- Преподавателю
- Иностранные языки
- Портфолио учителя немецкого языка
Портфолио учителя немецкого языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Н.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Самоанализ педагогической деятельности
Учителя немецкого языка МОУ Порошинской средней общеобразовательной школы
Смирновой Натальи Александровны
Образовательная политика в области иностранного языка занимает одно из центральных мест в программе модернизации системы образования. Современное общество остро нуждается в молодых людях, способных самостоятельно, инициативно и ответственно подходить к решению возникающих перед ними проблем - общественных, научных, производственных, личных. В плане воспитания и развития подрастающего поколения учитель иностранного языка имеет большие возможности, т.к. обучение иностранному языку направлено на развитие личности школьника и его способностей к общению, познанию и творчеству.
Поэтому цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся к изучению иностранного языка и создавать условия для осознанной продуктивной деятельности по изучению предмета.
Практическая цель обучения иностранному языку рассматривается мною как необходимость формирования умений учащихся общаться на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.
Образовательная цель определяется мною как повышение уровня общего образования школьников средствами иностранного языка, формирование у учащихся научного и практического понимания особенностей изучаемого предмета и ключевых компетенций в предметной области «иностранный язык».
Развивающая цель предполагает развитие личности ребенка, его речевых и психологических особенностей.
Воспитательная цель реализуется мною путем формирования у школьников уважительного отношения к духовным ценностям своей страны и к культурному наследию других стран.
В целом, цели моей профессиональной деятельности соотносятся с целями профессиональной деятельности школы, в которой я работаю.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
-
Поощрение учащихся к свободному выражению своих мыслей и чувств в процессе общения;
-
Создание условий для личностного роста учащихся и раскрытия их творческого потенциала;
-
Последовательная работа по дальнейшему изучению новых образовательных технологий и внедрению элементов этих технологий в свою систему работы;
-
Совершенствование системы своей педагогической деятельности, направленной на развитие у школьников коммуникативной компетенции в немецком языке.
Мой трудовой стаж - 18 лет, и за годы работы у меня сложилась своя собственная система работы по предмету. Я убедилась в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не столько следованием заложенным в УМК методическим системам, сколько творческим подходом в их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, развивать свои мыслительные способности, речевую активность, творчество и самостоятельность в решении поставленных задач. Для себя я сделала следующий вывод: лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности.
Приступая к работе над новой темой, необходимо четко представлять себе, чему конкретно должны научиться учащиеся, что знать и уметь. Этому способствует перспективный тематический план, построенный с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. При разработке каждой конкретной темы я тщательно анализирую все тексты учебно-методического комплекта, включаю дополнительный актуальный материал, обязательно предусмотрев промежуточный и конечный результат знаний учащихся.
Считаю необходимым продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое целое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с плавными переходами от одного этапа к другому. Комбинирую материал разных блоков, обеспечивая тем самым развитие всех видов речевой деятельности. Планируя урок, продумываю его оснащение, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения.
От того, как начался новый урок, сумел ли учитель удивить своих учеников, заинтересовать их, создать мотивацию успеха, обеспечить положительный настрой, зависит результат урока в целом. Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока и т.д. Формулируя вместе с учениками учебную задачу урока, можно предложить ее нестандартное решение. Например, на одном из уроков в 10 классе по теме "Kinder-Eltern-Kontakte" учебная задача звучит так: попробуйте рассказать о своих родителях; пофантазируйте и, представив себя в роли родителей, расскажите о взаимоотношениях со своими детьми. Или в начале урока в 6 классе (тема "Drauβen ist Blätterfall") создать проблемную ситуацию: представьте себе, что вы зашли в немецкий магазин для того, чтобы купить овощей или фруктов для салата; вы знаете, как называются продукты по-немецки, но как обратиться к продавцу, ведь он не понимает русского языка? Каждый ученик увлеченно предлагают свой вариант решения проблемы. Таким образом, цель начального этапа урока достигнута: учащиеся настроены на готовность общаться на иностранном языке. Они заинтересованы и работоспособны и способны целенаправленно идти к решению поставленных задач. Пути решения их зачастую нестандартны, что обеспечивает активность каждого и непосредственное общение учащихся на немецком языке друг с другом и с учителем. Особый интерес учащихся вызывает возможность осуществлять общение не только с учителем немецкого языка, но и с гостями, присутствующими на уроке, будь то другой учитель - предметник, представитель администрации школы или родители. Практика показывает, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал темы и, самое главное, умеют им практически пользоваться. Особенно нравятся ученикам такие формы проведения урока, как уроки-экскурсии, интегрированные уроки (в старших классах), уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий и т.д.
Для успешного решения учебных задач урока я стараюсь привлекать элементы новых педагогических технологий, например, технологии критического мышлении, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Использование личностно-ориентированного и деятельностного подхода в обучении иностранному языку обеспечивает более высокие показатели эффективности, качества и прочности знаний, умений и навыков.
Одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, является проектная форма работы. Ценность данного метода заключается в том, что участники проекта могут видеть конечный продукт своей исследовательской деятельности и практическую пользу от изучения иностранного языка. Именно это и привлекает моих учеников к участию в конкурсе творческих работ по ИЯ «Эврика». Результаты достижений учеников школы отражены в следующей таблице:
Год
Участники
Результат
2013
Синева Юлия
Кушнерова Рита
III место
2014
Автоманов Сергей
Миллер Виктория
II место
I место
Примечание: результаты взяты из протокола членов жюри конкурса «Эврика».
