- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мусина Ж.А. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
Мусина Ж.А.,
Средняя общеобразовательная профильная школа №41 города Павлодара
с физкультурно-оздоровительной направленностью
Как известно, школа готовит учеников к жизни в современном мире. Этот мир бурно развивается, и нашим выпускникам в будущем придется много раз переучиваться. В умении учиться выделяют следующие компоненты: способность организовывать собственную деятельность и деятельность других людей, умение свободно ориентироваться в информационном потоке, грамотно мыслить.
Чтобы добиться высокого результата, необходимо, использовать компетентностный подход в обучении, который сосредоточивается на том, чтобы, не увеличивая объем информированности человека в различных предметных областях, помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. То есть речь идет о ключевых компетенциях (информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной), формирование которых является основным требованием современных Государственных общеобязательных стандартов образования.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего критического.
Одной из наиболее эффективных является педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма [2].
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
-
первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
-
вторая фаза (реализация смысла) обеспечивает активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
-
третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках английского языка, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы [1].
Как правило, у ученика есть трудности восприятия информации и формулирования целей. В таком случае использую приемы: «Знаю - хочу узнать - узнал», «Зигзаг», «Корзина идей, понятий, имен».
Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, ученикам можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить графу 1 таблицы (Что я знаю по теме: «Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения»). После обсуждения полученных результатов в группе ученики сами формулируют цели урока: («Что я хочу узнать?») для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют графу 2. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность и заполняют графу 3 «Узнал».
«Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Прием «Корзина идей, понятий, имен...» Преподаватель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает ученикам за определенное время выписать как можно больше слов или выражений на английском языке, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
Используя прием «Верные - неверные утверждения», на стадии вызова преподаватель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Студенты выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Научить работать с текстом, очень важно. При этом эффективен прием «Чтение с пометками INSERT»
Описание приема.
- Ученики внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V то, что было известно ранее;
+ новая, неожиданная информация;
- информация, противоречащая взглядам;
? информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учеников.
Прием «Концептуальная таблица» помогает систематизировать информацию по грамматике английского языка. Данный прием эффективно используется при изучении времен английского глагола.
Прием « Мудрые совы»
Ученикам предлагается самостоятельно проработать содержание текста (индивидуально или в группе). Затем они получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
«Азы работы над текстом». Найдите в тексте основные (новые) понятия или слова запишите их в алфавитном порядке.
«Что не ждали?» Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим
«Главная жизненная мудрость». Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.
«Известное и неизвестное». Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
«Иллюстративное изображение». Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
«Поучительный вывод». Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
«Важные темы для обсуждения». Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Прием «Деловые и ролевые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры.
Прием «Communicative Approach». При обучении по этой методике достигается главная цель обучения - научиться свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Коммуникативная методика развивает все языковые навыки - устную и письменную речь, чтение и аудирование.
Прием «Метод проектов» - выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой - либо теме [3].
В процессе работы по этим технологиям все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты позволяют утверждать, что данные технологии обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивают критическое мышление, повышают познавательный интерес к изучаемому языку.
Для диагностики познавательного интереса к английскому языку была предложена анкета «Карта интересов».
Результаты «Карты интересов» учеников дают следующую картину.
Ученикам на уроках английского языка нравится больше всего:
-
объяснение преподавателя, четкость изложения материала - 20%
-
творческие задания - 30%
-
познавать новое - 10%
-
интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления) - 40%
Проводя анализ полученных данных можно отметить самостоятельность учеников, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учеников интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.
В ходе работы в рамках этой модели ученики овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления служит эффективным средством формирования ключевых компетенций учеников.
ЛИТЕРАТУРА
-
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979
-
Забродин Ю.М. Российские реформы и перспективы развития психологии // Магистр. - 1996. - № 6. с.14
-
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. - Школьные технологии. 1996 № 6