Использование технологии Дебаты на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка

Изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников целесообразно использовать на уроках иностранного языка в старших классах технологию «Дебаты», т.е. формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников- представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а также элементы данной технологии.

«Дебаты» как учебная технология формируют у учащихся все четыре вида речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовят опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются навыки и умения аудирования и говорения. А для этого необходимы определённые знания.

Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Коммуникативный подход к обучению английскому языку основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. Наша задача- научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща, т.е. научить коммуникации.

Одной из форм такой работы и являются «Дебаты». Дебаты берут своё начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном обществе. Дебаты помогают подросткам развить умение критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Дебаты формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Данный вид работы позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает понять, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как групповая форма учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга. Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, чёткие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Заданием для участников является предоставление аргументов ЗА и ПРОТИВ и попытка убедить в своей правоте остальных участников, а не только демонстрация умения атаковать соперника.

ТРИ ПРИНЦИПА ДЕБАТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Обучение важнее победы.

Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов- обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.

Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приёмы, вы проявите свой характер и приобретёте уважение окружающих.

Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель- победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

2.Честность.

Если вы приняли первый принцип, второй принцип- честность- вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.

Честность- стержень дебатов. Мы всегда хотим знать правду и зачастую наша позиция зависит от доминирования какой-то группы аргументов и неполной информации о наличии других фактов. Признать, что ты не всё знаешь - уже победа над собой, использовать подлинные факты - обязанность всех дебатирующих. Доверять игрокам и той информации, которую они используют, нужно так же, как доверять себе.

3.Уважение к оппоненту.

Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека., даже если он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны «нападать « на аргументы, рассуждения и свидетельства- но не на оппонента.

Методика проведения устных дебатов

1.Учитель делит учащихся на две группы. Деление может быть осуществлено естественным путём (самостоятельный выбор) или при помощи жеребьёвки.

2. Учитель называет тему обсуждения. Определяет время на подготовку в группах(15-20 минут) и общее время дискуссии. Информирует, что группам по очереди будет даваться слово.

3.Группы взаимно могут задавать вопросы и комментировать ответы другой стороны.

4.Учитель даёт сигнал начать дебаты, предоставляет слово и следит за соблюдением регламента.

5.По окончании можно провести (в форме тайного голосования) исследование мнения участников по данному вопросу. Обратить внимание на то, какой был стиль и культура ведения дискуссии. Хорошей формой подведения итогов в дебатах является вопрос, обращённый к обеим сторонам: «Каковы были наилучшие аргументы противника?»

Методика проведения письменных работ

1.Учитель делит учащихся на две группы и объявляет тему, которая должна стать предметом дебатов. Тему можно назвать заранее для обдумывания в качестве домашнего задания.

2.Ученики, сидя по обе стороны класса, начинают попарный письменный диалог.

3.Ученикам из первой группы отводится 5-10 минут на формулировку одного открытого аргумента в пользу занимаемой позиции. Они записывают его на листок в объеме одного абзаца. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения.

4.Затем листки переходят к партнёрам противоположной группы, которым отводится 8-10 минут на запись ответа.

5.Процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнёра и дописать затем свой собственный контраргумент.

6.Обычно достаточно 3-4 раундов. В последнем раунде ученикам предоставляется возможность написать итоговый параграф. После этого работы собираются.

Методика «Четыре угла» или «Пустое Кресло»

Целью данной методики является поиск ответа на чётко поставленный вопрос. Этот поиск должен подвести участников к открытию правды, к определению фактического состояния вещей, к обмену взглядами.

Данная методика учит аргументировать, всех активизирует, даёт возможность высказаться всем (даже если группа состоит из 30 человек), учит культуре дискуссии. Техника проведения заключается в том, что класс делится на четыре группы в зависимости от того, какого мнения придерживается каждый ученик.

По методике «Четыре угла» они расходятся по четырем углам комнаты, каждый из которых соответствует какому-то мнению, предварительно озвученному учителем, и обсуждают свой взгляд на проблему, вырабатывают конкретные аргументы и предоставляют их по очереди.

Перед занятием мо методике «Пустое кресло» нужно:

1.Подготовить 4 листа бумаги с мнениями разных людей о поставленной проблеме, но они не могут быть противоречивыми. Одна карточка должна быть со знаком вопроса.

2.Поставить по кругу кресла (стулья), на которые следует положить данные листы. Далее попросите участников встать у того кресла с листом со знаком вопроса.

3.На работу в группах дается приблизительно 10-12 минут. Затем право голоса имеют только те, кто садится в кресло. Высказываться можно не более одной минуты.

В конце можно предложить участникам поменять место (угол или кресло), если они изменили свой взгляд на проблему.

Таким образом, использование педагогической технологии «Дебаты», а также элементов - это актуальный и эффективный подход к организации процесса иностранного языка в старших классах средней школы.

Дебаты способствуют формированию и развитию:

- исследовательских и организаторских навыков;

- аналитического мышления: умения сравнивать, сопоставлять, анализировать информацию из различных источников, логически рассуждать;

- коммуникативных умений слушать и слышать собеседника, работать в команде;

- ораторских способностей и навыков публичного выступления: формируют у учащихся предоставление о культуре и структуре речи, умение грамотно вести полемику на основе знаний, адекватно использовать языковые средства;

- уверенности в своих силах.



© 2010-2022