КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Контроль, являясь важной составной частью учебного процесса, не должен доминировать. Его основу составляет содержание обучения, которое прорабатывалось на каждом конкретном этапе обучения. Объектами контроля могут быть как языковые аспекты (фонетика, правописание, лексика, грамматика), так и речевые умения (говорение, чтение, аудирование, письмо). При этом последним уделяется особое внимание, поскольку именно они должны составлять ядро контрольных заданий в целом. По результатам текущего, промеж...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Контроль должен давать представление о достижении промежуточных и конечных целей обучения немецкому языку, об уровне развития способности учащегося строить иноязычное высказывание, решать творческие задачи, взаимодействовать с другими в процессе решения тех или иных коммуникативно-познавательных задач. Учителю важно подходить к каждому обучающемуся как к личности с присущими ей индивидуальными качествами (черты характера, интересы и потребности) и способностями, в том числе к изучению иностранного языка.
Контроль, определяя результативность и успешность обучения, выполняет следующие функции.
1. Он является основой для управления и планирования учебного процесса на каждом конкретном его отрезке и на перспективу. Это значит, что, осуществляя контроль, учитель получает информацию о том, насколько успешным был данный этап обучения, какие изменения следует внести, чтобы повысить результативность учебного процесса, а именно: необходимо ли внести коррективы в собственные действия или в действия учащегося, следует ли увеличить или уменьшить время, отводимое на работу над конкретной темой/проблемой, повторить слабо усвоенный учащимися языковой материал или идти дальше, и др.
2. Контроль имеет диагностическую функцию. Результаты контроля должны помочь учащимся узнать свои сильные и слабые стороны и сделать соответствующие выводы. Для этого учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать и оценивать свою учебную деятельность. Поэтому в ходе обсуждения с учащимися результатов контроля учителю необходимо высказать конструктивную критику, стимулировать учащихся к анализу собственных результатов и к стремлению их улучшить.
3. Контроль имеет оценочную функцию. В ходе контроля учащиеся получают отметки и занимают определенное место в иерархии успеваемости. В этом случае контроль играет важную педагогическую роль: документируя достигнутые учащимися результаты и не ограничиваясь только констатацией последних, он показывает возможные перспективы их улучшения и способствует тем самым их развитию.
4. Контроль имеет также мотивирующую функцию. Оценка результатов, достигнутых каждым учащимся, должна прежде всего стимулировать его успех в изучении немецкого языка и делать доступным процесс овладения знаниями, навыками и умениями. В этих целях необходимо знакомить учащихся с критериями оценки уровня владения немецким языком и давать им рекомендации относительно того, каким образом они могут улучшить свои результаты.
Контроль, являясь важной составной частью учебного процесса, не должен доминировать. Его основу составляет содержание обучения, которое прорабатывалось на каждом конкретном этапе обучения. Объектами контроля могут быть как языковые аспекты (фонетика, правописание, лексика, грамматика), так и речевые умения (говорение, чтение, аудирование, письмо). При этом последним уделяется особое внимание, поскольку именно они должны составлять ядро контрольных заданий в целом. По результатам текущего, промежуточного и итогового контроля за определенный период (четверть, полугодие и т. д.) каждый учащийся получает комплексную оценку.
Форма и способ выполнения заданий, используемых для контроля уровня сформированности речевых навыков и умений (см. таблицу), должны быть знакомы учащимся и не вызывать у них дополнительные трудности. Задания должны отвечать следующим требованиям:
• критерии оценки результатов выполнения заданий должны быть объективными и хорошо знакомы всем учащимся, а также иметь четкую направленность на конкретный объект контроля (речевые навыки или речевые умения продуктивного/рецептивного характера);
• результаты и оценка выполнения заданий должны учитывать не только количественные (например, количество допускаемых ошибок, объем высказывания), но и качественные (например, адекватность высказывания коммуникативному намерению) показатели уровня владения учащимися немецким языком;
• используемые задания, их форма и объем должны соответствовать как цели контроля, так и отводимому на него времени.

Возможные типы заданий и их характеристика

Цель контроля

Тип задания

Характеристика задания

Специфика объектов контроля

Проверка уровня сформированности умений читать и понимать текст на слух, а также уровня сформированности лексических и грамматических навыков

Задания типа multiple choice - выбор (не) правильного ответа из числа заданных вариантов

Задания закрытого типа, поскольку правильный ответ учащимся не формулируется, а выбирается из числа предложенных альтернатив

Проверяется в большей степени умение учащихся сделать правильный выбор

Проверка уровня сформированности лексических и грамматических навыков, частично также умений читать и аудировать

Трансформация/ завершение заданных предложений; конструирование предложений из заданных лексических/грамматических элементов;
заполнение пропусков в тексте; написание диктантов с пропусками и др.

