• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.      По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.     Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подход...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат

«Эверест»









«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья».



Берлет И.В.

Учитель английского языка

1 категория



Екатеринбург, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Интерес. Познавательная потребность

1.2. Познавательный интерес

1.3. Условия формирования познавательного интереса. Активизация познавательной деятельности учащихся

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2. 1. Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. 2. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках английского языка в коррекционной школе в условиях домашнего и дистанционного обучения.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ



Актуальность проблемы

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. На данном этапе Российское образование отличается тем, что в нем наряду с традиционными направлениями складывается личностно-ориентированная система, которая опирается на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Важную роль в процессе обновления специального образования играет переход от педагогики мероприятий к развитию познавательной сферы ребенка.

Познавательная деятельность в данном контексте рассматривается, как высшая форма регуляции различных видов деятельности.

На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:

- несформированность системы приемов логического мышления;

- отсутствие интереса к учебной деятельности;

- преобладание репродуктивных способов решения учебных задач.

Приоритеты деятельности педагога должны предположительно обеспечивать будущую успешность ученика и становление его как гражданина Отечества.

Но, достижение социальной компетентности и качества образования своих учеников на уроках английского языка - процесс не простой.

В связи с модернизацией современного школьного образования в России разработан проект государственного образовательного стандарта, в котором новый подход к обучению иностранного языка определён как системно-деятельностный, предусматривающий, что в случае его реализации, обновлённое содержание будет основой для формирования компетенций учащихся, а процесс освоения содержания будет носить деятельностный характер. С ростом государственной заинтересованности в обеспечении соответствующего мировым стандартам качества обученности отечественных школьников, повышается и степень информационно-технологической поддержки, а также уровень подготовленности преподавателей к работе с использованием новых информационных источников и технологических инструментов.

В педагогической практике существует ряд проблем:

Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса- воспитание познавательного интереса у школьников.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов.

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Объект. Повышение познавательного интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения английскому языку с применением ИК технологий.

Предмет. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.

Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках английского языка на протяжении всего процесса обучения ребёнка в школе.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ.

3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках.

4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и повышения познавательного интереса.



ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Интерес. Познавательная потребность

Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться. Эмоциональный и волевой моменты интереса выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.

Явление «интерес» сложно и многопланово и требует особого подхода к исследованию, но все проблемы, связанные с изучением данного понятия, «не дают основания для разрыва целостного реального феномена, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности.

Источником активности личности является ее потребность. Различают естественные и культурные потребности. К последним относится познавательная потребность.

Познавательная потребность представляет собой предметно-функциональную потребность человека. С одной стороны, объектом этой потребности выступают знания, а с другой сам процесс познания.

Потребность, являясь источником активности личности, конкретизируется и «опредметчивается» в мотивах. Мотивом учебной потребности является направленность на способы, результаты, на процесс совершенствования учебной деятельности

Придать деятельности необходимую направленность, сделать ее интересной для ребенка, означает следующее:

1. Сделать действенным или создать определенный мотив.

2. Сделать значимыми соответствующие цели, и это возможно лишь при условии изменения строения деятельности, изменение мотивов.

Каждый новый мотив определяет новую совокупность целей и их объектов. Задавая определенную мотивацию, учитель имеет возможность сделать объектами цели учащихся те, которые считает нужными на данном этапе.

1.2. Познавательный интерес

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания и так далее.

Содержанием познавательного интереса является деятельность по освоению определённого предмета, направленная на удовлетворение познавательных потребностей и опосредованная системой методов и форм организации учебного процесса.

Источники развития познавательного интереса в процессе обучения математике:

- содержание уроков;

- внеклассные занятия;

- применением ИКТ-технологий;

- применение проектной технологии.

Источниками развития интереса рассматриваются знания и умения учащихся, методы обучения, формы организации учебной деятельности.

Проблемы развития у учащихся познавательного интереса к иностранным языкам остаются пока не только не исследованными, но и мало исследованными:

- содержание иностранного языка и его влияние на развитие интереса рассматривается в каждой форме обучения изолировано;

- исследованы лишь отдельные методы, направленные на развитие познавательного интереса, не рассмотрена их система на уроках, факультативах, во внеклассной работе;

- влияние форм организации учебной деятельности на развитие интереса к занятиям иностранного языка рассмотрены лишь в отдельных аспектах.

