Мастер-класс по английскому языку по технологии критического мышления (метод Шесть думающих шляп)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по английскому языку на тему

" OUR SCHOOL"

по методу «Шести Шляп Мышления»

(Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

Цель: Развивать ключевые компетенции учащихся (см. Приложение №4.) в ходе обобщения изученной темы.

Задачи:

  1. Стимулировать учебную мотивацию, новая методика проведения урока может оказаться наиболее эффективной для достижения поставленной цели;

  2. Развивать устную речь учащихся, их коммуникативную грамотность, внимательность, умение слушать и уважать собеседника;

  3. Уметь структурировать ход мыслей в заданном направлении;

  4. Обобщить знания по теме "School"


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, цветные шляпы.

Ход урока (см. Приложение № 2.):

1. Приветствие и организационный момент начала урока:

Ученики были разделены на пять групп (см. Приложение № 3), жеребьевкой были определены шляпы. С методикой ученики знакомились незадолго до обобщающего урока

Каждая группа готовилась в соответствии с памяткой и рекомендациями для самостоятельной подготовки. (см. Приложение № 1, 5)

Руководитель проекта ежедневно отслеживала уровень подготовки учеников .Ученики, взявшие на себя ответственность за оказание посильной помощи тем, кто в ней нуждается, лидеры группы, также отчитываются о проделанной работе, об оказанной помощи и уровне готовности в течение недели. Работа лидера стимулируется дополнительной оценкой.

Перед выступлением ученики повторили основные задачи урока, поставленные перед собой, а также вспомнили основную цель методики Эдварда де Боно. (см. Приложение № 1)

2. Выступления групп

Ученики выступали в соответствии с цветом шляпы, высказывали мнения о школе, в которой учатся, находили положительные и отрицательные стороны, называли факты, высказывали перспективу и свои эмоции. Ученики тщательно готовились, оформляли доклады. Оценивались высказывания, как на английском, так и на русском языке (по уровню возможностей учеников). Чтение - не оценивалось.

3. Создание коллажа

Заключительный этап - деятельность по методике «Французская мастерская» - создание общей творческой работы учеников. Ребята заранее приготовили вырезки и заготовки для коллажа по теме урока.



4. Рефлексия. Оценивание работы (см. Приложение №4), пожелания, рекомендации.

Итоги работы и анализ проводился также по методу мыслительных шляп. Ребята озвучили свое впечатление, нашли плюсы и минусы данного вида работы, выказали желание работать по данной методике дальше. Так как урок был завершающим по данной теме, домашнего задания задано не было.


Приложение № 1.

Памятка ученикам 7 класса для подготовки к уроку-проекту на тему " Our school"

по методу «Шести Шляп Мышления»

(Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает? Мысли роятся, сбиваются в кучу, одна идея противоречит другой и проч. Де Боно решил разделить все эти процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на бесконечных спорах.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности - шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.


  • Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.


  • Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.


  • В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.


Метод шести шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая шляпа: информация (information)

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.

Черная шляпа: критика (criticism)

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.

Желтая шляпа: логический позитив (positivness)

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Желтая шляпа - антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).

тезисы

Cолнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)

Зеленая шляпа: креативность (creation)

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Зеленая шляпа - это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.

Красная шляпа: чувства и эмоции (feelings and emotions)


В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.

Синяя шляпа: управление процессом (control)

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе.

тезисы

Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.

Приложение № 2

План проведения урока по методу учебного проекта


  • ПРИВЕТСТВИЕ


  • ЗНАКОМСТВО ГОСТЕЙ С ТЕМОЙ УРОКА, ПОВТОРЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ Э. де БОНО «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats)


  • ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ШЛЯПАМ


  • СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО КОЛЛАЖА « Our school»


  • СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА - РЕФЛЕКСИЯ


  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (замечания и пожелания от всех участников проекта)


  • ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ (по критериям)

Приложение № 3

Определение учеников на обобщающем уроке английского языка на тему " Our school" по методу «Шести Шляп Мышления» (Six Thinking Hats)Эдварда де Боно

цвет шляпы

Ф.И. участника обобщающего урока


желтая


Захарова Д.

Орлова В.

Филиппенко Е.


