Адаптированная программа обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ

Адаптированная программа обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ                                                                                                                                                            Пояснительная записка   Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Адаптированная программа обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ

Пояснительная записка

Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности. Данная программа предназначена для обучаемых с легкой степенью умственной отсталости.

Курс адаптированной программы обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ способствует самореализации и раскрытию личностного потенциала детей с нарушением интеллекта.

Адаптированная программа «Английский язык» строится на основе:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Положения Конвенции ООН о правах ребенка;

- Типового Положения об образовательном (коррекционном) учреждении VIII вида;

- Декларации о правах инвалидов.

- Письма Мои Н Красноярского края от 17.06.13 № 5429 «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья»

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит в том, чтобы:


  • предоставить возможности обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

  • реализовать цели и задачи образования обучающимся с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

  • предоставить необходимое содержание образования, реализовав его через различные формы и способы образовательной деятельности;

  • помочь обучаемым в профессиональном самоопределении и выборе ими дальнейшего жизненного пути;

  • предоставить возможность расширении социализации;

Целевая аудитория: обучающиеся (учащиеся) 8-9тклассов с ОВЗ

Кол-во часов: 67

Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Условия реализации программы:

- подготовленные педагогические кадры для работы с данной категорией обучающихся;

- материальная база и ресурсное обеспечение школы для организации обучения детей с ОВЗ (адаптированный УМК, оборудование, доступ к сети Интернет)

Планируемый результат

Аудирование

Учащиеся должны понимать на слух лексические единицы и речевые клише по изученной тематике

Говорение

Диалогическая речь. Учащиеся должны уметь задавать вопросы и отвечать на них в пределах изученного материала;

Монологическая речь. Учащиеся должны уметь высказываться в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала.

Чтение

Учащиеся должны узнавать изученную лексику

Письмо

Учащиеся должны уметь списывать слова и предложения (по шаблону).

Языковой материал

Учащиеся должны владеть минимальным лексическим запасом по изученной тематике.

Цель:

Подготовить детей к реальному общению на иностранном языке в социально-бытовых ситуаций на базовом уровне

Задачи:


  • развивать умения, способствующие социальной адаптации,

  • повысить уровень общего развития учащихся;

  • овладеть языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: создание минимального запаса используемых речевых клише и развитие способности оперировать ими в коммуникативных целях;

  • развивать навыки оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  • формировать умение вступать в общение (диалоги 2-3 реплики с каждой стороны).

  • формировать умение связного монологического высказывания до 3-5 фраз;

  • уметь извлекать запрашиваемую информацию в чтении и аудировании,

  • воспитывать дружелюбное отношение к окружающим;

  • развивать личность ребёнка, его речевые способности, внимание, мышление, память

  • формировать интерес к изучению английского языка.

Принципы и методы обучения

Основными принципами обучения данной группы учащихся являются принципы когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, умение пользоваться современными технологиями для изучения иностранного языка, осознанное понимание места и роли родного и иностранного языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.

Принцип коррекционной направленности предусматривает осуществление индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления; использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Принцип дифференциации предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого учащегося способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала.

Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

Коммуникативный принцип. Его основная функция состоит в создании всех условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Коммуникативная направленность определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения английскому языку.

Наиболее эффективными методами обучения детей с ОВЗ являются:

сюжетно-ролевые игры (в процессе данной технологии учащиеся адаптируются к социально - бытовым условиям), беседы (учащиеся взаимодействуют в диалогах - расспросах, диалогах побуждения к действию, монологах (само презентациях); широко используются наглядные средства обучения (для визуализации написания слов, распознавания и запоминания); работа по эталону/образцу; моделирование речевых ситуаций, повторение, порционное расширение словарного запаса; использование метода физического ответа(total physical response) для проверки знания клише и слов, метода обучения чтению целыми словами, списывание, заучивание, работа с двуязычным словарем, разговорником. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время занятий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная форма обучения - предполагает совместную деятельность всего класса (введение речевых клише, хоровое повторение, разучивание стихов, песен)

Индивидуальная форма обучения - индивидуализация обучения, когда каждому даётся самостоятельное задание и предполагается познавательная активность и самостоятельность каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений на соотнесение, подстановку.

