Статья на тему Организация самостоятельной учебной деятельности на уроке английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кискина Вера Сергеевна,

учитель английского языка

МБОУ "СОШ №7"

города Губкинский,

ЯНАО


Организация самостоятельной учебной деятельности

на уроке английского языка.

В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе школьников в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью..."

Одна из задач школы на современном этапе - научить обучающихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников - их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Формирование навыков и умений учебной деятельности - это процесс формирования учебной самостоятельности школьников. Он начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности учителя и обучающихся, проходит через стадию возникновения осознанности и произвольности собственных психических процессов, стадию усвоенных действий к стадии творческой деятельности.

Принято выделять три этапа самостоятельности, которые проходит ученик в процессе ее формирования:

  • репродуктивно-подражательный,

  • поисково-исполнительский,

  • творческий.

Исходя из этого, выделяются три вида самостоятельной работы: воспроизводящий, преобразующий и творческий. На начальном этапе обучения иностранному языку основные виды самостоятельной работы - это воспроизводящий и преобразующий. Они способствуют формированию репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности школьников, что создает основу для перехода на средней и старшей ступенях к самостоятельной работе творческого вида. Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, восприятия, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида обучающиеся приобретают умение принять учебную задачу, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы действий, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Таким образом, создаются условия для перехода школьников к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности - самостоятельной работе преобразующего вида. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Обучающиеся приобретают умения произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации, комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути решения.

Обязательным условием успешности учебной работы является внимание. Самостоятельная работа способствует развитию таких его свойств, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность, что обеспечивает четкое и яркое восприятие и понимание учебного материала, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Развитию внимания ученика способствует четкое понимание им учебного материала, знание способа выполнения упражнений. Так, например, при выполнении подстановочных упражнений учитель может предложить следующую опору для выполнения учебного задания:

  • Вам предстоит заполнить пропуски в тексте, заданными под чертой словами и сочетаниями слов.

  • Просмотрите заданные слова и сочетания слов, воспроизведите их, уточните их значение.

  • Прочитайте предложения с пропусками, представьте себе, о чем в них идет речь.

  • Предположите, что может обозначать пропущенное слово и к какой части речи оно относится, опираясь на значение окружающих слов (если перед пропуском стоит артикль или артикль с прилагательным, а после пропуска - глагол, то пропущенное слово является существительным. Если перед пропуском стоит существительное, личное местоимение или наречие, тогда вы можете предположить, что пропущенное слово - глагол).

  • Соотнесите значение каждого из заданных под чертой слов со смыслом всего предложения и выберите нужное.

  • Поставьте выбранное слово в нужную форму. Определите для этого то слово в предложении, с которым выбранное слово должно согласоваться в роде, числе, падеже. Преобразуйте начальную форму слова по известному вам правилу. Проследите за порядком слов в предложении.

  • В заключение проверьте себя. Воспроизведите каждое из полученных предложений, следя за его смыслом. В случае сомнения переведите его на родной язык.

На основе выполнения однотипных заданий по подробной пошаговой инструкции, обучающиеся сами мысленно выделяют наиболее существенные элементы деятельности, отделяют их от второстепенных, выявляют обобщенный образец действия. Он включает:

  • прогнозирование смысла предложения, в котором предстоит заполнить пропуски;

  • догадку о значении пропущенной лексической единицы на основе ее ближайшего окружения;

  • выбор нужной лексической единицы и ее грамматическое оформление в соответствии с содержанием и смыслом заданного предложения;

  • осмысление полученного предложения в целом.

Иначе говоря, пользуясь приемом абстрагирования, обучающиеся обращаются уже не к конкретному, а к своего рода абстрактному образцу, приходят к овладению осознанным приемом учебного труда. Деятельность ученика начинает выходить за рамки воспроизводящей и приближается к творческому процессу.

Эффективное использование своего рода абстрактных образцов в виде моделей - схем диалога, моделей связного высказывания. Деятельность обучающихся в этом случае носит более творческий характер.

