Доклад на тему: Языковой портфель школьника

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование языкового портфеля учащегося для организации

индивидуальной образовательной траектории при изучении иностранного языка

Сегодня перед образованием стоит непростая задача - формирование конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности, способной к полноценному общению в условиях полиязыковой академической и социальной среды. Вопросы индивидуализации обучения и формирования необходимых профессионально-языковых компетенций школьников и будущих выпускников встают особо остро.

Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Задачей школы и учителя является создание таких условий, которые бы обеспечивали развитие механизмов самообразования и самопознания личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

Для того чтобы ученик был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, необходимо сформировать у него способность к объективной самооценке. Разработка индивидуальных образовательных траекторий - многоплановый процесс, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала учащегося - совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных способностей, проявление стиля его учебной деятельности.

В структуру ИОТ при обучении иностранному языку включаются следующие компоненты:

- целевой (цель и задачи формулируются на основе потребностей учащегося, time-limited), т.е. цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, определёнными во времени);

- содержательный - соблюдается принцип SMART (specific, measurable, achievable, result-oriented (содержание курса обучения, материалы, контрольные мероприятия, виды самостоятельной учебной деятельности);

- технологический (используемые технологии и методы обучения: например, смешанное обучение с использованием Интернет технологий);

- диагностический (виды тестирования: входное, рубежное, итоговое; внешняя оценка достижений учащегося путем проведения пробного уровневого экзамена);

- организационно-педагогический (выстраивание индивидуальной траектории с помощью преподавателя; акцент на развитие учебных навыков и учебной автономии учащегося);

- результативный (описание ожидаемых результатов обучения: что в конце обучения учащийся должен знать, понимать, уметь и чем владеть в области аудирования, говорения чтения, письма, в области языковых аспектов - фонетики, лексики и грамматики).

Творческая самореализация учащегося как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: освоение учащимся содержания курса через сопоставление с собственными результатами, выстраивание индивидуальной образовательной траектории с опорой на свои личностные качества, создание учащимся образовательного продукта и отражение результатов в личном документе - языковом портфеле.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

- преподаватель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала;

- для учащегося при составлении индивидуальной траектории самое важное - оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать, либо вовремя корректировать движение учащегося по траектории.

В настоящее время, одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности школьников, когда роль учителя непосредственно на уроке носит в большей степени консультативный и корректирующий характер.

Одной из наиболее перспективных технологий является система портфолио, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет решать ряд других образовательных задач:

 поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

 поощрять их активность и самостоятельность

 расширять возможности обучения и самообучения;

 развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

 формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

 содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

 закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Функции портфолио учащегося

 Диагностическая - фиксирует качественные изменения в личностном росте обучающегося в процессе освоения учебного предмета за определенный период времени.

 Целеполагания - способствует поддержанию учебных целей.

 Мотивационная - поощряет совместные результаты достижений учащегося, учителя, родителей при изучении английского языка.

 Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учащимся при изучении английского языка работ.

 Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения.

 Рейтинговая - демонстрирует диапазон навыков и умений учащегося.

Возможность решения данных задач позволяет сделать портфолио не только и не столько инструментом для оценки результатов учебной деятельности, сколько системой всего учебного процесса. Такая система портфолио должна предусматривать не одну только демонстрацию конечных результатов, но, главным образом, быть помощником в изучении английского языка. Она позволит обеспечивать учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты, делать работу над ошибками, формулировать теоретические положения. Кроме этого, учащиеся получают возможность создавать свою справочную копилку, а также копилку своих творческих работ, лексического, идиоматического страноведческого материала. С оценочной точки зрения, система комплексного портфолио демонстрирует не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволяет учителю корректировать планирование работы на уроках и во внеурочной работе.

Существуют и возможные сложности и ограничения использования:

- существенные временные затраты

- необходимость достижения определенного уровня готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности и самооценки и его дальнейшее развитие.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. Первый тип портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.). Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. - в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года). Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции. Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Благодаря наличию портфолио учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определѐнный промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.

Портфолио - это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка, ставить индивидуальные цели и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц. Таким образом, языковой портфель реализует инновационный подход к учебному процессу для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности. ЯП повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся.

Кроме того, чтобы ученик и учитель могли адекватно оценивать свои знания, прогресс в своей деятельности, у них должен быть какой-то эталон. Стать таким эталоном и способствовать формированию необходимых навыков самооценки может портфолио.

© 2010-2022