Парная работа (диалог - расспрос, пара сменного состава, диалог побуждения к действию),

Групповая работа - в сюжетно-ролевых играх, проектных работах

Активно должны использоваться практико-направленные методы обучения: сюжетно-ролевые игры, широко используются наглядные средства обучения, речевые клише, аудио и видео.




Содержание курса

Темы, которые учащиеся должны освоить за два года:


8 класс

9 класс

1

Знакомство (3 часа)

Знакомство (2 час)

2

Я и моя семья (4 часа)

Я и моя семья (3 часа)

3

Мои увлечения, интересы (3 часа)

Мои увлечения, интересы (2 часа)

4

В школе (3 часа)

------

5

Дома и в гостях (4 часа)

Дома и в гостях (4 часа) (праздники)

6

На улице (3 часа)

На улице (4 часа)

7

В магазине (4 часа)

В магазине (4 часа)

8

В кафе ( 2 часа)

В кафе ( 2 часа)

9

На вокзале (3 часа )

На вокзале (3 часа )

10

Работа, профессии(2 часа)

Работа, профессии (4 часа )

11

Использование средств связи (3 часа )

Использование средств связи (5 часа )



Учебно-тематическое планирование

Тема

Содержание

8 класс

9 класс

час


час


ЗНАКОМСТВО (1)

Учащиеся должны знать

3

Наиболее распространённые фразы:

Hello! Hi!- Привет

How are you?- Как дела?

Fine, thanks. And you?- Хорошо, спасибо. А ты?

My name is...-Меня зовут…

What is your name?- Как тебя зовут?

How old are you?- Сколько тебе лет?

Where are you from?- Откуда ты?

I am from Russia.- Я из России

Glad to meet you.- Рад тебя видеть

I am too.- Я тоже

Good bye! Bye!- Пока

Числительные от 1-10+ цифра своего возраста

2

Наиболее распространённые фразы:

Hello! Hi!- Привет

How are you?- Как дела?

Fine, thanks. And you?- Хорошо, спасибо. А ты?

My name is...-Меня зовут…

What is your name?- Как тебя зовут?

How old are you?- Сколько тебе лет?

Where are you from?- Откуда ты?

I am from Russia.- Я из России

What are you?- Кто ты?

I am a student.- Я ученик

Glad to meet you.- Рад тебя видеть

I am too.- Я тоже

Good bye! Bye!- Пока

Числительные от 1-20

назвать свой род деятельности

Учащиеся должны уметь

Повторять за учителем слова, фразы, простые предложения

Уметь представить себя (монологическое высказывание в объеме 1-3 фразы, диалог - расспрос, уметь назвать свой возраст) Уметь писать свое имя, фамилию(первым имя)

Повторять за учителем слова, фразы, простые предложения

Уметь представить себя (монологическое высказывание в объеме 1-3 фразы, диалог - расспрос, уметь назвать свой возраст) Уметь писать свое имя, фамилию(первым имя),сообщать род своей деятельности(Я ученик)

Виды и способы контроля

Монолог, диалог

Сюжетно-ролевая игра

Монолог, диалог

Сюжетно-ролевая игра

Я и моя семья (2)

Учащиеся должны знать

4

  • близких членов семьи

I have got …У меня есть …

a mother - мама

a father - папа

a sister -сестра

a brother - брат

a grandmother - бабушка

a grandfather - дедушка

фамилии и имена каждого члена семьи

My mother is …Мою маму зовут…

My father is …Моего папу зовут…

  • возраст членов семьи

  • числительные десятками (10,20, 30…)

3

ЛЕ: времена года: seasons (winter, spring, summer, autumn)

месяцы(January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December)

Фразы- клише:

I was born in…Я родился в …

дни рождения членов семьи (друга)

My birthday is in …Мой день рожденья…

Учащиеся должны уметь

  • уметь представить члена своей семьи;

  • называть и записать членов семьи, их фамилии и имена;

  • называть и записывать числительные десятками до 100.