Успешность обучения иностранному языку зависит не только от разнообразия методов и приемов, используемых учителем на уроке, но и от совместной согласованной деятельности учителя и учащихся. В своей работе я широко применяю групповую и парную формы работы, считаю, что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что она воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности перед коллективом. Руководствуясь принципами индивидуализации обучения, предлагаю слабоуспевающим ученикам индивидуальные задания, которые стимулируют их учебную деятельность и позволяют каждому работать в соответствии со своими возможностями.
Немалую роль в успешном обучении школьников играет кабинет немецкого языка. В распоряжении учащихся - стенды с основным грамматическим материалом (схемы речевых образцов с примерами), плакат-подсказка (хорошо помогает при дефиците языковых средств), схема спряжения глаголов в Präsens Aktiv, карта Германии, алфавит немецкого языка в картинках. На сменном стенде размещаются творческие работы учащихся, рисунки и т.д. По каждой лексической и грамматической теме собран наглядный и дидактический материал, опорные плакаты. В кабинете представлены также книги и журналы на немецком языке. Кабинет оснащен ноутбуком, МФУ, проектором и доской.
80 % учащихся 5 -11 классов испытывают положительное эмоциональное отношение к немецкому языку как к учебному предмету. Все это позволяет мне добиваться высоких результатов в обучении учащихся. Об этом свидетельствуют данные таблиц:
Уровень учебных достижений учащихся за последние три года
Год
Классы
Успеваемость
Качество знаний
2011 - 2012
2-11
100%
63%
2012 - 2013
2-4,6-7,11
100%
63%
2013 - 2014
2-11
100 %
64 %
Положительная динамика роста успеваемости обусловлена периодическим мониторингом учебных достижений школьников по предмету, который позволяет видеть педагогические проблемы и искать пути их решения. Но не только я, как учитель, задумываюсь над результатами учебной деятельности учащихся, но и сами ученики пытаются анализировать трудности, связанные с изучением немецкого языка, стремятся понять, в чем кроется причина неудач и что нужно сделать, чтобы оценка по предмету была выше. В целом же, большинство обучающихся считают, что оценка по иностранному языку соответствует уровню их знаний, так как при проведении контроля изученного материала не только учитель выставляет и мотивирует оценку учебной деятельности, но и сами школьники принимают участие в осуществлении само- и взаимоконтроля. Это позволяет формировать активную жизненную позицию учащихся уже со школьной скамьи.
Таким образом, стимулирующая функция оценки (в том числе и словесной), систематический показ успехов в общении способствует созданию положительной мотивации на уроке и благоприятного психологического климата.
Задача, которая стоит передо мной, как перед классным руководителем заключается в том, чтобы работать с индивидуальностью ребенка, стимулируя самосознание школьника, создавая ситуации выбора, расширяя сферы самореализации. Воспитательный процесс организуется по четырем направлениям:
-
интеллектуально-познавательное;
-
гражданско-патриотическое;
-
нравственно-эстетическое;
-
спортивно-оздоровительное.
Каждое из названных направлений реализуется через комплекс мероприятий и находится в тесной связи друг с другом.
Работа классного руководителя, проводимая мною, способствует более глубокому пониманию проблем ребенка и оказанию ему помощи в успешной социализации, помогает направить, скорректировать поведение, силы, энергию подростка в нужном направлении, помочь становлению личности.
Социальная активность класса проявляется в его активном участии во внеклассных, общешкольных и сельских мероприятиях. Общешкольные мероприятия - трудовые операции, спортивные состязания и праздничные мероприятия не обходятся без учащихся моего класса. Результатами их участия становятся не только призовые места, но и радость общения со сверстниками, педагогическое сотрудничество, единение классного руководителя и коллектива учеников.
Для успешного воспитания необходимо соединить воедино усилия школы и семьи, снижая тем самым уровень стихийности семейного воспитания.
Цели работы с родителями заключаются в следующем:
-
в содействии сплочения родительского коллектива;
-
в вовлечении родителей в жизнь школьного общества;
-
в пропаганде опыта успешного семейного воспитания;
-
в интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
В рамках работы с родителями использую следующие формы:
-
родительские собрания (в том числе и совместные собрания родителей и детей);
-
собрания-диспуты;
-
лектории;
-
собрания-практикумы;
-
индивидуальные консультации.
Родители класса принимают участие в выборе тем собраний, делятся положительным опытом семейного воспитания, являются активными помощниками классного руководителя при проведении классных часов и при подготовке к общешкольным мероприятиям. Взаимодействие с родителями осуществляется и через дневники учащихся.
Не только с родителями, но и с коллегами у меня сложились ровные, доброжелательные отношения. В случае затруднений могу обратиться за помощью или советом к любому из учителей школы. Сама охотно откликаюсь на просьбы.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства: выписываю периодику - предметные методические журналы «Иностранные языки в школе», "Deutsch Kreativ" , принимаю участие в работе районного методобъединения учителей иностранного языка. Методическая работа основывается:
-
на регулярном изучении методических и научных статей по теме самообразования;
-
на посещении уроков коллег с целью повышения профессиональной компетентности;
-
на регулярном повышение квалификации на курсах АКИПКРО (в 2013 году по теме «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования».
Ближайшая цель, которую я поставила перед собой, создание собственного сайта, участие в разного рода профессиональных конкурсах и в работе не только школьного, но и районного методобъединения.