К форуму Шаг в будущее

Это исследовательская работа ученицы Гайсиной Алсу. Называется " Женские образы в лирике татарского поэта С.Сагитова." " В последние годы изучение татарской литературы Тюменского края является приоритетным направлением литературоведческой науки региона. Литература  сибирских татар, история ее формирования  и развития являлась объектом  исследования ряда серьезных научных  конференций. Литературное  творчество многих татарских литераторов нашло отражение  в двухтомном учебном пособии для национальных школ региона " Литература родного края" учителя- ветерана Люции Батретдиновны Хабибуллиной. Прочитав эту книгу мо...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткая аннотация

На земле есть ещё один автор, который в своих стихотворениях воспевает красоту родной природы, любовь, земное счастье. Это- Сагит Сагитов . ( Приложение I) . Он- наш земляк, поэт с. Ембаева.

Моя исследовательская работа посвящена творчеству Сагита Динмухамметовича Сагитова. В ней я рассмотрела произведения, в которых поэт создал свой образ женщины, опираясь на лучшие традиции татарской литературы. Актуальность исследования определяется местом и ролью творчества С. Сагитова в татарской литературе. Анализ социальных, этических и психологических взглядов писателя на женщину, отразившихся в художественных образах его стихотворений, позволяет увидеть творчество поэта как целостную систему.

Изучив женские образы в творчестве С.Сагитова , я пришла к следующим выводам:

1. Поэт продолжает традиции создания типичных женских образов, присущих татарским произведениям, а также ведет поиски новых женских идеалов.

2. В стихотворениях С.Сагитова представлена целая галерея женских героинь, каждая из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием. Однако все эти образы объединены определенными общими связями. В основе этой общности- самобытные мировоззренческие , нравственно- философские , эстетические представления поэта.

3. . С помощью изобразительно- выразительных художественных средств поэт переносит читателя в мир своих волнений, эмоций и переживаний.

Аннотация

В последние годы изучение татарской литературы Тюменского края является приоритетным направлением литературоведческой науки региона. Литература сибирских татар, история ее формирования и развития являлась объектом исследования ряда серьезных научных конференций. Литературное творчество многих татарских литераторов нашло отражение в двухтомном учебном пособии для национальных школ региона " Литература родного края" учителя- ветерана Люции Батретдиновны Хабибуллиной. Прочитав эту книгу можно познакомиться с творчеством татарских писателей и поэтов нашей области. Мне понравились стихотворения моего земляка - С. Сагитова. Поэт пишет о родном селе, о любви, о насущных проблемах современного общества.

Много стихотворений, посвящённых женщине и, в частности матери, позволяют предполагать, что автор считает важным писать на данную тему, так как посредством любовной лирики можно и должно воспитывать в читателях глубокое уважение к женщине в лучших традициях мусульманской и татарской литературы.

Целью данного исследования является комплексный анализ художественной системы женских образов, созданных С. Сагитовым.

Данная цель требует решение следующих задач :

-выявить традиционные способы создания женских способов, присущих татарской литературе;

- определить типы женских образов, найти общее в них;

- найти художественные средства, с помощью которых автор создает образ женщины в своих произведениях.

Мы использовали несколько методов исследования:

-художественный анализ текста;

- беседы и интервью;

-работа в сети " Интернет"

Объектом исследования стали книги С. Сагитова " Халкым хале" (" Состояние народа"), " Сезгэ эйтем"( Скажу вам...")," Каеннар шаулый" ( "Березы шумят").( Приложение)

Предметом исследования являются женские образы в стихотворениях С.Сагитова.

Научная новизна данной работы обусловлена тем, что нами осуществлена попытка целостного анализа женских образов в стихотворениях Сагита Сагитова. Результаты исследования могут быть использованы при изучении татарской литературы в курсе «Литературное краеведение», на кружковых занятиях по татарскому языку и в рамках Недели татарского языка. А также при составлении учебника литературы сибирских татар.

.Женские образы в лирике С. Сагитова

Сагит Динмухамметович Сагитов поистине интересный и разносторонний человек. Родился в 1947 году в селе Ембаево . Воспитывался в большой семье. Окончил Ембаевскую среднюю школу. Выучился на инженера- геодезиста и до пенсии проработал на Севере нашей области. Выйдя на заслуженный отдых переехал в г. Тюмень. Увлекается охотой, рыбалкой. Пишет стихи на родном языке. В 1998 году вышел сборник стихотворений " Халкым хәле" ( Состояние народа"), в 2000г.- сборник "Сезгә әйтәм" ( " Скажу вам"), в 2005 году- " Каеннар шаулый"(" Березы шумят"). [1, стр. 190]

Поэт пишет о сохранении родного языка, о родном крае, о дружбе, о своей работе, о любви.

Особое место в творчестве С. Сагитова занимает лирика, посвященная женщинам. В его творчестве можно выделить несколько образов женщины. Это образы матери, любимой, сестры, татарской девушки.

Поэт много стихотворений посвящает своей маме - Рашиде апе ( Приложение ) В стихотворении «Не забывайте матерей» автор призывает беречь матерей. В этом произведении Сагит Сагитов пишет о том, что после того, как умер отец, мать осталась одна с семью детьми. Она преодолела все трудности жизни, не сломилась и детей своих учила быть честными, благородными , сильными духом.

Елатмагыз бер дә әниләрне,

Уйламастан авыр сүз әйтеп.

Көтә әни hәрчак, көтә безне,

Тәрәзәгә карап интегеп.

Тол калды бит җиде бала тотып,

Бетмәс кайгы hәрбер көендә.

Еламасын әни сагыш йотып,

Үзе калып ялгыз өендә.

Көтми әни зур бүләкләр,

Сорамый да ансын- монысын.

hәр намазда укый ул теләкләр,

Китерегез йөрәк җылысын.

[ 3, cтр. 9]

Не ждет мама больших подарков,

Не требует того- сего.

Читая намаз, желает всего доброго.

Подарите ей свое сердечное тепло.

Автор призывает часто навещать родителей, говорит, что для них главное не дорогие подарки, а любовь, внимание детей.

В стихотворении «Мамино слово» Сагит Сагитов рассказывает о том, чему его учила его мама : «быть справедливым и к старшему, и к младшему, всегда будь дружелюбным, не слушать сплетни, не быть жадным, помнить о своих близких , быть гостеприимным." В конце стихотворения автор делает вывод: чему учила его мама , есть и в Коране. Таким образом, образ матери в этом стихотворении- образ женщины, которая призывает своих детей жить по законам Ислама.

Гадел бул син, балам, диде әнкәм,

Олыгы да, синнән кечегә.

Вак сүзләргә бер дә ачуланма,

Якты йөзен күрсәт кешегә...

[ 3, стр. 21]

" Будь справедливым, сынок-, сказала матушка,

И взрослым, и младшим.

Мелчным словам никогда не обижайся,

Светлый лик всегда показывай людям.

С.Сагитов при создании образа матери пользуется, в основном, традиционными приемами татарской литературы. Но в отличие от других поэтов не просто перечисляет достоинства матери, а показывает образ матери- друга .С нею делится, беседует, советуется, просит прощения, выражает свою бесконечную любовь.

В творчестве поэта определенное место занимает и любовная лирика. Стихотворения " Әйтче, иркәм" ( "Скажи, ласковая моя"), " Кермисең төшләремә"( " Не снишься мне"), песня "Сөйгәнем" ("Любимая") о любви.

В стихотворении " Скажи, ласковая моя" лирический герой страдает из-за неразделенной любви. Здесь мы видим типичные для татарской литературы сюжет. Издавна татарские девушки и юноши встречались , когда девушка шла за водой. Юноша приглашал девушку на свидание или передавал записку с признанием в любви. В этом же стихотворении герой не может решиться признаться в любви. А девушка не поднимает даже глаз, чтобы посмотреть на юношу. Автор хотел показать , что девушка скромная, застенчивая,соблюдающая традиции и обычаи своего народа.