  • обвести, списать слово, работать в прописи или набирать на клавиатуре

  • Рассказать о своей семье;

  • называть день рождения членов своей семьи;

  • узнавать и списывать названия времен года и месяцев

Виды и способы контроля

  • Составить родовое дерево (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка);

  • Монолог (рассказ в объеме 3-5 фраз)


  • Небольшой рассказ в объеме 5-7 фраз о семье;


  • Сделать календарь (с днями рождения семьи)

Мои увлечения и интересы (3)

Учащиеся должны знать

3

Лексические единицы:

Компьютер- computer, играть-play, книга-book, читать-read, игра-game, музыка-music, слушать- listen to..? , гулять- walk, cмотреть телевизор-watch TV, танцевать -dancing

Фразы:

Я люблю играть в компьютерные игры/читать/слушать музыку/ гулять/ смотреть телевизор, а ты?

I like playing/ reading/ listening to music/ walking/ watching TV, and you?

2

Лексические единицы:

Катание на лыжах-skiing, катание на коньках-skating, баскетбол-basketball, волейбол -volleyball,теннис-tennis, футбол- football

Фразы:

Я люблю играть в футбол/ баскетбол/ волейбол а ты? - I like playing football, basketball, volleyball/ -and you?

Учащиеся должны уметь

Рассказать о своих увлечениях и спросить об увлечениях другого.

Работать в прописи.

Уметь узнавать и списывать слова:

Компьютер- computer, играть-play, книга-book, читать-read, игра-game, музыка-music, слушать- listen to..? , гулять- walk, cмотреть телевизор-watch TV,

Рассказать о своих увлечениях и спросить об увлечениях другого.

Работать в прописи.

Уметь узнавать и списывать слова:

skiing, skating, баскетбол-basketball, волейбол -volleyball,

теннис-tennis, футбол- football, танец-dance-

Виды и способы контроля

Спросить об увлечениях и рассказать о своих в; сюжетно-ролевой игре; назвать действия устно и письменно.

Уметь сказать о себе 2-3 фразы и задать вопрос собеседнику, краткий диалог2-3 реплики

В школе (4)

Учащиеся должны знать

3

-названия учебных принадлежностей (a pen (ручка), a pencil (карандаш), a notebook (тетрадь), a school (школа), a student (ученик), a teacher (учитель), a lesson(урок); фразы I have a…. (У меня есть….);

учебные предметы: Maths, Russian, English, Technology, History, PE фразы I like… (Мне нравится…); -And you?

0

Учащиеся должны уметь

-уметь узнавать и называть учебные предметы;

-узнавать и копировать слова по образцу;

-называть школьные предметы : a pen (ручка), a pencil (карандаш)

Виды и способы контроля

-работа в парах сменного состава;

-диалог;

-игра

Дома и в гостях (5)




и в гостях (5)

Учащиеся должны знать

4

Лексические единицы: дом (a house), комната (a room), стол (a table), стул (a chair), кровать (a bed), шкаф (a wardrobe), CD,

Дополнительно: кухня (kitchen), туалет (toilet), ванная (bathroom), спальня (bedroom), балкон (balcony), жилая комната (living-room

Конструкция: Это моя кухня (It's (my kitchen)

Конструкции: В моей комнате есть стол- I have got a table (in my room) Давай поиграем в компьютерные игры (Let's play (computer games), Welcome. Ok.

Let's listen to music.

4

Лексические единицы: адрес (address), улица (street), квартира (flat), страна (country), город (city)

Речевые клише: Я живу (адрес) (I live in + place)

Где ты живёшь? (Where do you live?)