Основной причиной такого состояния является, по мнению Кабардиной Л.П., то, что источники развития познавательного интереса в дидактике рассматриваются не в системе, а изолированно.

Объективную основу феномена «познавательный интерес» составляет содержание учебного предмета на уроках, факультативах и во внеклассной работе. Развитие интереса содержанием осуществляется с помощью стимулов. Под стимулом понимается объективный побудитель интереса.

По результатам последних исследований система стимулов такова: новизна учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, привлечение исторических сведений, связь с современными достижениями науки, в т.ч. ИКТ-технологий, практическая значимость знаний, межпредметные, внутрипредметные связи и занимательность содержания.

В системе обучения иностранному языку по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, что немаловажно на занятиях с детьми с ОВЗ, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, заданиями-шутками, занимательными упражнениями и т.д.);

- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом, созданием собственных проектов, начиная с творческих, заканчивая исследовательскими.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Методы, используемые для развития познавательного интереса:

- подготовка мини-проектов и сообщений по темам учащимися;

- защита своих проектов;

- выполнение тестов заданного списка;

- творческие работы;

- интегрированные уроки;

- изложения и сочинения по домашнему чтению с оформлением работ;

- просмотр обучающих м/ф и видео;

- дидактические игры и занимательные задания.

Формы организации учебной деятельности - основной источник феномена «Познавательный интерес»: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, коллективная, метод диалогических сочетаний, дистанционные технологии обучения, совместно- распределительная, личностно-ролевая.

Необходимые условия формирования познавательного интереса

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как учение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работает скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из нее вытекает и четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом - благоприятное общение в учебном процессе.

Общие требования к уроку

Известный дидактик, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

- содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Требования к современному уроку:

- по возможности стараться на уроке обратиться к ученикам не один раз, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое;

- ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла;

- постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание воображение и т.д.

Основная задача каждого учителя - не только научить (в нашем случае - иностранный язык), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

- Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Формирование познавательных интересов в обучении

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые познания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда, например, при изучении страноведческого материала узнают, что Лондиниум - первое название столицы Великобритании - основали римляне и многое другое из истории стран изучаемого языка, да и из истории происхождения самого английского языка.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире (что весьма актуально для обучающихся с ОВЗ в домашних условиях и дистанционно) - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

1.3. Условия формирования познавательного интереса. Повышение уровня познавательной деятельности учащихся.

Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу, как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.

В структуре познавательной деятельности выделяются общие действия, которые выполняются обучающимися при изучении любых дисциплин. Это планирование конкретных способов получения требуемого результата, мысленное выделение его параметров, контроль способов получения требуемого результата, контроль соответствия полученного результата требуемому, диагностика причин несоответствия (если оно имеется), обоснования принципа действия, выбор метода, прогнозирование вариантов действий, принятие решения, в том числе путем выбора рационального варианта действия, определение необходимой коррекции исходного плана. В ходе выполнения этих действий учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели.

Использование в обучении общих действий является характерной чертой фундаментализации содержания, обусловленной тем, что в обучении, наряду с процессом усвоения, должен постоянно функционировать и целенаправленный процесс конструирования нового знания. Конструктивная же деятельность ученика начинается там, где он вступает в специфическое взаимодействие с ее элементами, знаниями о предметах и явлениях внешнего мира, как средствах познания. Эти взаимодействия входят в содержание поисковой познавательной деятельности с широким использованием интуиции и связаны с развитием познавательного интереса и потребностей в знаниях.

Не менее важное значение в обучении имеет и форма познавательной деятельности учащихся. С древнейших времен известны три формы: материальная, речевая и умственная.

Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность учащихся связана с работой с раздаточным дидактическим материалом, интерактивными заданиями, с конструированием и разработкой технических объектов и процессов.

Среди объективных для ученика условий особую значимость имеет обучающая деятельность педагога, которая реализуется в конкретных аспектах. Именно учитель, используя восприимчивость учащихся, своеобразное видение и отражение окружающего мира, управляет учебно-воспитательным процессом и способен достичь положительных результатов в формировании у учащихся определенных качеств личности и стремления реализовать их на практике. Т.И. Шамова справедливо отмечает недостаточность внимания, уделяемого учителями к организации активного восприятия и осмысления учащимися получаемых знаний.

