Статья: Опыт работы с одаренными детьми

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы с одарёнными детьми по английскому языку»


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы, и от профессионального учебного заведения.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы, техникума - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям.

Что же такое «одаренность»?

Одаренность - синоним талантливости. В психологии под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, в группе на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Современные учебные заведения призваны создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся, воспитывать в каждом ребенке потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность обучающегося, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности, и, что не менее важно, позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся.

Каждый ребенок является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Поэтому, учителю или преподавателю необходимо так организовать деятельность обучающихся, чтобы одаренный ребенок развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у обучающихся.

Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности. Эта цель может быть реализована в обучении иностранному языку, так как методика коммуникативного образования предполагает использование знаний из разных областей. Все учебные занятия, любой урок направлены на реализацию этих целей.

Реализация этих целей происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать на уроках. Примером этого может быть организация такого вида работы на уроке как лекция с элементами поисковой беседы. На уроке обучающиеся просматривают отрывки фильмов, слушают комментарии преподавателя, заполняют таблицу, вносят оценочные суждения.

Чтобы развить творческие способности обучающихся, мне помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение обучающихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; обучающиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы. Особенно им нравится сопоставительные исследовательские работы с другими языками. У нас есть опыт создания проектов, сравнивая различные грамматические и лексические формы на русском и английском языках, свои результаты обучающиеся представляют на очных и заочных конкурсах различного уровня.

2. Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки.

Использование ролевых игр активизирует творческий процесс на уроке, дает возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагает неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить викторину по заданной теме.

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций, интересное занятие для кружка, утренники, радиопередачи, марафоны, вечера и т. д.

Ежегодно в нашем техникуме проводятся недели английского языка, на которых обучающиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: конкурс чтецов, «КВН», «Звёздный час», «Брейн - ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «В гостях у сказки» и др.

Работу по подготовке к олимпиадам внутритехникумовского, районного, всероссийского и международного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми подростками я занимаюсь после уроков: работаем над произношением, грамматикой, создаем исследовательские работы, проекты.

Я добиваюсь того, чтобы обучающийся занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.

Список использованных источников:


  1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений./ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000.

  2. Ватолина Н. В. Работа с одаренными детьми на уроках английского языка (Электронный ресурс) URL: festival. 1 september .ru


© 2010-2022