Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроке английского языка

Исполнитель:

Потапова Алена Евгеньевна,

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69»

г. Кемерово









Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Универсальные учебные действия на уроках английского языка….5

2. Пути формирование коммуникативных УУД на уроках……………10

3. Задания УМК на формирование коммуникативных УУД…………..11

Заключение………………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………..16

Приложения……………………………………………………………….17






Введение

Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей самого человека, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность не является исключением. Поэтому главной задачей школы научить учащихся правильно организовывать свою деятельность, добывать информацию, систематизировать ее, т.е. научить учиться.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • иметь способность к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание.

Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды, с малым количеством часов, когда на устную речь одного учащегося приходится не больше двух минут. При таких условиях рассчитывать на успех можно, только если учащийся обучен работать самостоятельно на уроке в школе и продуктивно организовывать свою работу дома.

Модернизация системы образования привела к введению ФГОС. Новый стандарт предполагает:

  • духовно-нравственное воспитание личности;

  • гражданская идентичность;

  • системно-деятельностный подход.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения образовательных программ. Под результатами понимаются как предметные знания, так и умение применять эти знания в практической деятельности, т.е. знать, уметь, применять.

Одной из особенностей ФГОС является развитие универсальных учебных действий.

Также в новом стандарте в преподавании иностранных языков не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка и глубинных основ грамматики. Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, задачами которой являются развитие коммуникации, умений установить контакт для общения с другими людьми, анализировать свои действия и слова, овладение учащимися языком в процессе общения, развития кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а так же развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.

Специфика предмета «английский язык» заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативные УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



1.Универсальные учебные действия на уроках английского языка

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учится, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. []

Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Однако, несмотря на то что, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последние являются ведущими в рамках выполнения стандарта по предмету «английский язык».

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению иди деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В формировании данных универсальных учебных действий обучение иностранному языку имеет особое значение благодаря коммуникативной направленности самого предмета.

Универсальный учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации должно стать первостепенной задачей каждого учителя-предметника. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Подробнее рассмотрим коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Асмолов А.Г. определяет коммуникативные действия - как действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия направленные на кооперацию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликт); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии []

Видами коммуникативных действий являются:

  • проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками - формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;

  • формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;

  • регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка [].

Коммуникативные универсальные учебные действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедур отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметных содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения.

Анализирую научную литературу можно сделать вывод, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:

  • обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию; работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;

  • развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;

  • воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;

  • социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношении; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.

Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий, можно прийти к заключению: освоение учащимися коммуникативными УУД имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы. Во-первых, от уровня сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативных УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если ученик не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.







2. Пути формирования коммуникативных УУД

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников. На уроках английского языка школьники учатся:

  • вести диалоги различного характера в типичных ситуациях бытового, учебного и межкультурного общения;

  • поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

  • овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;

  • воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;

  • писать по образцу письмо зарубежному другу, сообщать сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.

Для достижения данных результатов нужно привлекать детей к ведению урока посредством таких заданий: подготовить диалог по теме по образцу; контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа; найти определенный материал в Интернете или других внешних источников для оформления стенда, газеты или презентации; подготовить контрольные вопросы по теме; составить коллаж по теме; провести анкетирование по заданной теме; составить рассказ-загадку; нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить определить, к какому тексту он нарисован; дополнить словарный минимум по теме, используя словарь; составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.


3. Задания УМК на формирование коммуникативных УУД

Как упоминалось ранее, на уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и диалогической формами речи. Рассмотрим как выбранный нами УМК "Rainbow English" Афанасьевой О.В. способствует формированию данных видов речевой деятельности.

Наибольшее внимание в УМК данной серии уделяется развитию коммуникативных УУД, а именно формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.

Содержание учебно-методического комплекса "Rainbow English" позволяет заложить основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения.

В учебниках "Rainbow English", начиная с 6 класса вводится рубрика "Social English". В данной рубрике даются особенности речевого этикета английского языка. Например, в учебнике 7 класса даются фразы школьного обихода. Далее дается задание на закрепление новых фраз и клише в разных ситуациях, ну и конечно же дальнейшее использование данного материала в дальнейшем на уроках английского языка. (Приложение 1).

Еще одним примером данной рубрике является знакомство учащихся с выражениями, помогающими сказать, что на м нравится и или нет. Далее можно выразить свое отношение к некоторым из данных действий и затем в парах разыграть небольшой диалог по образцу (Приложение 2).

Обучение монологической речи происходит поэтапно от более простых заданий к более сложным. На формирование умений составления письменных и устных высказываний даются соответственно разные задания.