Задания полуоткрытого типа, поскольку учащийся формулирует свой вариант ответа в строго заданном контексте

Дать объективную оценку ответа учащегося не всегда представляется возможным

Проверка уровня сформированности умений говорить и писать на немецком языке

Составление устных и письменных высказываний с опорой на ключевые слова, иллюстрации, заданный сюжет и т. д.

Задания открытого типа, поскольку учащийся самостоятельно порождает устное или письменное высказывание

Дать абсолютно объективную оценку трудно, при этом лексические, грамматические и орфографические ошибки не должны играть первостепенной роли

Критериями оценки практического владения учащимися устной речью и письмом являются:
• степень соответствия устного/письменного высказывания речевому намерению, теме и ситуации общения;
• уровень речевого творчества, т. е. умение самостоятельно использовать языковые средства в новых ситуациях общения;
• объем и характер использованных языковых средств, их соответствие ситуации общения;
• сложность высказывания с точки зрения содержания, тематики, передаваемых понятий, уровня языковой трудности;
• степень уверенности/независимости, свободы и коррективности (создание собственных стратегий) в отношении используемых языковых средств и скорость выполнения коммуникативной задачи;
• характер правильности использования языкового материала, т. е. соответствия/несоответствия грамматическим, лексическим и фонетическим нормам немецкого языка.
В качестве критериев, позволяющих определить уровень сформированности навыков понимания письменного или звучащего текста, выступают:
• характер понимания содержания (общее представление, полное понимание основных мыслей/основной информации, точное понимание содержания текста, извлечение необходимой информации);
• характер структурно-языковых особенностей текста (наличие знакомого/незнакомого языкового материала, наличие/отсутствие незнакомой лексики и др.);
• скорость чтения/аудирования; объем воспринимаемого зрительно или на слух текста.

Следует иметь в виду, что при оценке устных высказываний учащихся степень толерантности к ошибкам выше, чем при оценке письменных высказываний. Что касается контроля сформированности лексических, фонетических или грамматических навыков, то он может иметь тестовый характер. Однако используемые при этом тесты должны быть коммуникативно ориентированными и не занимать слишком большое место среди контрольных заданий других типов.
В сфере коммуникативной деятельности «Работа с аудиотекстами и с текстами для чтения» рецептивные умения (чтение и аудирование) нередко контролируются с опорой на продуктивные виды деятельности (говорение и письмо). Однако это не исключает, особенно на начальном этапе обучения немецкому языку, использования контрольных заданий, нацеленных исключительно на определение уровня сформированности умений понимать текст при чтении и аудировании, т. е. без опоры на говорение и письмо.
Форма, содержание и организация контроля определяются с учетом возрастной специфики обучающихся. Например, на начальной ступени нежелательны формы контроля, ориентированные исключительно на формальные (количественные) показатели уровня владения языком. В центре внимания учителя должны находиться уровень и степень изменений, происходящих в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, творческой сферах личности каждого ученика. При этом наиболее предпочтительной является словесная оценка, касающаяся не только языкового, но и общего развития ребенка. Допускаемые учащимися ошибки должны рассматриваться как неотъемлемая составляющая любого процесса овладения языком, при этом важной является профилактика возможных ошибок учащихся. На более продвинутых этапах обучения немецкому языку важно развивать и стимулировать умения учащихся осуществлять взаимо- и самооценку уровня владения теми или иными аспектами языка и видами коммуникативной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ
НЕМЕЦКИМ ЯЗЫКОМ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Начальный этап обучения
(2-4 классы)

