- Преподавателю
- Иностранные языки
- Проект История развития дуальной системы обучения
Проект История развития дуальной системы обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жунусова А.Б. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Высшая техническая школа г.Щучинск
ТЕМА ПРОЕКТА
«История развития дуальной системы обучения»
Тема проекта
«История развития дуальной системы обучения»
Актуальность проблемы.
Жесткая и постоянно возрастающая экономическая конкуренция, которая заставляет работодателей сокращать объёмы профессионального образования на производстве; трудности в согласовании содержания обучения между предприятием и профессиональной школой, что ведет к снижению роли учебно-производственной среды и, тем самым, к уменьшению доли практического обучения на производстве, что обусловило выбор темы проекта: "История развития дуальной системы обучения» (опыт ФРГ и Казахстана)".
Цель: на основе опыта Германии выявить и обосновать концепцию развития дуальной формы профессионального образования и возможности использования ее элементов в Казахстане.
Объект исследования - дуальная форма профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Выявить исторические предпосылки и концептуальные основы развития дуальной формы профессионального образования в ФРГ и адаптационный потенциал применения ее в Казахстане.
2. Рассмотреть и систематизировать нормативную базу дуальной формы профессионального образования в ФРГ с целью ее использования при разработке стратегии приоритетного развития системы начального профессионального образования в Казахстане.
3. Изучить организационно-педагогическую модель профессионального обучения ремесленным профессиям в ФРГ как возможную основу внедрения дуального обучения в Казахстане.
Оглавление
Введение
-
Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования (на примере Германской модели).
-
Место дуальной формы обучения в системе профессионального образования.
-
Правовая основа дуальной формы профессионального образования.
-
Перспективы реализации педагогических технологий дуальной формы профессионального обучения в РК.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без, определенным образом, организованной практики. Особый интерес к дуальной системе обучения в Казахстане неслучаен.
В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие
системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов
определялись законодательно.
В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе
централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но
потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Просто понадобились
новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-
экономического развития. И дуальная система обучения в современности
стала рассматриваться как один из возможных механизмов.
Дуальная система обучения - подразумевает сочетание
практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в
учебных заведениях ТиПО.
Глава государства Нурсултан Назарбаев на II Съезде МК «Жас Отан», прошедшем 16 ноября 2012 г. призвал казахстанские компании и высшие учебные заведения страны участвовать в дуальной системе образования, подчеркнув, что «сегодня дуальная система успешно работает в 60-ти странах мира» что необходимо сформировать широкий набор
механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки
непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить
свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу
деятельности».
-
Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования
История развития дуальной формы профессионального образования уходит своими корнями в глубь веков.
В Азии и в Европе более тысячелетия существовало упорядоченное и отрегулированное в правовом отношении профессиональное образование, которое получали в основном юноши, приходившие к мастеру на обучение, становившиеся его учениками. Мастер должен был прививать им необходимые для освоения того или иного ремесла знания и навыки, которыми владел сам. Однако секреты, имевшиеся почти во всех ремеслах и обеспечивавшие преимущества одного ремесла перед другим, чаще всего сохранялись в тайне, раскрывать которую ученикам не разрешалось.
Понятие "Дуальная система" возникло только во второй половине шестидесятых годов в связи с обсуждением введённого в 1969 г. закона о профессиональном обучении. С тех пор немецкая система, которая совмещает государственную профессиональную школу с производственным обучением, считается всемирно образцовой, и экспортирована в многочисленные страны.
Уже со Средних веков немецкие ремесленники отличались особым мастерством. Ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.
У немцев мы можем поучиться и традиционно уважительному отношению к труду, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками.
Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время - на предприятии.
Отцом дуальной системы профессионального образования считается Георг Кершенштайнер (29.07.1854 - 15.01.1932) был немецким педагогом и. С 1895 по 1919 год он возглавлял мюнхенский школьный городской совет и занимался народной реформой школьной учебной программы.
В начале 20 века в Мюнхене Кершенштайнер ввёл новый, ориентированный на практику, тип школы, который ставил профессию и её необходимость в центр внимания. В 1900/1901 учебном году в Мюнхене были основаны первые профессиональные школы для мясников, кондитеров, трубочистов, цирюльников и парикмахеров. Они стали примером нового, разделённого по профессиональному признаку, типа школы, который должен был дополнить производственную профессиональную подготовку.