Приходи ко мне (Come to my place)

Праздники: birthday, New Year, Christmas

Клише: Happy birthday, Happy New Year, Merry Christmas

Учащиеся должны уметь

- узнавать и списывать названия предметов мебели в комнате;

- рассказать о том, что есть в комнате, используя have got

- приглашать к совместной деятельности (Let's play)

-приглашать в гости открыткой с заполнением адреса;

- задавать вопрос о месте жительства и отвечать на него, называя свой адрес.

- писать свой адрес

Виды и способы контроля

Выполнение практических заданий: называние слов по изображению; соотнесение слова и картинки; закончить фразу; сюжетно-ролевые игры;

Пригласительная;

Сюжетно-ролевая игра.

На улице (6)

Учащиеся должны знать

3

Основные ЛЕ: вывески: улица-street, магазины supermarket, shop (продуктовый, магазин одежды), отель hotel, банк bank, больница hospital, полиция police, кафе cafe…, bus stop, metro, museum, fast food

I'm lost

Клише: Where is a (bus stop)?

It's here\here.

4

Основные ЛЕ: вывески: cinema, парк park, зоопарк zoo, машина car, club, post office,

a map, a road, a bus, taxi

Клише: Where is a (bus stop)?

Here is a …, Let's go to (the zoo)

Учащиеся должны уметь

Узнавать местонахождения необходимого объекта по вывеске

Найти объект на карте, назвать место на улице и пригласить сходить…

Виды и способы контроля

Сюжетно-ролевая игра с использованием изученных клише

Сюжетно-ролевая игра с использованием изученных клише и ЛЕ, прослушать текст и нарисовать или обозначить маршрут движения на карте

В магазине (7)

Учащиеся должны знать

4

Отдел «Продукты питания»

Лексические единицы: milk-молоко, cheese-сыр, butter-масло, bread-хлеб, sweets-конфеты, sausage-колбаса, fish-рыба, meat-мясо, tea-чай, coffee- кофе, sugar-сахар, salt-соль, apple-яблоко, orange-апельсин, banana-банан, tomato-помидор, potato-картофель, cabbage-капуста, carrot-морковь, close-закрыто, open-открыто.

Речевые клише: Can I help you? (Что вы желаете?), I need (Мне нужно…),

How much is it? ( Сколько стоит?),

Числительные (сотнями): 100,200,…

4

Отдел «Одежда и обувь»

Лексические единицы: dress (платье), shirt (рубашка), skirt(юбка), sweater (свитер), T-shirt (футболка), jeans (джинсы), socks (носки), shoes (tуфли), sneakers (кроссовки), hat (шапка),

yellow (желтый), red(красный), blue(синий), green(зелёный), brown(коричневый), black(чёрный), white(белый), size (размер), sale, second hand

Речевые клише: Can I help you? (Что вы желаете?), I need (Мне нужно…),

How much is it? ( Сколько стоит?),

Числительные (сотнями): 100,200,

Учащиеся должны уметь

Узнавать слова и списывать

Ответить и задать вопрос

Вести диалог в объёме 3-4 фразы по теме «В продовольственном магазине»

Запросить информацию для совершения покупок

Распознавать информацию на ярлыке одежды

Виды и способы контроля

Контроль диалога

Сюжетно-ролевая игра

Выбор подходящего ярлыка одежды по своему размеру и цвету

Контроль диалога

Сюжетно-ролевая игра

В кафе (Едим вне дома -8)

Учащиеся должны знать

2

Основные клише по теме «В кафе»: -

Обращение к официанту

Меню, пожалуйста.

Menu, please.

- Стакан чая /Чашку кофе /. (tea, please/ coffee, please)

- Счёт, пожалуйста. (Bill, please.)

-Thank you - спасибо

  1. café - кафе

  2. официант-waiter

  3. мороженое - ice cream

  4. пирожное - cake

  5. пицца - рizza

  6. бутерброд - sandwich

  7. сок. ... juice. ...

  8. минеральную воду.... mineral water.