Как известно, младший школьный возраст является благоприятным для усвоения языка, поскольку дети в этом возрасте обладают хорошими имитационными способностями и любознательны по природе. У них отсутствует застывшая система ценностей и установок, а также так называемый языковой барьер. В то же время их интеллектуальные способности, и прежде всего способность логически и абстрактно мыслить, находятся еще в процессе становления. Поэтому учебный процесс, с одной стороны, должен опираться на благоприятные для овладения языком возрастные особенности учащихся, а с другой - быть направлен на личностное развитие каждого ученика, его языковых, познавательных, эмоциональных, творческих способностей, а также на развитие способности к социальному взаимодействию с партнерами по общению. Это значит, что занятия немецким языком должны не перегружать детей интеллектуально и строиться на деятельностной основе с использованием наглядности и игровых форм работы. С первых шагов обучения немецкому языку учащиеся овладевают им как средством общения и взаимопонимания с представителями немецкой культуры.
По окончании обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
• понимать и порождать элементарные устные и письменные высказывания в соответствии с ситуацией общения, речевым намерением и коммуникативной задачей в пределах сфер, тематики и языкового материала, обозначенных в Программе;
• читать с выражением и декламировать рифмовки, стихотворения, краткие истории, самостоятельно подготовленные небольшие тексты;
• вербально/невербально реагировать на информацию, полученную на слух или зрительно и соответствующую их уровню развития и обученности.
В процессе обучения немецкому языку учащиеся должны получить в соответствующей их возрасту и индивидуальным особенностям форме первичные сведения о системе немецкого языка, при этом процесс овладения немецким языком должен способствовать лучшему осознанию ими системы родного языка.
На начальном этапе обучения происходит первое знакомство детей с немецкой литературой, фольклором, музыкой. С самого начала важно сформировать у них положительное отношение к культуре и истории другого народа, к его обычаям и традициям (в частности, празднование Нового года, Пасхи, карнавалов и др.). Таким образом, развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежат интерес к жизни сверстника за рубежом и стремление понять его быт, привычки и др., является существенной целью обучения. Реализация данной цели связана, во-первых, с расширением общего кругозора учащихся за счет разнообразной аутентичной информации о стране изучаемого языка и, во-вторых, с воспитанием у них заинтересованного и эмоционального отношения к этой информации.
Кроме того, с первых шагов обучения важно развивать у учащихся творческое отношение к языку и к процессу его усвоения. В этих целях им предлагаются различные творческие виды и формы работы, а именно:
сочинение/окончание/продолжение рифмовок/коротких стихов;
групповое или самостоятельное завершение незаконченных историй/рассказов/сказок;
проигрывание диалогов/сценок/инсценировок; отгадывание шумов и т. д.
Существенной задачей начального этапа обучения немецкому языку является также развитие у учащихся умений взаимодействовать друг с другом в различных формах работы (парной, коллективной, групповой, во время игры и т. д.).
Начальная школа выступает в качестве первой ступени в развитии у учащихся общеучебных и компенсационных умений, позволяющих им самостоятельно организовать работу по усвоению языка (например, заучивание рифмовок, стихов, песен и др.) и осуществлять речевое общение, в том числе и при владении ограниченным языковым материалом (например, умение использовать вместо вербальных высказываний жесты и мимику; выражать свои мысли простыми предложениями; раскрывать значение незнакомых слов по контексту или с помощью словаря и т. д.).

Тематика устно-речевого и письменного общения

Ich, mein Alter, mein Aussehen, meine Interessen und Vorlieben.
Meine Familie. Familienalltag.
Meine Wohnung, mein Haus.
Meine Straße, mein Hof.
Jahreszeiten/Unser (Schul)garten.
Meine Tiere.
Mahlzeiten, Vorlieben beim Essen und Trinken. Kochen.
Lebensmittel, Schreibwaren, Spielzeug, Medizin einkaufen.
Mein Körper.
Meine Klasse. Stundenplan und Fächer.
Meine Deutschstunde.
Mein Tagesablauf.
Berufe.
Nach der Schule. Am Wochenende. Ferien.
Spiele. Lieblingsbeschäftigung.
Post.
Familienfeste. Kinderfeste. St. Martin. Kinderfasching.
Weihnachten. Ostern.
Meine Fahrten. Meine Wege.
Deutschsprachige Lander- auf den ersten Blick.
Meine Freundin.
Streit und Frieden.
Früher und heute.
Jung und Alt.

Устное общение и письмо

Речевые задачи

Коммуникативные умения

Возможные формы и приемы работы

Устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению

Представить себя и других; поприветствовать кого-либо и ответить на приветствие в свой адрес; попрощаться с кем-либо; поздравить с праздником, ответить на поздравление в свой адрес, высказать пожелания к празднику; поблагодарить; извиниться; обратиться к кому-либо и отреагировать на обращение в свой адрес;

задавать вопросы (имя, возраст, адрес, хобби, увлечения) и сообщать аналогичную информацию о себе;

запрашивать информацию о чем-либо/о ком-либо (размер, местоположение, принадлежность, качество) и сообщать аналогичные сведения

В ситуациях повседневного общения;

написание короткого письма, поздравительной открытки;

инсценировки

Побуждать к действию

Наблюдать за процессами и называть их;

давать простые указания и выполнять указания в свой адрес;

попросить разрешение что-либо сделать и дать разрешение кому-либо сделать что-либо;

переспросить, высказать просьбу относительно пояснения значения незнакомых слов, попросить повторить что-либо

В ходе урока;
в ходе игры;
в ходе выполнения проекта

Выражать чувства, эмоции, описыватьчто-либо/кого-либо; сообщать о чем-либо

Выразить согласие/несогласие с чем-либо;

выразить симпатии, радость, удовлетворение;

дать оценку чему-либо;

дать описание животного, человека, предмета

Сценки;

игры («Кто это?», «Что это?»);

описание фотографий, нарисованных учащимися картинок, иллюстраций в книгах, комиксов;

изготовление поделок и их описание;
составление с опорой на ключевые слова комментария к рисункам;

наблюдение за процессом (например, за ростом растения, цветка) и описание этого процесса

Рассказать о чем-либо и изобразить что-либо

Рассказать о личных переживаниях

Сочинение (с использованием визуальных и вербальных опор) фантастической истории и ее представление в рисунке, в сценке и др.