черная


Забавин А.

Смирнов А.

зеленая

Кротов Д.

Базова К

Шехов Е..

белая

Ащеулова М.

Касаткина М.

Матвеева А.


красная


Алисова А.

Зимина В.

Рябов Р.

В каждой группе лидер следит за уровнем подготовки своих товарищей, помогает и направляет. В каждой группе есть представитель, который дублирует информацию своих одноклассников на русском языке. Успешная работа лидера оценивается вдвойне.

Приложение № 4

Результат работы учеников 7 класса в обобщающем уроке по теме " Our school."

ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Ф.И. ученика

коммуникативная компетенция

(1б.)

воспитанность

(1б.)

использование лексики по теме "School"

(1б.)

информационная компетентность

(1б.)

вклад в коллаж

(1б.)

итоговая оценка

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - грамотно поставленная и лексически насыщенная речь по теме урока, умение красиво и правильно высказывать свою точку зрения, участие в обсуждении - 1б.

ВОСПИТАННОСТЬ - умение соблюдать нормы этикета и правила поведения учеников на уроке, в коллективе и группе во время обсуждения и дискуссий - 1б.


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - умение искать и выделять главное из любого источника информации; результат - достоверное, полное, четкое и интересное высказывание - 1б.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - наличие картинок и фотографий, вырезок - 1б.

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: умение применять полученные лексические знания по теме "School" на уроках и в ходе самостоятельной подготовки - 1б.

Приложение № 5
Рекомендации для успешного выступления
на уроке-проекте по английскому языку по теме " Our school"

  1. Будь готов к уроку всегда! Вовремя и в системе самостоятельно выполненное домашнее задание - это ценный и один из главных способов результативного обучения.

  2. Развивай в себе информационную компетенцию. Умей найти нужную информацию по теме где угодно - в книге, энциклопедии, газете, журнале, в различных Интернет-ресурсах. Умение найти нужную и интересную информацию по любой теме поможет тебе развивать свой интеллект и кругозор. Прочитай весь материал и выдели самое главное, то, что будет легко понять на слух. Помни, что человек, который много читает - много знает, с таким человеком всегда легко и интересно общаться! Для опоры используй материалы учебника на стр.

  3. Найденную, отобранную, обдуманную и оформленную информацию по своей теме прочитай не один раз. Понимай и осмысляй каждое предложение, чтобы с легкостью и уверенностью высказывать свое мнение перед одноклассниками на уроке.

  4. НЕ ЧИТАЙ! Повтори все факты и мелочи несколько раз. Красиво и правильно поставленная речь всегда привлечет внимание любого слушателя. Подготовь для себя небольшую шпаргалку, которая поможет тебе не растеряться. БУДЬ УВЕРЕН В СЕБЕ! Следи за глазами своих одноклассников и руководителя проекта - в них ты всегда увидишь понимание и поддержку.

  5. Будь воспитан! Не перебивай, выслушивай своих одноклассников до конца, уважай себя и других!

  6. При составлении устной речи - сосредоточься и постарайся вспомнить все мелочи и детали, которые вы изучали на уроке, а также то, что ты читал самостоятельно дома. Английский язык тесно связан со многими предметами, так что ты с легкостью можешь применять свои знания по английскому языку не только на уроке английского, а также на истории, географии, литературе и других. Но, ты также можешь воспользоваться теми знаниями, которые ты получил за все годы обучения разным предметам! Анализируй и следуй логике твоих мыслей!

  7. Во время подведения итогов и обсуждения проделанной работы смело высказывай свое мнение, обсуждай с участниками проекта плюсы и минусы сделанного и сказанного. Конструктивную критику принимай с достоинством, слова одобрения принимай, но знай - ты, как невспаханное поле, которое ты возделываешь сам. Помни, «ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ»!!! Работай над собой, развивайся и совершенствуйся.

ТЫ СПРАВИШЬСЯ!

На подготовку у учеников полторы недели. На каждом последующем уроке руководитель отмечает уровень подготовки по результатам опроса. Ученики, взявшие на себя ответственность за оказание посильной помощи тем, кто в ней нуждается, также отчитываются о проделанной работе.


Успехов в работе, удачного выступления и отличных результатов!!!

© 2010-2022