2

Основные слова и фразы по теме «В кафе»

1. картофель фри Free

2.чипсы chips

3.кола cola

4.фишбургер, чизбургер, гамбургер fish burger, cheeseburger, hamburger

5. шоколад (название)chocolate (Twix, Milky way, Nuts, Snickers)

6.салат Salad

7. чокопай Chock pie

8. тосты Toast

9. джем Jam

10.popcorn

11.hotdog

- Пойдём в кафе. Let's go to a cafe.

- Сколько стоит? How much?

- есть (пить) eat / drink

- лед (ice)

Учащиеся должны уметь

Уметь использовать ранее изученную лексику (по теме еда) и применять в клише по новой теме. Узнавать слова в меню. Уметь сделать заказ, используя речевые клише, и рассчитаться.

Уметь использовать новую и ранее изученную лексику в речевой ситуации. Распознавать знакомую лексику в меню, понимать ее на слух. Уметь принимать участие в диалоге.

Виды и способы контроля

Сюжетно-ролевая игра «На вокзале».

Сюжетно-ролевые игры «В аэропорту».

Узнавание слов в меню.

На вокзале (9)

Учащиеся должны знать

3

Основные слова по теме вокзал:

Train - поезд

Bus -автобус

Plane-самолет

station - вокзал

information - справочное

platform - платформа

ticket - билет

entrance -вход

exit- выход

Toilet - Туалет

Not smoking! - Не курить!

Pull!

Push!

Клише:

Where is the toilet? Где туалет?

3

Основные слова по теме аэропорт:

Airport аэропорт

Arrivals - Зал прилёта

Departures - Зал вылета

Fly Полет

Luggage check-in - Регистрация багажа

Information desk - Справочная

  • Клише:

Help me, please, I'm lost, Where is …

Учащиеся должны уметь

Уметь узнать и списать и понять ключевые слова по теме.

Уметь узнать нужное место на вокзале и спросить где оно находится.

Уметь использовать ранее изученную лексику по данной теме совместно с новыми словами.

Уметь ориентироваться по вывескам вокзала (аэропорта)

Виды и способы контроля

Соотнести вывески с обозначениями

Соотнести вывески с обозначениями

Работа и профессии (10)

Учащиеся должны знать

2

швея (a sewer), профессия (profession), строитель (builder), рабочий (a worker)б строить (build), шить (sew), работать (work),

Конструкции: Я бы хотел быть (I'd like to be (a cook), I can build…


4



Садовник (a gardener), повар (a cook), сапожник (a shoemaker), парикмахер (a hairdresser), выращивать растения (grow plants), укладывать волосы (make hair), готовить(cook)

Я бы хотел быть (I'd like to be (a cook), I can build…

Она интересная/ важная/ полезная. (It's interesting, important, useful); Я умею готовить (I can (cook). - And you?

Учащиеся должны уметь

Назвать, кем хотел бы быть и что умеет.

- узнавать и списывать названия профессий;

- строить монологическое высказывание о будущей профессии (3 фразы);

-запросить информацию о будущей профессии речевого партнера;

Виды и способы контроля

Монолог. высказывание

монолог (3 фразы);

диалог,

соотнесение иллюстраций с названиями профессий

Использование средств связи (11)

Учащиеся должны знать

3

Лексические единицы:

mobile phone (мобильный телефон), massage(СМС), dial(набирать) номер Речевые клише :

What's your telephone number?- Какой у тебя номер телефона?

It's……(ответ)

Call me, please.

Text me, please

Повторить числительные

5

Лексические единицы:

Internet

website -сайт

login-логин

pass-пароль

pin code-пинкод

E-mail- электронная почта

delete- удалить

save - сохранить

copy- копировать

error- ошибка

cancel- удалить

@=at, (.)=dot,

What's your e-mail?

Учащиеся должны уметь

Вести диалог

Уметь набрать электронный адрес и написать мини текст по шаблону,

заходить на сайт

Виды и способы контроля

Сюжетно-ролевая игра

Заполнение данных для работы с компьютером.

21


© 2010-2022