовать:

- развитию у учащихся убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены в реальной жизни для решения важных задач,

- формированию навыков написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчетов, аналитических справок и д. р.

- приобретению опыта работы с различными источниками информации;

- правильному выбору будущей специальности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

У школьников, по моим наблюдениям (и по результатам городских научно-практических конференций), диапазон исследуемых вопросов весьма разнообразен. Это вопросы, связанные с грамматикой, особенностями языка в системе Интернет. Всё чаще появляются социокультурная тематика и литературный анализ художественных текстов, рекламы. Свой вклад в дело развития научно-поисковой деятельности школьников внесла и я, автор данной статьи. Некоторые работы учащихся, научным руководителем которых я являлась, оценены на гимназических, городских и краевых научно-практических конференциях школьников. Такие работы как «Особенности образования лексических единиц в сфере компьютерных технологий», «Образ «себя» и «других» в языковом сознании англичан», «Эмоционально-оценочные конструкции, отражающие отношения «Россия-Грузия» в английских и русских газетно-публицистических текстах», «Конверсия», «Трудности и особенности перевода лимериков», «Особенности перевода английских и русских газетно-публицистических текстов» , «Метонимия и метафора в рекламных текстах» являются призерами городских научно-практических конференций школьников:

  • Призовые места на IX гимназической конференции.

  • Дипломы второй и третьей степени на IX ставропольской краевой открытой научной конференции 2005 г.

  • Первое место на XIII гимназической конференции 2009г.

  • Диплом первой степени на региональной вузовской научно-практической конференции школьников «В науку первые шаги» 2009 г.

  • Призовое место на XIV гимназической конференции 2010 г.

  • Диплом второй степени на ставропольской краевой открытой научной конференции 2011 г.

  • Призовые места на XVIII гимназической конференции 2014 г.

Я не утверждаю, что открыла новый аспект данных проблем или провела доскональный анализ упомянутых явлений. Однако предполагаю, что в них содержится рациональное зерно поиска дальнейшей информации для размышления.

Использованная литература

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 29-39.

  2. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования. Проект // Школьные технологии. - 2002. - № 4. - С. 79-91.

  3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 11. 02. 02. № 393). // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций министерства образования России - 2002. - № 6 (март).


© 2010-2022