В начале 5 класса устные монологические высказывания составляются по опоре, где учащимся необходимо только выбрать вариант окончания предложения, который подходит именно им. Подобное задание будет по силам даже слабым ученикам, а более сильным учащимся можно усложнить задание: не выбрать данный в учебнике вариант, а придумать свой (Приложение 3).

К концу 5 класса задания на составление монологического высказывания даются в виде плана по теме, которая была изучена на предыдущих уроках. Подобные задания также развивают умение пересказывать текст, т.к. чаще всего данные упражнения приводятся после прочтения тематических текстов (Приложение 4).

Следующее задание можно использовать как для развития навыков составления как письменного, так и устного высказывания. Это зависит от уровня знаний учащихся. Например, дается текст с описанием города, учащимся, прочитав данный текст, необходимо составить собственное высказывание о своем городе, с опорой на исходный текст (Приложение 5).

Заданий на составление диалогов не так много в самом учебнике, а если и есть то они играют репродуктивный характер. Дается диалог с выделенной лексикой, учащимся необходимо заменить данные слова, выбрав из предложенных вариантов (Приложение 6). Но даются задания, которые могут помочь учащимся развить навыки диалогической речи и подготовиться к самостоятельному составлению диалога. Одним из таких заданий является составление вопросов к предложенным ответам, что вызывает наибольшие трудности у учащихся (Приложение 7). Или наоборот, необходимо ответить на вопросы по пройденной теме (Приложение 8). Результатом подобных заданий, может быть составление и разыгрывание диалогов.

В рабочей же тетради, которая предназначена для работы с учащимися после прохождения юнита, даются задания на развитие диалогической речи, носящие продуктивный характер. Например, при прохождении темы город, дается задание, где необходимо объяснить путь по данной карте.

В конце каждого юнита дается проектное задание, которое может выполняться в парах или группах. Для выполнения проектных заданий, учащимся необходимо найти информацию в сети Интернет или других источниках, т.к. информации в учебнике не достаточно для выполнения данных заданий (Приложение 9). После подбора информации учащимся необходимо договориться как будет выглядеть их работа (коллаж, презентация, газета и т.д.) и какой материал будет содержаться в ней, что развивает умение договариваться, приходить к единому мнению.

УМК Афанасьевой О.В. "Rainbow English" насыщен страноведческой информацией, которую также можно использовать в качестве содержания для формирования и развития коммуникативных УУД. Здесь можно предложить такие ситуации для диалогической речи как:

  • экскурсия по достопримечательностям;

  • разговор туриста и жителя города или страны;

  • интервью с жителями англоязычных стран и т.д.

Можно предложить и творческие задания, например, найти дополнительную информацию о данных достопримечательностях и найти другие места, интересные для туристов. После можно составить подробную карту достопримечательностей Лондона или Нью Йорка, Москвы или Санкт Петербурга и работу строить уже по этой карте.

Таким образом, изучив содержание УМК с точки зрения формирования и развития коммуникативных УУД, можно сделать вывод, что использование заданий из учебника может быть разным, в зависимости от цели и задач учителя на конкретном уроке.






Заключение

Итак, формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для благополучной будущей взрослой жизни.

Несомненно, коммуникативные УУД играют немаловажную роль в жизни человека, и предмет «английский язык» дает большую возможность для их формирования.

Используя УМК на уроке учитель всегда может творчески подойти к использованию того содержания, которое дается в учебнике и других компонентах УМК. В зависимости от цели учителя весь урок может быть построен на формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий, также можно использовать только элементы заданий на любом уроке при изучении любой темы. Но на каждом уроке необходимо обращать на это внимание, чтобы учащиеся, имея практику общения друг с другом и учителем, не боялись говорить, выражать свои мысли и вести беседу на английском языке.



Литература

1. Афанасьева, О.В. Английский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.1: учебник/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 136с.

2. Афанасьева, О.В. Английский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.2: учебник/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 176с.

3. Афанасьева, О.В. Английский язык. 5 класс. Книга для учителя к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой: учебно-методическое пособие/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. - М.: Дрофа, 2014. - 203с.

4. Афанасьева, О.В. Английский язык. 5 класс: рабочая тетрадь/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 128с.

5. Афанасьева, О.В. Английский язык. 7 класс. В 2ч. Ч.1: учебник/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2015. - 128с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бумренская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 - 160с.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 59с. (Стандарт второго поколения) - ISBN 978 - 5 - 09 - 024309 - 4

Приложение 1.

Classroom English

Полезно запомнить несколько фраз школьного обихода и пользоваться ими на уроке.

  • I'm sorry. I'm late.

  • May I go outside? I'm afraid I don't feel well today.

  • I'm sorry I haven't got my book (exercise book) with me today.