Производственная профессиональная подготовка в Германии регламентируется законом профессионального обучения, школьная профессиональная подготовка - школьными законами отдельных федеральных земель. Эти законодательные основы направлены на то, чтобы обучение соответствовало потребностям экономики. Но одновременно и теоретические знания должны быть настолько обширными, чтобы обучающийся мог бы гибко приспособиться к изменённым рабочим условиям.
Федеральное правительство ответственно за разработку концепции
подготовки по профессиям в рамках дуальной системы. Обязательное утверждение перечня профессий, требующих профессионального
образования, на общегосударственном уровне гарантирует, что при
подготовке учитываются основные принципы, согласованные с отраслью и
Федеральными землями (Länder), и что подготовка осуществляется
исключительно в соответствии с нормами, утвержденными Федеральным
правительством. Главная функция государства - координация и
обеспечение законодательной базы.
На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном образовании», «Ремесленное уложение», «Директива о пригодности инструкторов», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Законом определено, какие предприятия могут участвовать в обучении (из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.).
В федеральном правительстве Германии ответственность за решение общих вопросов политики в сфере профессионального образования и обучения возлагается на Федеральное министерство образования и научных
исследований (BMBF).
Министерство труда разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.
Без участия Федерального правительства социальные партнеры согласовывают детали профессионального обучения на предприятии, в частности, размер стипендии, выплачиваемой студентам, в рамках свободного обсуждения условий коллективного договора. Некоторые коллективные договоры также предусматривают положения, касающиеся таких вопросов как дальнейшее трудоустройство выпускников по договорам, заключаемым на ограниченный срок. Предприятия заключают с учениками контракты, принимают на себя затраты на обучение и выплачивают ученикам стипендию, регулируемую коллективным договором, которая увеличивается с каждым годом обучения и в среднем составляет около одной трети от начальной оплаты труда квалифицированного рабочего.
2. Место дуальной формы обучения в системе профессионального образования
Модернизация профессионального образования в республике Казахстан определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодняшний день дуальная система подготовки - одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.
Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно - больше, чем обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ, которые ученики должны посещать в рамках системы дуального образования.
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.
Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
3 Правовая основа дуальной формы профессионального образования
Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
-понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
-новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
К настоящему времени в стране действует 888 организации ТиПО.
В них обучаются 587,3 тысячи человек, в т.ч. более 338, 1 тысяч по госзаказу. Обучение ведется по 185 специальностям.
В содержательном плане для повышения качества ТиПО предпринимаются ряд мер: обновлены государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) и образовательные программы, разрабатываются профессиональные стандарты, внедряется независимая оценка квалификации выпускников др.
Однако главной проблемой остается несоответствие квалификации требованиям рынка труда.
Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.
4 Перспективы реализации педагогических технологий дуальной формы профессионального обучения в РК
Министерством образования и АО ФНБ «Самрық-Қазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «Самрық-Қазына», который предусматривает пошаговое внедрение дуальной системы подготовки рабочих кадров. Разработан проект Положения о предприятиях и организаций образования работающих по внедрению дуальной модели подготовки кадров.
По итогам Круглого стола, проведенного 18 июня 2013 года под председательством Ирсалиева Серика Азтаевича - председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, в АО «РНМЦ» созданы 24 экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения на базе колледжей во всех 16 регионах. Почти со всеми колледжами подписаны 3-х сторонние договора.
В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучение и выработка единых требований для создания казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.
Внедрение казахстанской модели дуального обучения способствует решению следующих задач:
- решается вопрос определения потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах). Основным принципом ДО является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности;
- во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);
- решается вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей (работодатели сами готовят порядок обучения на предприятии и согласовывают с теоретическим обучением в колледже);
- решается вопрос достаточного финансирования системы ТиПО (большая часть финансирования приходится на сами предприятия: на практическое обучение (в том числе оплата труда студентов), расходный материал, помощь в материально-техническом обеспечении мастерских профшкол); в целом повышается престижность системы ТиПО.
Участники Республиканского Семинара-совещания «Реализация основных принципов дуальной системы обучения: проблемы и пути их решения» отметили, что Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2012-2014 годы остается главным ориентиром модернизации экономики.
Одним из основных факторов успешной индустриализации является вопрос подготовки необходимого количества и качества квалифицированных кадров на всех уровнях.
Основным поставщиком кадров для производства и бизнеса является система технического и профессионального образования (далее - ТиПО).
Отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и предпринимательским сектором экономики обуславливает невостребованность подготавливаемых специалистов и непрестижность рабочих профессий.
Наряду с этим участники Семинара-совещания указывают на отсутствие учебно-методической литературы по эксперименту, качественных профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций по специальностям, задействованным в эксперименте.
