Статья Проект как один из способов развития субъектности младших школьников

"Проект как один из способов развития субъектности младших школьников"это статья  написанная  мной как итог года работы в эксперементе в начальных классах по курсу "В Мире Английского" В статье говорится об использовании проектного метода как одной из форм развития субъектности учащихся,особенно в младших классах.Дается представление  о целях и основных принципах  использования пректов,а также этапах работы над пректом, приведен  пример разработки кроткосрочного, группового  проекта "Путешествие...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект как один из способов развития субъектности младших школьников

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Субъектность - это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений: самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самоанализа.

Становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности, одной из которых является метод проектов

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме; изготовление коллажей, объявлений, проведения интервью, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д. Исследовательская деятельность включает детей в самостоятельный исследовательский поиск. Результатом данной деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся способов деятельности. Проектная деятельность позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а в результате происходит и развитие субъектности учащихся.

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая
китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня - и я научусь».

Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:

1) стимулировать интересы учащихся через творческие задачи,

требующие работы воображения;

2) учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (т.е.

толковать) информацию, а не просто заучивать её.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого
участника проектного обучения:

- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного

и компетентного;

- развивать у каждого позитивный образ себя и других;

- развивать у учащихся умения истинно оценивать себя.

2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка,

умение искать путь решения поставленной задачи.

3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление
проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение
строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

4. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»,

вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка,

как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Проектное обучение командным способом имеет следующие правила и

принципы:

1) В команде нет лидеров. Все члены команды, равны.

2) Команды не соревнуются.

3) Все члены команды должны получать удовольствие и от того, что они
вместе выполняют проектное задание.

4) Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5) Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

6) Ответственность за конечный результат несут все члены команды,
выполняющие проектное задание.

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм,
рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми,
журнальный репортаж, рок-опера и т.д.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных
проектов:

- краткосрочные (2-6ч.)

- среднесрочные (12-15ч.)

- долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.п

Основные принципы проектной работы.

1.Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, комиксы ,карты, сказки и т.д. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2.Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда иностранный язык используется для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а думая они учатся.

3.Когнитивный подход к грамматике.

Некоторые учащиеся с трудом усваивают правила или грамматические структуры. Таким учащимся предлагается самим поработать над ними. У ребят исчезает страх перед грамматикой, они легче усваивают ее. В ходе работы над проектом учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры.

4.Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включить в учебный процесс игры, викторины, шутки, загадки.

5.Личностный фактор.

Посредством проектной работы учащимся предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, увлечениях и т.д.

6.Адаптация заданий.

Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемы. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Этапы работы над проектом:

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка

задачи.

2. Обсуждение возможных варрантов исследования, выбор способов.

3. Самообразование и актуализация знаний.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5. Обобщение результатов и выводы.

6. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Оценка проектной работы - дело нелегкое. В методической литературе отличают два принципа оценки проектов.

1 . Язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

2. Следует не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работы. Учителю лучше проверить черновой вариант проектной работы. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, нужно или исправить их карандашом, или записать замечания на отдельном листе

Самое ценное в проектной деятельности, на мой взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя - лишь организационная.

Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили следующие типы проектов:

  • монопроект - это разрешение проблемного вопроса одного ученика, так, например, учащиеся выполнили работы по следующим темам:

"My Family, "My Favourite Season", "My Favourite Clothes", "My Room, "How Are You?", "City and Country", "Parts of the Body", "Animals";

  • коллективный проект - предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся:

"Welcome to the Fairytale Land", "Britain", "London", "English Writers and Poets".

Типы индивидуальных и коллективных проектов.

  • Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение мероприятий.

  • Письменный - предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений и песен (их переводов с английского языка).

  • Мультимедийный - это проект с использованием мультимедийной презентации.

Проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами школьного образования:

- сделать преподавание более проблемным и ориентированным

- шире использовать рефлексивный подход в обучении

- стимулировать у школьников умение формулировать собственные суждения

- усилить степень самостоятельной работы учащихся

- пересмотреть традиционную роль учитель и ученика на уроке

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет видеть практическую пользу от изучения иностранного языка. Следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе добывания знаний и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит - способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, субъектности.

Согласно ФГОС нового поколения задача нашего образования сегодня состоит в том, чтобы ученик в школе сформировал метапредметные результаты, научился ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Учащийся становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное - это то, что, у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:

« Путешествие в страну сказок. Сказки Льюиса Кэрролла».

(краткосрочный, групповой)

ЦЕЛИ проекта:

- подробно изучить автобиографию и творческий путь сказочника Льюиса Кэрролла

- проанализировать: Чему учат сказки, почему они так актуальны сегодня? (проблемное задание)

ЗАДАЧИ проекта:

- познакомить с биографией и творчеством Льюиса Кэрролла

- привить учащимся интерес к языку

- улучшить знания языка, расширить словарный запас

- учить самостоятельной и коллективной работе

- развить творческие способности учащихся

ПЛАНИРОВАНИЕ, определение источника и сбора информации:

- чтение литературы о Льюиса Кэрролла на русском и английском языках

- чтение сказок с последующим выражением мнения о содержании прочитанного

- беседа о значении сказок в жизни человека

- фонетическая и лексическая отработка текста о значении творчества Льюиса Кэрролла

- распределение обязанностей между членами группы

- установление критериев оценки

- изготовление костюмов и декорации

ИССЛЕДОВАНИЕ:

- сбор информации в виде творческих работ

- изучение проблематики в сказках Льюиса Кэрролла

- подготовка материала викторины по теме «Алиса в Стране чудес»

ОТЧЕТ:

- проведение викторины

- конкурс творческих работ учащихся- презентация в форме литературно - музыкальной композиции, представление сказки «Алиса в Стране чудес».



© 2010-2022