Доклад на тему Проблемы мотивации на уроках иностранного языка

Главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся.  мотивация – это результат  внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения.  Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Более 97% учащихся приступают к изучению иностранн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Проблемы мотивации на уроках иностранного языкаДоклад на тему Проблемы мотивации на уроках иностранного языкаДоклад на тему Проблемы мотивации на уроках иностранного языкаДоклад на тему Проблемы мотивации на уроках иностранного языка«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрываться, развивать собственные идеи.»
И.Г.Песталоцци

Главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся.

мотивация - это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения.

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.
(Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев и В.Б. Царькова)

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.
(Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев и В.Б. Царькова)

Причины спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего

  • Отношение ученика к учителю

  • Отношение учителя к ученику

  • У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельность в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания

  • Личная значимость предмета

  • Умственное развитие ученика

  • Продуктивность учебной деятельности

  • Страх перед школой

  • Непонимание цели учения:

«Зачем я учу иностранный язык?»

«Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?»

«Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»

«Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?»

Различают понятия «мотив» и «цель».

Мотив - побуждение к достижению цели.

Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Целеполагание - самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное - воспитание и развитие личности.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Цели должны быть: обучающая, развивающая и воспитательная.

Обучающая цель : включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Воспитательная цель :

способствует положительному отношению к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,

побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки

Развивающая цель: содействует: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные: 2. Аудиальные:

Тема-вопрос Подводящий диалог

Работа над понятием Собери слово

Ситуация яркого пятна Исключение

Исключение Проблема предыдущего урока.

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

  • Повторим
    Изучим
    Узнаем
    Проверим

  • С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Примеры целеполагания на уроке английского языка.

Например, тема урока в 5 классе "Путешествие и отдых".

На этапе целеполагания и мотивации используется приём "Мозговой штурм".
Учитель, мотивируя познавательную деятельность учащихся, ставит вопрос:
Подумай и скажи значение идиомы: "Travel broadens the mind" ( Путешествие расширяет кругозор).
После того, как идиома переведена, учитель просит сказать, что данная идиома значит.
Создает проблемную ситуацию (просит выдвинуть предположения о теме урока и спланировать деятельность на уроке).
Учащиеся читают идиому, переводят, проверяют ответ и объясняют её значение.
Для проверки ответа снимают шторку на экране.
Познавательные УУД: формирование языковой догадки.
Регулятивные УУД: самоконтроль.
Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке, работают в парах.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи
Можно на этапе целеполагания предложить другие варианты заданий.
Например:
1. На экране представлены изображения стран, транспорта, видов отдыха.
2. Учитель показывает картинку "Турагенство" и задаёт вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Кто путешествовал за границу?
- В каких странах бывал?
- Чем любите заниматься во время отдыха и путешествий?
- На каком виде транспорта любите путешествовать?
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
3. Можно предложить просмотр видео фрагмента мультфильма "Путешествие капитана Врунгеля".

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

- учет уровня знаний и опыта

детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи

и примет ее как лично для него значимую,

его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из иноязычных газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

И в заключение…

Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Л.Н.Толстой















12



© 2010-2022