В народе издревле есть примета: встретишь на пути несущего полное ведро воды - жди удачи. В свете этой приметы образ девушки обогащается философским подтекстом. " Девушка и вода" в стихах С.Сагитова- это как бы источник вечного, чистого и доброго.

Су алырга син йөрисең,

Миңа салмый күзләрең...

Күрмәмешкә син сабышма

Үткән саен урамнан,

Әйтче, иркәм, бармы ярың

Сине миндәй яраткан?

[ 4, стр. 36]

За водой ты ходишь,

На меня глаза не поднимешь....

Не делай вид, что меня не замечаешь,

Когда по улице проходишь.

Скажи, ласковая моя, есть ли половинка,

Которая любит тебя, как я?

В стихотворении " Любимая" лирический герой восхищается красотой девушки. Признается этой девушке, с глазами "как черемуха", в любви. Говорит, что "любовь в жизни человека одна -единственная, второй не бывает."

Есть у поэта стихотворение, посвященное жене- Нурание. (Приложение ) У них дружная семья. Вместе вырастили сына и дочь. Сейчас помогают растить внуков. (Приложение )

Автор пишет:

"... Чист я душой, нет места сомненьям . Тебе

Спутником верным буду я вовек.

Хочу перед пред тобою быть честным, открытым,

Хотя соблазнами жизнь полна,

Коран не учил, но признаю каноны,

Совесть судьей выступает сама."

[ 4, стр. 102]

Из этих строк мы видим, что в семейной жизни для поэта важна верность, преданность, честность. По мнению автора согласие и понимание должны царить в семье. "Было бы согласие у нас с тобою, этого факта достаточно мне."

Из стихотворений , посвященных сестрам, мы узнаем, что С.Сагитов- любящий брат, который всегда переживает за судьбу родных людей. Стихотворение" Сестрёнке Разихе" посвящено сестре поэта -Разихе. В этом произведении образ женщины- это образ больной сестры, которую автор призывает никогда не терять надежды , верить, что всё плохое пройдет, что все горести и печали она будет потом вспоминать с улыбкой.

Беләм, яшьләй әҗәл көтеп яшәү

Җиңел түгел, үзең күргәнсең,

Бу дөньяга кабат кайтуыңны,

Гадәтеңчә, көлеп сөйләрсең.

[4, стр. 50]

Стихотворение «Горе» посвящено сестре -Ражихе, это грустное лирическое стихотворение . Автор переживает смерть сестры, тут её образ - образ женщины, которая в своей жизни добилась многого, она мать 9 детей. Но внезапная смерть забрала ее. Даже природа горюет вместе с поэтом.

Авыл зиратында- ачык кабер...

Ыңгыраша урман сагыштан,

Әйтерсең лә безнең белән кайгылардан

Ап-ак кәфен кигән шомырт та.

[4, стр. 51]

На деревенском кладбище- открытая могила...

Ноет лес от тоски,

Как будто от нашего горя,

Черемуха белую одежду одела.

В этом стихотворении мы видим глубокое переживание поэта. Потеря родного человека тяжело ранит душу С.Сагитова. "Стрела горя ,разорвав сердце, прошла глубоко в душу мне",- пишет автор.

С.Сагитова волнует будущее татарской нации. Он пишет стихотворение- обращение " Татарским девушкам" .В этом произведении автор рассказывает о последней Казанской ханбике- Суюмбике и о последней ханбике Сибирского ханства- Сузге. Поэт восхищается их смелостью, преданностью своему народу. Задается вопросом : "Есть ли такие женщины в наше время?" Призывает современных татарских девушек брать с них пример, быть скромными, чистыми душой , не запятнать девичью честь, учить своих детей родному языку.[3,cтр. 32]

Таким образом, С.Сагитов, опираясь на тадиции татарской литературы создает целую галерею женских образов, каждая из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием. Однако все эти образы объединены определенными общими связями. В основе этой общности- самобытные мировоззренческие , нравственно- философские , эстетические представления поэта.

