Развитие универсальных учебных действий на уроках французского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие универсальных учебных действий

на уроках французского языка

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту одним из основных требований к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются освоенные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживают их интерес на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов обучения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений, навыков и уровень развития способностей учащихся [4: 6].

В настоящее время перед педагогами довольно остро стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного развития умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий учащихся [6: 21].

Особенность предмета «Иностранный язык» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в себе страноведческие, исторические, социокультурные, лингвистические знания и дает учащимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира во всех его взаимосвязях. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также развитию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [5: 12].

Обучение должно быть мотивированным. Необходимо развивать у учащихся способность самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их решения, средства достижения. Учащиеся должны уметь оптимально организовывать свою деятельность. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось учащимися как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. Для этого на уроках необходимо применять элементы проблемного обучения, которые можно использовать как при введении нового учебного материала, так и при отработке и контроле усвоенных знаний [3: 124].

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. Введение новой лексики рекомендуется осуществлять в классе, причем делать упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов-исследователей: анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы. Лексика может вводиться тремя блоками:

  1. интернациональные слова (например, официальный officiel, креативный créatif) вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях;

  2. слова, о значении которых можно догадаться (например, портмоне (носит + мелочь) porte-monnaie (porte + monnaie). Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, представляемого учителем;

  3. контекст, в котором употребляются новые слова (например, королевство: королевство - это страна, управляемая королем или королевой). При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.

При закреплении и контроле лексического материала могут использоваться такие проблемные задания как анаграммы, закрытые тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы:

  1. анаграммы (lbsimopise (impossible), tooreictpn (protection);

  2. задание на исправление ошибок в словах и предложениях (Je parles ruosse très bienne.) Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле;

  3. упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова.

Например, a) L′eau est transparente. Tu peux y voir même des petits poissons. - Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки. b) Le ciel est clair: il ny a pas de nuages. - Небо чистое (ясное), нет ни облачка. c) Le lac Baïkal est le plus grand réservoir de leau potable dans le monde entier. - Озеро Байкал - самое большое хранилище чистой (питьевой) воды в мире.

При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления;

  1. воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях. Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:

    • решение и составление кроссвордов, что помогает активизировать знания учащихся, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету;

    • задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки (Например, перечислите полезные ископаемые Франции? Какие животные, обитающие на Корсике, вам интересны и почему? О каких поэтах, прославивших Россию, вы бы рассказали своему другу по переписке?).

Исследования в области подростковых интересов показали, что большинство современных детей не любят читать. Естественно, что перед учителями встает вопрос, как разбудить интерес, какими методами приобщить учащихся к чтению на иностранном языке. М. Г. Габдуллина считает, что в данной ситуации может помочь проблемный подход, так как он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию [1: 69]. При проблемно-поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.

Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, можно использовать так называемые «предвопросы» при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении), советуют Г. В. Ейгер и И. А. Рапопорт [2: 46]. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся. Например, перед прочтением или прослушиванием текста учащимся предлагаются следующие вопросы: по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа; каков возраст героев рассказа; место и время действия.

Мотивировать потребность высказаться также можно при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. Например, при изучении темы «Путешествие на автомобиле» это могут быть следующие вопросы: как водит автомобиль современная молодежь; каковы причины автомобильных аварий в наши дни; каковы последствия появления огромного количества автомобилей на улицах нашего города.

В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности: как вы лично можете защитить животных; что вы можете уже сейчас предпринять для предотвращения загрязнения окружающей среды; как вести себя в театре; как поступить в ситуации выбора.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:

    • пересказ от лица неодушевленного героя или животного;

    • переработка диалога в монолог и наоборот.

Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.

    • вопросы о недостающей информации (например, какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника);

    • личностно значимые вопросы (например, автомобиль вашей мечты). Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться;

    • придумайте окончание рассказа. Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск.

Объем информации, поступающей извне, увеличивается с каждым годом, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным. Перед учителем стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках рекомендуется применять элементы проблемного обучения, которые можно использовать как при введении нового учебного материала, так и при его отработке и контроле. Таким образом, проблемные задания являются одним из путей эффективного развития универсальных учебных действий учащихся.


  1. Габдуллина, М. Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на иностранном языке / М. Г. Габдуллина. - М. : Просвещение, 2009. - 215 c.

  2. Ейгер, Г. В., Рапопорт, И. А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам / Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт. - М. : Просвещение, 2001. - 130 c.

  3. Ермаков, Д. К. Обучение решению проблем / Д. К. Ермаков. - М. : Академия, 2007. - 240 c.

  4. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение - понятие и содержание / Т. В. Кудрявцев. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 308 c.

  5. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 310 c.

  6. Скалкин, В. Л. Основы обучения иноязычной речи / В. Л. Скалкин. - М. : Просвещение, 2007. - 165 c.


© 2010-2022