В целях повышения качества подготовки специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда участники Семинара-совещания считают целесообразным активизировать работу по внедрению дуальной системы обучения.
Учебным заведениям ТиПО, работающим в режиме эксперимента, совместно с работодателями:
1.Заключать соглашения с предприятиями о сотрудничестве в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
2.Организовать подписание трёхсторонних договоров (предприятие-колледж-студент).
3.Совместно с предприятиями принимать участие в разработке образовательных программ, учебных планов по дуальному обучению.
4.Рассмотреть вопрос повышения заработной платы инженерно-педагогическим работникам учебного заведения, которые занимаются дуальным обучением до 30 %.
5.Направлять на курсы повышения квалификации по практическому обучению в условиях предприятия на основе дуальной системы преподавателей спец. дисциплин и мастеров производственного обучения.
6.Проводить профориентационную работу среди молодежи по привлечению к обучению по дуальной системе.
7. По возможности оборудовать места прохождения практики виртуальными лабораториями, тренажерами.
Для реализации внедрения элементов дуальной модели обучения для учебных заведений в подготовке кадров предусмотреть увеличение в учебных планах до 70% доли профессиональной практики.
Ввести на законодательном уровне в работе с предприятиями нормы для предприятий - участников дуальной модели обучения по подготовке специалистов:
- число ученических мест - не более 15 для организации и проведения практики учащихся;
- для проведения стажировки молодых специалистов - от 5 до 7 мест;
- трудоустройство молодых специалистов предусмотреть по итогам практики учащихся, стажировки молодых специалистов в рамках реализации дуальной модели обучения;
- на выше предлагаемые нормы предусмотреть профильным министерствам финансовое обеспечение;
- в этой связи обновить учебно-материальную базу колледжа и переоснастить современным учебно- производственным и технологическим оборудованием;
- на обновление учебно-материальной базы колледжа и переоснащения современным учебно-производственным и технологическим оборудованием предусмотреть выделение МОН РК соответствующих денежных средств;
- ввести продолжительность обязательной отработки молодого специалиста на предприятии - участника дуальной системы обучения по окончании учебного заведения не менее 3-х лет.
И применительно к нам на сегодняшний день, мы считаем, лучше дуальной формы обучения в техническом и профессиональном образовании не имеется. Конечно, копировать эту форму профессионального обучения мы не можем по объективным причинам: у нас еще нет достаточно разработанной законодательной базы, но отдельные элементы мы пытаемся внедрить.
Заключение
Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан, обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в стране, успешно реализовать эти процессы. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития, по которым движется наша страна, должна диктовать цели, методы и содержание технического и профессионального образования.
Анализ мирового опыта использования дуальной системы обучения создает предпосылки для реализации наиболее эффективных ее сторон в систему ТиПО Казахстана. А внедрение казахстанской модели дуального обучения будет способствовать решению следующих задач:
-определение потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах).
Основным принципом дуальной системы является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности; во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);
Следует отметить, что новая система подготовки начала внедряться благодаря партнерству, сближению организаций образования, работодателей и органов управления образованием.
Важным нововведением является сертификация выпускников, то есть будущих специалистов. Раньше квалификация молодого специалиста - выпускника подтверждалась комиссией по итоговой аттестации организаций образования. Сегодня Законом РК «Об образовании» процедура присвоения квалификации выпускникам отделена от учебного процесса. С 2012 года, в соответствии с поручением Главы государства в Казахстане начата работа по передаче данной функции в конкурентную среду, ассоциациям работодателей. На сегодняшний день созданы три сертификационных центра - в туристической, горнодобывающей и нефтегазовой отрасли.
Таким образом, дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.
Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда - это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом.
Список использованной литературы:
-
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г.
-
Торопов Д А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии: Дис. ... д-ра пед. наук: М., 2005: РАО Институт педагогики и психологии профессионального образования, 301 с.
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 года N319-111).
-
Типовое положение и порядок деятельности комиссий по социальному партнерству в области профессионального и технического образования. Утверждено приказом Министра образования и науки РК от 29 августа 2013 года № 361.
-
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
-
План мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данных на ХЕХ сессии Ассамблеи народов Казахстана. Утвержден распоряжением Государственного секретаря Республики Казахстан от 18 мая 2012 года № 2.
7 «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».Казахстанская правда, № 232 (27506) от 13.07.2013.
-
Трудовой кодекс Республики Казахстан 2013 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.).
-
Закон республики Казахстан «О техническом и профессиональном образовании».
-
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования».