Портфолио учителя немецкого языка

Личные  данные                СМИРНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА Дата рождения: 22.08.1974г. Почтовый адрес (e-mail):  [email protected] Рабочий телефон: 23-6-36.     Образование: Cлавгородское педагогическое училище. Год окончания: 1993 г. Специальность: Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. Квалификация: учитель начальных классов с правом преподавания немецкого языка.   Профессиональный путь Общий трудовой стаж: 18 лет. Педагогический стаж: 18 лет. Педагогический стаж в... Год Тема курсов 2013 «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования»     Награды   Учреждение Год   Администрация Кытмановского района   2012 Почётная грамота   МБОУ Дмитро-Титовская СОШ 2013 Благодарность     Участие в конкурсах     Учреждение-организатор Год Название конкурса Результат РКМО Кытмановского района   2010 «Учитель года» Участник   2013 «Современный урок» Участник
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности

Учителя немецкого языка МОУ Порошинской средней общеобразовательной школы

Смирновой Натальи Александровны

Образовательная политика в области иностранного языка занимает одно из центральных мест в программе модернизации системы образования. Современное общество остро нуждается в молодых людях, способных самостоятельно, инициативно и ответственно подходить к решению возникающих перед ними проблем - общественных, научных, производственных, личных. В плане воспитания и развития подрастающего поколения учитель иностранного языка имеет большие возможности, т.к. обучение иностранному языку направлено на развитие личности школьника и его способностей к общению, познанию и творчеству.

Поэтому цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся к изучению иностранного языка и создавать условия для осознанной продуктивной деятельности по изучению предмета.

Практическая цель обучения иностранному языку рассматривается мною как необходимость формирования умений учащихся общаться на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.

Образовательная цель определяется мною как повышение уровня общего образования школьников средствами иностранного языка, формирование у учащихся научного и практического понимания особенностей изучаемого предмета и ключевых компетенций в предметной области «иностранный язык».

Развивающая цель предполагает развитие личности ребенка, его речевых и психологических особенностей.

Воспитательная цель реализуется мною путем формирования у школьников уважительного отношения к духовным ценностям своей страны и к культурному наследию других стран.

В целом, цели моей профессиональной деятельности соотносятся с целями профессиональной деятельности школы, в которой я работаю.

Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:

  1. Поощрение учащихся к свободному выражению своих мыслей и чувств в процессе общения;

  2. Создание условий для личностного роста учащихся и раскрытия их творческого потенциала;

  3. Последовательная работа по дальнейшему изучению новых образовательных технологий и внедрению элементов этих технологий в свою систему работы;

  4. Совершенствование системы своей педагогической деятельности, направленной на развитие у школьников коммуникативной компетенции в немецком языке.

Мой трудовой стаж - 18 лет, и за годы работы у меня сложилась своя собственная система работы по предмету. Я убедилась в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не столько следованием заложенным в УМК методическим системам, сколько творческим подходом в их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, развивать свои мыслительные способности, речевую активность, творчество и самостоятельность в решении поставленных задач. Для себя я сделала следующий вывод: лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности.

Приступая к работе над новой темой, необходимо четко представлять себе, чему конкретно должны научиться учащиеся, что знать и уметь. Этому способствует перспективный тематический план, построенный с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. При разработке каждой конкретной темы я тщательно анализирую все тексты учебно-методического комплекта, включаю дополнительный актуальный материал, обязательно предусмотрев промежуточный и конечный результат знаний учащихся.

Считаю необходимым продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое целое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с плавными переходами от одного этапа к другому. Комбинирую материал разных блоков, обеспечивая тем самым развитие всех видов речевой деятельности. Планируя урок, продумываю его оснащение, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения.

От того, как начался новый урок, сумел ли учитель удивить своих учеников, заинтересовать их, создать мотивацию успеха, обеспечить положительный настрой, зависит результат урока в целом. Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока и т.д. Формулируя вместе с учениками учебную задачу урока, можно предложить ее нестандартное решение. Например, на одном из уроков в 10 классе по теме "Kinder-Eltern-Kontakte" учебная задача звучит так: попробуйте рассказать о своих родителях; пофантазируйте и, представив себя в роли родителей, расскажите о взаимоотношениях со своими детьми. Или в начале урока в 6 классе (тема "Drauβen ist Blätterfall") создать проблемную ситуацию: представьте себе, что вы зашли в немецкий магазин для того, чтобы купить овощей или фруктов для салата; вы знаете, как называются продукты по-немецки, но как обратиться к продавцу, ведь он не понимает русского языка? Каждый ученик увлеченно предлагают свой вариант решения проблемы. Таким образом, цель начального этапа урока достигнута: учащиеся настроены на готовность общаться на иностранном языке. Они заинтересованы и работоспособны и способны целенаправленно идти к решению поставленных задач. Пути решения их зачастую нестандартны, что обеспечивает активность каждого и непосредственное общение учащихся на немецком языке друг с другом и с учителем. Особый интерес учащихся вызывает возможность осуществлять общение не только с учителем немецкого языка, но и с гостями, присутствующими на уроке, будь то другой учитель - предметник, представитель администрации школы или родители. Практика показывает, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал темы и, самое главное, умеют им практически пользоваться. Особенно нравятся ученикам такие формы проведения урока, как уроки-экскурсии, интегрированные уроки (в старших классах), уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий и т.д.

Для успешного решения учебных задач урока я стараюсь привлекать элементы новых педагогических технологий, например, технологии критического мышлении, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Использование личностно-ориентированного и деятельностного подхода в обучении иностранному языку обеспечивает более высокие показатели эффективности, качества и прочности знаний, умений и навыков.

Одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, является проектная форма работы. Ценность данного метода заключается в том, что участники проекта могут видеть конечный продукт своей исследовательской деятельности и практическую пользу от изучения иностранного языка. Именно это и привлекает моих учеников к участию в конкурсе творческих работ по ИЯ «Эврика». Результаты достижений учеников школы отражены в следующей таблице:

Год

Участники

Результат

2013

Синева Юлия

Кушнерова Рита

III место

2014

Автоманов Сергей

Миллер Виктория

II место

I место

Примечание: результаты взяты из протокола членов жюри конкурса «Эврика».

Успешность обучения иностранному языку зависит не только от разнообразия методов и приемов, используемых учителем на уроке, но и от совместной согласованной деятельности учителя и учащихся. В своей работе я широко применяю групповую и парную формы работы, считаю, что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что она воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности перед коллективом. Руководствуясь принципами индивидуализации обучения, предлагаю слабоуспевающим ученикам индивидуальные задания, которые стимулируют их учебную деятельность и позволяют каждому работать в соответствии со своими возможностями.

Немалую роль в успешном обучении школьников играет кабинет немецкого языка. В распоряжении учащихся - стенды с основным грамматическим материалом (схемы речевых образцов с примерами), плакат-подсказка (хорошо помогает при дефиците языковых средств), схема спряжения глаголов в Präsens Aktiv, карта Германии, алфавит немецкого языка в картинках. На сменном стенде размещаются творческие работы учащихся, рисунки и т.д. По каждой лексической и грамматической теме собран наглядный и дидактический материал, опорные плакаты. В кабинете представлены также книги и журналы на немецком языке. Кабинет оснащен ноутбуком, МФУ, проектором и доской.

80 % учащихся 5 -11 классов испытывают положительное эмоциональное отношение к немецкому языку как к учебному предмету. Все это позволяет мне добиваться высоких результатов в обучении учащихся. Об этом свидетельствуют данные таблиц:

Уровень учебных достижений учащихся за последние три года

Год

Классы

Успеваемость

Качество знаний

2011 - 2012

2-11

100%

63%

2012 - 2013

2-4,6-7,11

100%

63%

2013 - 2014

2-11

100 %

64 %



Положительная динамика роста успеваемости обусловлена периодическим мониторингом учебных достижений школьников по предмету, который позволяет видеть педагогические проблемы и искать пути их решения. Но не только я, как учитель, задумываюсь над результатами учебной деятельности учащихся, но и сами ученики пытаются анализировать трудности, связанные с изучением немецкого языка, стремятся понять, в чем кроется причина неудач и что нужно сделать, чтобы оценка по предмету была выше. В целом же, большинство обучающихся считают, что оценка по иностранному языку соответствует уровню их знаний, так как при проведении контроля изученного материала не только учитель выставляет и мотивирует оценку учебной деятельности, но и сами школьники принимают участие в осуществлении само- и взаимоконтроля. Это позволяет формировать активную жизненную позицию учащихся уже со школьной скамьи.

Таким образом, стимулирующая функция оценки (в том числе и словесной), систематический показ успехов в общении способствует созданию положительной мотивации на уроке и благоприятного психологического климата.

Задача, которая стоит передо мной, как перед классным руководителем заключается в том, чтобы работать с индивидуальностью ребенка, стимулируя самосознание школьника, создавая ситуации выбора, расширяя сферы самореализации. Воспитательный процесс организуется по четырем направлениям:

  • интеллектуально-познавательное;

  • гражданско-патриотическое;

  • нравственно-эстетическое;

  • спортивно-оздоровительное.

Каждое из названных направлений реализуется через комплекс мероприятий и находится в тесной связи друг с другом.

Работа классного руководителя, проводимая мною, способствует более глубокому пониманию проблем ребенка и оказанию ему помощи в успешной социализации, помогает направить, скорректировать поведение, силы, энергию подростка в нужном направлении, помочь становлению личности.

Социальная активность класса проявляется в его активном участии во внеклассных, общешкольных и сельских мероприятиях. Общешкольные мероприятия - трудовые операции, спортивные состязания и праздничные мероприятия не обходятся без учащихся моего класса. Результатами их участия становятся не только призовые места, но и радость общения со сверстниками, педагогическое сотрудничество, единение классного руководителя и коллектива учеников.

Для успешного воспитания необходимо соединить воедино усилия школы и семьи, снижая тем самым уровень стихийности семейного воспитания.

Цели работы с родителями заключаются в следующем:

  1. в содействии сплочения родительского коллектива;

  2. в вовлечении родителей в жизнь школьного общества;

  3. в пропаганде опыта успешного семейного воспитания;

  4. в интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

В рамках работы с родителями использую следующие формы:

  • родительские собрания (в том числе и совместные собрания родителей и детей);

  • собрания-диспуты;

  • лектории;

  • собрания-практикумы;

  • индивидуальные консультации.

Родители класса принимают участие в выборе тем собраний, делятся положительным опытом семейного воспитания, являются активными помощниками классного руководителя при проведении классных часов и при подготовке к общешкольным мероприятиям. Взаимодействие с родителями осуществляется и через дневники учащихся.

Не только с родителями, но и с коллегами у меня сложились ровные, доброжелательные отношения. В случае затруднений могу обратиться за помощью или советом к любому из учителей школы. Сама охотно откликаюсь на просьбы.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства: выписываю периодику - предметные методические журналы «Иностранные языки в школе», "Deutsch Kreativ" , принимаю участие в работе районного методобъединения учителей иностранного языка. Методическая работа основывается:

  • на регулярном изучении методических и научных статей по теме самообразования;

  • на посещении уроков коллег с целью повышения профессиональной компетентности;

  • на регулярном повышение квалификации на курсах АКИПКРО (в 2013 году по теме «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования».

Ближайшая цель, которую я поставила перед собой, создание собственного сайта, участие в разного рода профессиональных конкурсах и в работе не только школьного, но и районного методобъединения.



© 2010-2022