Стилистический анализ поэтической речи С.Сагитова.

В поэзии С.Сагитова нас привлекает не только многообразие и актуальность тем, традиционность и новаторство. Язык автора очень интересен и красочен. В стихотворениях поэта чувствуется биение человеческого сердца, они согреты душевной теплотой. И потому, на наш взгляд, их невозможно перевести на другой язык , так как при переводе тепло строк остынет. В произведениях С.Сагитова чувствуется применение традиционных качеств татарской лирики: мелодичность и напевность. Новаторство его- в простате строк. Недаром говорят, что самые лучшие слова- простые. Ясность лексики- основа стихотворений С.Сагитова. С помощью изобразительно- выразительных художественных средств поэт переносит читателя в мир своих волнений, эмоций и переживаний. В творческом арсенале Сагита Динмухамметовича есть олицетворения, сравнения, эпитеты.Они придают лирике поэта особое, неповторимое звучание и отличают поэзию Сагитова от творчества других художников слова.

Сравнение- форма поэтической речи, основанная на сопоставлении предметов и явлений с целью пояснить один при помощи другого. Стихотворения С.Сагитова богаты интересными сравнениями, благодаря которым усиливается наше впечатление от того или иного произведения :

" проходишь в моей судьбе как осенний буран", " глаза как черемухи", " мысли как облака" . Эти тропы раскрывают нам тайну сердца поэта, показывая истинное значение женщины в его жизни.

Олицетворение- изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ, способностью мыслить и чувствовать. Часто окружающий мир в лирике о женщине оживает. Все вокруг наполнено человеческими страстями и чувствами. Такого эффекта помогают добиться олицетворения: " ноет лес", " белое платье одела черемуха", " ивы склонили голову", "совесть судьей выступает". Поэт при помощи олицетворения умело передает человеческие чувства.

Эпитет- художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое- либо свойство предмета или явления. на которое автор хочет обратить внимание, подчеркнуть признак, сильнее других действующий на воображение. Именно поэтому поэт для создания женских образов использует эпитеты: "за нацию горящие женщины", "сердечное тепло", " светлые мысли", " черные думы".

Некоторые строки стихотворений С.Сагитова можно назвать крылатыми выражениями: "не бывает второй любви"," несчастлив тот, кто не любит людей", " сплетни приводят к несчастьям", " народ будет жить, если дети будут знать язык матери."

Благодаря использованию различных изобразительно- выразительных средств мир поэзии каждый раз открывается для нас по- новому. С. Сагитову удалось удивительно и задушевно рассказать о женских образах. Во всей его лирике прослеживается наставление молодежи о том, как нужно относиться к матери, женщине. Следует поучиться у поэта простым, невыдуманным, живым чувствам: уважать ,ценить и любить прекрасный пол. Ведь женщина- хранительница домашнего очага, без нее все умрет, завянет, потускнеет.

Список литературы:

1.Л. Хабибуллина. Литература родного края: Учебное пособие для учащихся 5- 11 классов: в 2 ч. Ч.1/ На тат. яз. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. 260с.

2. С.Д. Сагитов. Состояние народа: стихотворения, эпиграммы, юморески.- Тюмень : Областное книжное издательство, 1998.- 44с.

3. С.Д. Сагитов. Скажу вам: стихотворения.- Тюмень : Издательство "Вектор -Бук",2000.- 52с.

4. С.Д. Сагитов. Березы шумят. Стихи, эпиграммы, пародии, юморески. Тюмень:Издательско- полиграфический центр " Экспресс", 2005- 130с.



© 2010-2022