Формирование УУД на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка в средней школе.

Джавадова Н.И. (МКОУ СОШ№6 П. Нежинский)

В 2013-2014 учебном году наша школа приняла участие в эксперименте по внедрению ФГОС в 5 классах. Весь учебный год приходилось читать много различной методической литературы, принимать участие в семинарах и вебинарах по стандартам второго поколения. Основной вопрос, который мы всегда обсуждали с коллегами звучал: «Как сформировать универсальные учебные действия на уроках иностранного языка?»

Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь, прежде всего, на предметные результаты. Новые стандарты ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить «как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Помимо этого, обучение английскому языку развивает у детей умение и навыки учебной деятельности, такие как умение пользоваться книгой и словарем, реагировать на обращения учителя, умение переживать за своих одноклассников и т.д.

Обучение иностранному языку также воспитывает в школьнике:
интерес и положительное отношение к изучаемому языку, к культуре родного и другого народа; доброжелательное и дружественное отношение
к людям, говорящим на других языках. Обучение этому предмету также формирует понимание того, что процесс овладения языком другого народа -

это увлекательный, интересный, но кропотливый ежедневный труд, требующий сознательных усилий.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать

и оценивать процесс и результаты деятельности

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

-личностные УУД

-познавательные УУД

-регулятивные УУД

-коммуникативные УУД

Рассмотрим подробнее формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Формирование личностных УУД

На этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном занятии; адекватное понимание причин успешности/

неуспешности учебной деятельности; установление связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, ради чего она осуществляется (Какой смысл имеет для меня…?»

Формирование регулятивных УУД на уроках иностранного языка

Постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать; умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки; умение видеть ошибку и справит её как с помощью, так и без помощи взрослого; осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать, каков его уровень в освоении иностранного языка, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать иностранный язык; умение сосредоточиться на выполнении речевых действий; умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели; для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении, умение преодолевать импульсивность и непроизвольность.

Формирование познавательных УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи; поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении); самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывании; выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения; смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста; самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи; установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов; доказательство своей точки зрения; самостоятельное решение проблемы.

Формирование коммуникативных УУД

Учёт позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой

деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром; взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на иностранном языке; умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.



© 2010-2022