- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Проект как один из способов развития субъектности младших школьников
Статья Проект как один из способов развития субъектности младших школьников
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Азарян Г.Р. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект как один из способов развития субъектности младших школьников
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Субъектность - это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений: самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самоанализа.
Становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности, одной из которых является метод проектов
Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме; изготовление коллажей, объявлений, проведения интервью, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д. Исследовательская деятельность включает детей в самостоятельный исследовательский поиск. Результатом данной деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся способов деятельности. Проектная деятельность позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а в результате происходит и развитие субъектности учащихся.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая
китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду
Покажи мне - и я запомню
Вовлеки меня - и я научусь».
Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:
1) стимулировать интересы учащихся через творческие задачи,
требующие работы воображения;
2) учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (т.е.
толковать) информацию, а не просто заучивать её.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого
участника проектного обучения:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного
и компетентного;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся умения истинно оценивать себя.
2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка,
умение искать путь решения поставленной задачи.
3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление
проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение
строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
4. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»,
вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка,
как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Проектное обучение командным способом имеет следующие правила и
принципы:
1) В команде нет лидеров. Все члены команды, равны.
2) Команды не соревнуются.
3) Все члены команды должны получать удовольствие и от того, что они
вместе выполняют проектное задание.
4) Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5) Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
6) Ответственность за конечный результат несут все члены команды,
выполняющие проектное задание.
Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм,
рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми,
журнальный репортаж, рок-опера и т.д.
Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных
проектов:
- краткосрочные (2-6ч.)
- среднесрочные (12-15ч.)
- долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.п
Основные принципы проектной работы.
1.Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, комиксы ,карты, сказки и т.д. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
2.Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда иностранный язык используется для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а думая они учатся.
3.Когнитивный подход к грамматике.
Некоторые учащиеся с трудом усваивают правила или грамматические структуры. Таким учащимся предлагается самим поработать над ними. У ребят исчезает страх перед грамматикой, они легче усваивают ее. В ходе работы над проектом учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры.
4.Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включить в учебный процесс игры, викторины, шутки, загадки.
5.Личностный фактор.
Посредством проектной работы учащимся предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, увлечениях и т.д.
6.Адаптация заданий.
Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемы. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка
задачи.
2. Обсуждение возможных варрантов исследования, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Обобщение результатов и выводы.
6. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Оценка проектной работы - дело нелегкое. В методической литературе отличают два принципа оценки проектов.
1 . Язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
2. Следует не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работы. Учителю лучше проверить черновой вариант проектной работы. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, нужно или исправить их карандашом, или записать замечания на отдельном листе
Самое ценное в проектной деятельности, на мой взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя - лишь организационная.
Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили следующие типы проектов:
-
монопроект - это разрешение проблемного вопроса одного ученика, так, например, учащиеся выполнили работы по следующим темам:
"My Family, "My Favourite Season", "My Favourite Clothes", "My Room, "How Are You?", "City and Country", "Parts of the Body", "Animals";
-
коллективный проект - предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся:
"Welcome to the Fairytale Land", "Britain", "London", "English Writers and Poets".
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
-
Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение мероприятий.
-
Письменный - предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений и песен (их переводов с английского языка).
-
Мультимедийный - это проект с использованием мультимедийной презентации.
Проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами школьного образования:
- сделать преподавание более проблемным и ориентированным
- шире использовать рефлексивный подход в обучении
- стимулировать у школьников умение формулировать собственные суждения
- усилить степень самостоятельной работы учащихся
- пересмотреть традиционную роль учитель и ученика на уроке
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет видеть практическую пользу от изучения иностранного языка. Следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе добывания знаний и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит - способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, субъектности.
Согласно ФГОС нового поколения задача нашего образования сегодня состоит в том, чтобы ученик в школе сформировал метапредметные результаты, научился ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Учащийся становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное - это то, что, у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
« Путешествие в страну сказок. Сказки Льюиса Кэрролла».
(краткосрочный, групповой)
ЦЕЛИ проекта:
- подробно изучить автобиографию и творческий путь сказочника Льюиса Кэрролла
- проанализировать: Чему учат сказки, почему они так актуальны сегодня? (проблемное задание)
ЗАДАЧИ проекта:
- познакомить с биографией и творчеством Льюиса Кэрролла
- привить учащимся интерес к языку
- улучшить знания языка, расширить словарный запас
- учить самостоятельной и коллективной работе
- развить творческие способности учащихся
ПЛАНИРОВАНИЕ, определение источника и сбора информации:
- чтение литературы о Льюиса Кэрролла на русском и английском языках
- чтение сказок с последующим выражением мнения о содержании прочитанного
- беседа о значении сказок в жизни человека
- фонетическая и лексическая отработка текста о значении творчества Льюиса Кэрролла
- распределение обязанностей между членами группы
- установление критериев оценки
- изготовление костюмов и декорации
ИССЛЕДОВАНИЕ:
- сбор информации в виде творческих работ
- изучение проблематики в сказках Льюиса Кэрролла
- подготовка материала викторины по теме «Алиса в Стране чудес»
ОТЧЕТ:
- проведение викторины
- конкурс творческих работ учащихся- презентация в форме литературно - музыкальной композиции, представление сказки «Алиса в Стране чудес».