В монографии Т.И. Шамовой выделены следующие условия активизации познавательной деятельности учащихся:

1) организация активной деятельности каждого ученика;

2) мотивация учения;

3) широкое применение наблюдений и жизненного опыта учащихся;

4) регулярная организация самостоятельной работы;

5) обучение школьников умению перерабатывать информацию;

6) обучение учащихся самоуправлению процессом учения и опора на принцип политехнизма;

7) использование информационно-поисковых методов преподавания, дидактических игр;

8) индивидуализация обучения.







ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного - устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности, в чем очень помогают различные развивающие компьютерные программы.

Специфика работы педагога в том, что он работает с больными детьми не только в школе, но и на дому, и дистанционно. Его опыт - сугубо индивидуальный, он не может быть проверен в категориях формальной академической успешности. Кроме того, сама форма обучения гораздо более специфична, нежели обучение в классе в обычной школе. Учителю нужно все время изучать работы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Основная трудность педагогов - это преодоление привычки работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Кроме того, нельзя думать о ребенке как о больном. Самое важное, что вся деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видео демонстрационных материалов: видео слайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, примеры предложений и высказываний, подготавливаемые лектором.

Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок.

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

- Демонстрация компьютерной презентации;

- Тестирование с выбором ответов;

- Написание диктанта, сочинения, изложения;

- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

- Использование электронных учебников.

Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.

Модель использование ИКТ вне урока:

- Поиск информации в Интернете и других источниках;

- Фиксация записи по интересующей теме;

- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: самотестирование, контрольное тестирование, контроль говорения, контроль аудирования и пр.

2.1. Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе, которые расширяют возможности обучения школьников и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософт. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

2.2 Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках английского языка в коррекционной школе в условиях домашнего и дистанционного обучения.

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно - коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны: с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения; с достижением новых учебных результатов; с формированием в массовом порядке ИКТ - компетентности учителей предметников; с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.

При использовании компьютера в преподавании английского языка у меня возникли некоторые проблемы:

- большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.

- иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.

Решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках английского языка в коррекционной школе потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.

Я изучала вопрос по эффективному использованию возможности ИКТ на уроках иностранного языка в коррекционной школе. Работала с материалами медиатеки разработанными в Институте коррекционной педагогики, медиатеки методического центра, с коллекцией цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), но нигде не встретила системы презентаций по какому-либо курсу иностранного языка в коррекционной школе. И тогда я приступила к созданию собственных. Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, творческие развивающие задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа "Профессор Хиггинс. Английский без акцента" Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.

При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели, и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

- для обобщения, систематизации знаний;

- для контроля знаний, умений, навыков.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения английскому языку оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении нового лексического и грамматического материала (особенно построения английских предложений).

Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий.

Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого материала большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми.

Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений и творческих развивающих заданий.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:

- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;

- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)

- данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;

- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;

- материал не является чрезмерно легким или очень трудным.

Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. Видя, что учащийся устает, предлагаю провести интеллектуальную паузу. За 5 минут учащемуся предоставляется возможность узнать интересные факты по страноведению, истории английского языка и т.п. Стараюсь и этот материал предоставлять обучаемому в форме презентации или видео.

При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса.

Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением мультимедийных презентаций - это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

Информационные технологии вообще и мультимедийные презентации в частности позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.





ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. В процессе работы с использованием ИКТ и применением ТСО могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий;

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические игры, подобранные и созданные мной, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Сегодня вызывает множество вопросов дистанционное обучение, им интересуются, его ставят под сомнение, но в среде школьных педагогов эта форма работы используется недостаточно широко.

Я сотрудничаю с школой дистанционного образования «Ресурс» в течение трёх последних лет.

Хотелось бы остановиться на возможностях дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями развития. Внедрение компьютерных технологий облегчает специалистам работу по коррекции нарушений, помогает детям быстро и безболезненно "влиться" в окружающую их жизнь, а также позволяет иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности - работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи - вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков.

Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, я стараюсь обеспечить активизацию роли учащегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности

Опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ показывает, что ребята с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Когда появилась возможность дистанционной консультации через Skype и работы с документом совместного доступа, у ребёнка возникает интерес. Во-первых, он чувствует себя в привычной "компьютерной среде", где он успешен. Во-вторых, учитель может проконтролировать выполнение заданий на всех уровнях и подсказать, как правильно его сделать, где допущены ошибки. Так можно решить психологическую проблему боязни домашнего задания.

Внедрение ИКТ в преподавание английского языка я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера. Затем я начала использовать тематические диски и диски-тренажёры. Использовала возможности Интернета для скачивания готовых тестов, уроков, презентаций к уроку.

Обучающие готовые программы и презентации не всегда устраивали меня. Ведь, как учитель, я имею своё видение темы урока, методику её изложения, подбор учебных и методических материалов. Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ и презентаций по английскому языку к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint. О достоинствах мультимедийных презентаций говорится во второй главе.

При проведении урока я часто использую компьютерные тесты. На своих уроках я использую программу «My Test». Это очень удобный программный продукт для подготовки электронных образовательных ресурсов к любым урокам. Данная программа позволяет делать «живые» тесты по английскому языку. При изучении темы «Глагол to be в настоящем времени» в начальной школе, я тоже прибегла к помощи данной программы. Перед учащимися ставилась задача выбора правильного варианта ответа.

В работе также использую интернет ресурсы по online-тестированию, такие как «Сезнайка» (m.seznaika.ru/english), «Native English» (native-english.ru/exercises), «Study.ru» (study.ru/test/), «CorrectEnglish.ru» (correctenglish.ru/) и др.

Отмечу ещё одну особенность тестов - тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд проблем - страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Преимуществами тестового контроля, являются: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся. Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык», таким образом, осуществляются межпредметные связи, организуется познавательный интерес.

Несмотря на многообразие и доступность наглядных пособий и средств только каждый конкретный учитель, основываясь на личном опыте донесения материала до учащихся, учитывая свои возможности и техническое оснащение, должен выбирать те, которые позволят ему быстро и качественно достигнуть поставленной цели. Принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны и их грамотное сочетание может привести к хорошим результатам при использовании таких программ в обучении.

Основная трудность в подготовке конкретного задания для меня заключается в том, что среди огромного многообразия «обучающих» программ небольшое количество связано с учебной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом. Исключая специализированное программное обеспечение, разработанное профессиональными педагогами в содружестве с учителями, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения требуют специальной адаптации, творческой работы преподавателя.

Мультимедиа презентации удовлетворяют требованию наглядности. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения можно раскрыть явления в их логической последовательности, обеспечить наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщить и систематизировать знания.

Красочно оформленная презентация с заданиями, в которой наличие иллюстраций, сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие изучаемого, закрепляемого или повторяемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность учащихся.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление, что имеет особое значение для обучающихся с ОВЗ. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса.

Мультимедийные уроки помогли решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по теме;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к самостоятельной деятельности учащихся;

• сформировать мотивацию к учению в целом,

а главное - повысить познавательный интерес на уроках английского языка.

В своей работе я использую различные виды игр: речевые, тренировочные, познавательно-контрольные, творческие. Многие такого роды игры находятся на сетевом ресурсе школы дистанционного обучения, очень интересны, особенно для младших школьников.

В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Пробуждая интерес к английскому языку, стремлюсь укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развить творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при выполнении сложных заданий. Но для привития глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся с ОВЗ.

Обучающие игры и развивающие программы, используемые мною при проведении дистанционных уроков, - это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

В своей работе я использую проектное обучение. Проект-это 6 «П»: ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ПОРТФОЛИО. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих.

Так же хочу отметить и активное вовлечение учащихся в проектную деятельность с применением ИКТ. В процессе работы над своим проектом, будь то мини-проект, или исследовательский, или информационный, учащиеся раскрывают свои творческие способности и применяют полученные знания по английскому языку и работе с программным обеспечением в создании собственных мультимедийных продуктов, что поднимает самооценку ребенка, уверенность в своих знаниях, что особенно актуально для обучающихся на дому школьников с различными ОВЗ.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках и используется при обучении основным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

Широко использую компьютер при:

- изучении лексики;

- отработке произношения;

- обучению диалогической и монологической речи;

- обучению письму;

- отработке грамматических явлений.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Примеры заданий:

-напечатайте текст, внесите в него изменения;

- сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;

- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;

- поделите текст на смысловые части;

- восстановите правильный порядок следования предложений;

- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его.

Далее хочу остановиться на мультимедийных презентациях, используемых для развития такого вида речевой деятельности, как аудирование.

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно также решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, иллюстрации, текстовые задания, таблицы.

Интернет - важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. И имеет большое значение при изучении страноведческого материала. Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку, посмотреть на достопримечательности (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления).

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка являются не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.





Анализ результативности применения

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Поставленные цели и задачи достигнуты полностью.

2. Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

3. Апробированы на практике различные виды применения информационно-коммуникационных технологий.

Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1) возможность подобрать материал разной степени сложности; конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения;

2) сделать "видимым" проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении; показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения;

3) сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;

4) занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений;

5) появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации;

6) обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

7) во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил; появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе;

8) дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

9) глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков мне оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

4. Достигнуты результаты на уровне ученика:

- активизация мыслительной деятельности, творческих способностей, логического мышления, умения излагать свои суждения на английском языке, развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

- повышение интереса к английскому языку и информатике через интеграцию предметов; формирование и развитие коммуникативных умений учащихся на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков; расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора;

- воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности;

- активное участие школьников в проектной деятельности.

5. Познавательный интерес к предмету значительно вырос, что свидетельствует о высокой эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка.

6. Достигнуты результаты на уровне учителя:

- Анализ

- Проектирование

- Исследование

- Приобретение отличных навыков пользователя компьютера (т. е. повысила свою информационную культуру), создаю собственные мультимедийные и интерактивные материалы к урокам английского языка и внеклассным мероприятиям

- Овладение функциями управленческой деятельности

- Подбираю и систематизирую дидактические материалы по различным темам для разработки практического приложения

- Создала свой персональный сайт учителя английского языка (berlet2irina.jimdo.com/), на страницах которого размещены большинство собственных мультимедийных разработок, полезных материалов к урокам английского языка, размещаются тесты и задания для учащихся разных классов, проектные работы учащихся, внеклассные мероприятия и много полезного для педагогов, учащихся и их родителей).

В результате использования мной подачи материала, различных типов творческих заданий на уроках с использованием ИКТ, повышается познавательный интерес, развиваются потенциальные способности учащихся с ОВЗ, формируются ключевые компетентности учащихся.











БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко; Б. Г. Мещерякова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пед-ка-Процесс, 1996г. - 440 с.: ил.

2. Кибардина Л. П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4 - 8 классах (на материале ме-тодики) Автореферат дисс… канд.пед.наук Ташкент 1987г. - 17 с.

3. Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П. Н. Пидкасистого - М.: Пед. общество России, 2001 - 600с.

4. Л. Е. Журавлева, М. А. Петрова, К. С. Челышева. Развитие творческой личности // Одаренный ребенок, 2003, №5, с.54-56

5. Мартьянова Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе,1999, №4, с.21-22

6. Теслина О. В. Проектная форма работы на уроке английского языка.// Иностранные языки в школе,2002, №3, с.41-45

7. Е. А. Маслыкова, П. К. Бабинская. // Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск «Высшая школа» с.299-231

8. Баграмова Н. В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования// Иностранный языки и технологии обучения в XXI в.: Материалы всероссийской научной методической конференции. - СПб: СПбГУЭФ, 2001

9. Вильямс Р. и Макли К. Компьютеры в школе// ИЯШ, №9, 2002.

10. Монахов, В. М. Технологические основы конструирования учебного процесса. - М.- Тула: ИПК, 1995. - с. 92.

10. Инновационные проекты и программы в образовании №6 2012 с.10.

Педагогика. №42012.с. 37.

11. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001



ПРИЛОЖЕНИЕ

Мультимедийные разработки

Тесты и упражнения для уроков английского языка

Внеклассные мероприятия

Проектные работы моих учащихся

Достижения учеников

Личные достижения



© 2010-2022