  • I couldn't come to school yesterday, I was unwell.

  • May I change my seat, please? I can't see (hear) well from here.

  • May I take my seat now?

  • I'm sorry I didn't write that down. Could you say it again, please?

  • Where are we? What page are we on?

  • What do we have to do next?

  • Could you write this word up on the blackboard, please?

  • Shall we write that down?

  • Shall I go to the blackboard?

  • Shall we do these exercises at home?

  • How do you say it in English?

  • Is it good English to say…?

  • How do you spell this word?

  • What is the English for «будущий»?

What will you say to your English teacher in these situations? Use your Classroom English.

1. You come to class after the bell. You say…

2. You can't see well from the back. You say…

3. You don't know how to spell a difficult word. You say…

4. The teacher asks why you missed your class yesterday. You say…

5. You're not sure if you should stay at your desk or go to the blackboard. You say…

6. You can't find the right page. You say…

7. You're thirsty and want to leave the classroom. You say…

8. You started writing something to your teacher's dictation but didn't finish it. You say…







Приложение 2

Likes and Dislikes

Следующие слова и словосочетания помогают говорить о том, что нам нравится или не нравится. Постарайтесь пользоваться ими.

Likes.

I (really) enjoy/like/love…

I quite enjoy/like…

I've always enjoyed/liked/loved…

I'm (quite/very) fond of…

I'm crazy about…

fantastic

great

I think… is/are wonderful

very nice

not so bad

Dislikes.

I'm afraid I don't like/enjoy…

I can't say I like/enjoy…

I've never liked…

I (really) hate…

I can't stand…

I dislike…

bad

terrible

I think … is/are hateful

awful

stupid

Say what you feel about them. Use the words from the Social English box.

  • language learning

  • travelling

  • meeting new people

  • singing and dancing

  • drawing or painting

  • music

  • cooking

  • doing your room

  • washing up

  • shopping

  • photography

  • working in the garden

Make up and act out dialogues about your likes and dislikes.

Example: A: What do you feel about pets?

B: I'm quite fond of them.

A: And what pets do you like?

B: I've always liked dogs. I think they're very nice.


  • HOMEWORK

  • SCHOOL SUBJECTS

  • HOBBIES

  • SPORT

  • PETS

  • ANIMALS

  • FOOD

Приложение 3

Complete the sentences and speak about your weekend.

1. My weekend was very good.

not very good.

very bad.

2. On Saturdays morning I went to school.

the shop(s).

the sports club.

3. I had lunch at home.

at school.

at the café.

4. For lunch I had soup.

fish.

meat., etc.




Приложение 4

Speak about Russia. Use the plan and the word combinations in the boxes.

The size of Russia

  • the largest country

  • in the east extends to the Pacific Ocean

  • in the north extends to the Arctic Ocean

  • in the south extends to the Caucasus Mountains

  • the territory behind the Urals

  • the territory near the Pacific Ocean

  • it takes more than 100 hours by plane





Приложение 5

Speak what Sergei says about Yaroslavl and speak about the place where you live.

Sergei

My city is not very big.

Its name is Yaroslavl.

It is a very old place.

Yaroslavl is situated not far from Moscow on the Volga River with a lot of bridges across it.

My town is famous for its theatre. It is the first Russian theatre. The theatre is in the city centre, not far from the Kremlin.

The streets are not very wide, but they are green.

There are shops, banks, cinemas, restaurants in my city.

We have got a railway station too. It is not very far from my house, etc.

You

My…/The place where I live…

Its name is…

It is….

It is situated (not) far from…..

It is famous for….

…is in the centre.

The streets…

There are…in the place where I live.

We have got…(not) far from my house, etc.



Приложение 6

Read the dialogues. Make up your own and act them out.

1) - Are you a cinemagoer? theatregoer

- Yes, I am.

- How often do you go to the cinema? theatre

- I think three or four times a month. once or twice

……..






Приложение 7

These are answers to the questions. What are the questions?

1. …..? - Yes, I often go abroad.

2. …..? - No, we don't travel in minter.

3. ….? - Yes, Alice likes to visit her grandparents.

4. ….? - No, Bob doesn't often go to museums, etc.






Приложение 8

Answer the tourist's questions about your country.

1. What is the capital of Russia?

2. What are some other important cities and towns?

3. Is Russia a large country?

4. Are there any mountains? Where are they?

5. Are there any seas and oceans? Where are they?

6. Are there any lakes? What can you say about Lake Baikal?

7. Is Russia rich in forests?

8. What animals live in the forests?

9. What are Russian people like?, etc.





Приложение 9

Write about an interesting place in your country or abroad. Illustrate your story with pictures.

© 2010-2022