Практически образцы действий представляют собой инструкции - предписания разной степени развернутости. Поскольку не все обучающиеся могут одинаково четко и в одном и том же темпе следовать предписанию, целесообразно предъявлять инструкцию дифференцированно - "пошагово" или "комплексно", устно или в виде письменно фиксированных "памяток". Последние облегчают работу школьникам любого уровня обученности как на уроке, так и дома.

Однако зачастую работа на основе разветвленной системы опор занимает львиную долю времени урока, вследствие чего не остается времени для самостоятельного поиска опор и ориентиров самими обучающимися. При этом обучающиеся не испытывают необходимости самостоятельно актуализировать в памяти языковые средства, задуматься над планом своего высказывания, стремиться к индивидуальному замыслу высказывания.

Важно предупредить такое положение, шире практикуя с первого года обучения иностранному языку на каждом уроке обучающие самостоятельные работы, направленные на активизацию языкового материала применительно к коммуникативным задачам, к тематике текущего урока (серии уроков). Выполняя такие работы, обучающиеся по совету учителя обращаются к ранее выполненным подобным заданиям, к языковому материалу пройденного параграфа, стремятся к созданию образных ассоциаций с лексическими единицами, выработке собственных мнемонических приемов. Одновременно школьники учатся объединять материал нового и ранее выполненных заданий, объединять тематически близкую информацию.

Важно посоветовать найти новую формулировку задания и получить новый вариант решения коммуникативно-познавательной задачи. Уместно подсказать, что в новой формулировке, в новом варианте результаты выполненного задания можно бы использовать в виде заметки в стенной газете, в школьной радиопередаче на немецком языке, в викторине или какой-либо другой соревновательной игре.

По мере развития самостоятельности происходит и развитие реальных творческих возможностей обучающихся, накопление опыта творческой деятельности.

Для организации самостоятельной работы нужны специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, карточки, задания для парной и групповой работы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них обучающиеся получают возможность выполнять достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, а также развития внимания, мышления и памяти.

Недостаточно использовать только материалы, входящие в УМК. Для поддержания интереса школьников рекомендуется применять материалы, входящие в состав других УМК. Несомненную пользу принесут различные опоры в виде плакатов, дополнительные тексты для аудирования, упражнения с постоянным снятием опор, карточки для парной работы и взаимоконтроля.

Для формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности желательно составить материал так, чтобы обучающиеся не только знали, как выполнить задание, но и получили возможность осуществить контроль за правильностью выполняемых действий при помощи ключей. Для самостоятельной работы воспроизводящего вида полезны такие упражнения: "Слушай и повторяй", разучивание песен и стихотворений под фонограмму, упражнения, записанные на СD, для выработки навыков чтения вслух.

Для организации самостоятельной работы преобразующего вида эффективны упражнения с постепенным снятием опор, а также задания типа: Послушай текст и расскажи своему товарищу по телефону о ...", "Сравни ...", "Ответь на вопросы по прослушанному тексту", "Прослушай задание № ... и расскажи о себе".

Для развития у обучающихся способности к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении важно, чтобы упражнения обеспечивали частую повторяемость языкового и речевого материала, а также содержали задания, стимулирующие учеников к аналитико-синтетическим операциям, например: "Прослушай начало фразы и закончи ее", "Вставь пропущенные в диалоге реплики", "Придумай продолжение рассказа" и т.п.

Чтобы обеспечить устойчивость и концентрированность внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть доступным и интересным для них, воздействовать на различные анализаторы.

В материалах для самостоятельной работы можно использовать лингвострановедческую информацию в объеме, доступном для усвоения детьми данного возраста. Это позволяет пробудить интерес к культуре народа страны изучаемого языка.

Задача учителя - оказать помощь обучающимся, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и коррегирующий характер, дать необходимые рекомендации о том, как выполнить то или иное задание, обучить их последовательности выполнения упражнений, создать необходимые для этого условия.


© 2010-2022