• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English»)

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English»)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

Педагогический опыт обучения школьников иностранному языку убеждает в том, что недостаточный объем знания лексики - основная проблема при изучении иностранного языка в школе. На решение ее уходит немалое количество времени и усилий. Это постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции.

Как же помочь ученику расширить, и самое главное - запомнить больше слов по той или иной теме? Очевиден ответ - чем больше свойств и особенностей личности ребенка учитывается в учебном процессе, тем успешнее происходит процесс овладения лексикой. Для этого учителю следует превратить лексику, предложенную в учебнике в «собственность» учащихся, сделать так, чтобы она стала их активным словарным запасом. Опробовав на практике некоторые средства, методы, приемы, технологии обучения, регулярно осуществляя рефлексию и мониторинг автор статьи пришла к выводу, что незаменимым помощником здесь могут стать «интеллект-карты» (mind maps), или, как их по-другому называют, умственные карты или ассоциограммы. Если совсем упростить - это конспект, но только не скучный и неинтересный, а конспект стихийный, яркий. Это дает возможность овладеть лексикой английского языка творчески, экономно, и целенаправленно. Ассоциограммы помогают анализировать, сравнивать с аналогичным в родном языке, подготовиться к учебному процессу и активно в нем участвовать, делать заметки, составлять план, пользоваться словарем. Я активно использую эту педагогическую технологию на уроках. Обычно мы рисуем эти схемы на развороте тетрадного листа. Примером может служить самая простая интеллект-карта по теме «seasons», изучаемая в 3-м классе. Ее можно дополнить рисунками, добавить блок "My favourite season".

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

При изучении темы «времена года» в 4 классе эту схему можно расширить, а в 6 классе дополнить темой «Праздники».

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

В данном случае используются свойства человеческой памяти. Что такое человеческая память, и как она задействована в процессе обучения? Психологи различают долговременную и кратковременную память. В кратковременной памяти информация хранится в течении короткого времени (от одного до 5 дней). Если эту информацию не освежить, она забывается без следа. Это я вижу на примере своих учащихся. Если же слова и выражения неоднократно повторяются, то они переходят в долговременную память.
Интеллект-карты - это наглядный способ представления информации (пройденных новых лексических единиц и речевых оборотов), когда в центре расположено понятие, от которого отходят стрелками ассоциации, или связанные с ним родственные понятия. Именно на принципе ассоциаций работает человеческая память. Мозг ребенка мгновенно связывает образы, понятия, и события. При этом единицы информации (слова) образуют блоки.

В своей работе применяю смысловые блоки (слова, связанные между собой по смыслу), например, Погода-> Сезоны -> солнечно, тепло, холодно, дождливо. Можно делить слова по частям речи. В дальнейшем это существенно облегчит выполнение таких экзаменационных заданий как словообразование.

В целом, применение Mind maps на уроках помогает учащимся:

  • Активизировать процессы мышления (узнавать то или иное явление языка, анализировать его, сравнивать с аналогичным в родном языке).

  • Ускорить процессы запоминания слов по пройденным темам.

  • Подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем, например, при выполнении домашнего задания самостоятельно составлять схемы, затем в классе обсуждать, добавлять, оптимизировать - организовывать свою учебную деятельность (проверять, оценивать, исправлять), осуществлять поиск нужной информации.

  • Организовать работу в группах, затем сравнить результаты, взять самое лучшее из предложенного.

  • Упорядочить и систематизировать пройденный материал

  • Применить интеллект-карту как опорный план при устном высказывании на заданную тему

  • Совершенствовать орфографические навыки и навыки письменной речи

Хочется отметить, что интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных учениками. Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока. При повторении определенной темы следует еще раз пройтись по всем подразделам этой темы, фиксируя графически группы слов, новых, а также пройденных в предшествующих разделах. Желательно выписывать не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. Приведу пример диаграммы по теме «Food», проходимой в 6 классе. Компоненты подраздела «My favourite dish» дети заполняют самостоятельно, остальные подразделы заполняются в классе, совместно с учителем методом мозгового штурма.





Имея перед собой такую схему учащийся может самостоятельно построить устное высказывание по заданной теме. Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

Как показывает опыт, интеллект-карты способствуют запоминанию новых слов и выражений, упорядочению и систематизации пройденного лексического материала, а также планированию тематического контроля учителем. Все это является составной частью когнитивного (осознаваемого) аспекта в изучении английского языка.

Еще один пример: тема «Животные» в УМК «Enjoy English» начинается в 4 классе начинается с изучения названий домашних и диких животных, их мест обитания. В 6 классе она дополняется лексикой «Животные на воле и в неволе», «Вымирающие животные». Вот как может выглядеть карта-схема в результате. Учащиеся могут дополнить ее рисунками животных, сделать более красочной.

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

Как мы видим, карта выглядит как огромное солнце со множеством лучей, или как корни дерева. Перед учащимися стоит задача - собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам, показать эти связи на графике. Можно применять не только отдельные слова, но и словосочетания, фразовые глаголы, речевые штампы, разговорные клише.

Добавим, что карты можно создавать на любую тему, любой степени сложности, в зависимости от уровня обученности детей. При этом, немаловажным условием будет заблаговременное продумывание учителем логики карты, выкладывание заготовки без подписей (при необходимости можно сделать одну-две для образца).

В результате использования интеллект-карт на уроках затрачивается меньше усилий при запоминании, развивает мышление и память детей, знание лексики переходит из пассивной формы в активную. Они позволяют удерживать большой объем информации в поле зрения. Для ученика она является инструментом развития памяти, логики, творческого мышления, анализа, способствует активному вовлечению его в процесс учебной деятельности. Учащиеся делают такие задания с удовольствием, проявляя пытливость и творчество. Все это в конечном счете положительно сказывается на результатах обучения.

Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)

© 2010-2022