Высказывать на элементарном уровне оценочные суждения

Высказать свое мнение (gern/nicht gern; interessant/nicht interessant)

ролевая игра;

инсценировка;

проект

Работа с аудиотекстами и с текстами для чтения

Речевые задачи

Коммуникативные умения

Возможные формы и приемы работы

Понять текст

Понять основное содержание текста или извлечь интересующую/необходимую информацию из текста и отреагировать на нее невербально (текст должен содержать небольшое количество незнакомых слов и относиться к знакомой тематике);








понять полностью (детально) текст, построенный на знакомой лексике, и невербальными средствами отразить его содержание

Подготовка рисунков к тексту;

пантомима;

расположение рисунков в последовательности, отражающей развитие сюжетной линии текста;

выбор соответствующих содержанию текста рисунков из ряда предложенных;

выполнение данного в тексте указания (например, приготовить блюдо по рецепту)

Передать содержание текста

Кратко передать содержание текста, используя при этом визуальные и вербальные опоры

Составление плана и использование его в качестве опоры;

передача содержания текста одним предложением;

выбор из ряда предложенных одного высказывания, (не) соответствующего содержанию текста

Высказать мнение

На элементарном уровне передать личное впечатление о тексте, обосновать свою точку зрения

Простое высказывание о том, что понравилось/не понравилось в тексте, что интересно/неинтересно; что важно/неважно;

обсуждение действующих героев, которые понравились/не понравились; подтвердить свою точку зрения цитатами из текста;

подбор/выбор заголовка к тексту и обоснование своего выбора (с опорами) на русском или немецком языке

Творчески переработать текст

Придумать свое начало текста или его конец;

на основе текста разыграть сценку;

оформить текст сказки в виде диалогов и разыграть их;

сделать коллаж к тексту;

переделать один тип/вид текста в другой (например, сказку превратить в драму);

с опорой на прочитанный/ прослушанный текст составить свой собственный текст (по теме, проблеме и др.)

Организация кукольного театра, выставок;

графическое изображение слов, содержащихся в тексте;

выбор/придумывание нового заголовка к тексту

Общеучебные и компенсационные умения

Виды коммуникативной деятельности

Умения

Устное общение

- сопровождать высказывания мимикой, жестами, логическим ударением;

- переспросить что-либо, попросить повторить, уточнить значение слов;

- использовать визуальную информацию/письменный текст в качестве опоры;

- использовать в качестве опоры тематический словарь;

- использовать заданный сюжет рассказа или ключевые слова в качестве опоры для построения собственных высказываний;

- придумать языковые игры;

- сравнить написанный текст с оригиналом и выявить ошибки или различия между ними

Работа с текстом

- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, контекста, знакомых слов, предварительно поставленных вопросов;

- определять тип/вид текста;

- выделять необходимую/интересующую информацию из текста;

- опираться на мимику, жесты, интонации, а также на иллюстрации для понимания устного/письменного текста;

- запомнить и повторить небольшой текст, предъявляемый на слух;

- ориентироваться в тексте/книге;

- делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

- находить и отмечать важные места в тексте;

- выбирать информацию из текста, сравнивать, логически выстраивать ее;

- сравнивать немецкие сказки/рассказы со сказками/рассказами в родной литературе;

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, иллюстрациям;

- пользоваться словарем

Работа над аспектами языка

Аспекты языка

Умения

Произношение и интонация

- узнавать/сравнивать интонацию родного и немецкого языка;
- повторять слова/предложения/небольшие тексты;
- графически изображать интонацию;
- сопровождать интонацию ритмическими движениями, жестами

Лексика

- вести словарную тетрадь/карточки;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
- пользоваться различными приемами запоминания слов: организовать слова по заданным признакам, создать ассоциограмму, подобрать рисунки к словам, использовать соответствующие жесты и мимику;
- пользоваться двуязычным словарем;
- разбивать составные слова на отдельные части;
- придумать собственные слова

Грамматика

- анализировать грамматические явления, сравнивать их с аналогичными в родном языке;
- вести грамматическую тетрадь;
- читать грамматические таблицы/понимать их/использовать в качестве опоры;
- выводить правила на основе опор, графически изображать грамматические структуры

Требования к владению языковыми средствами общения

С самого начала обучения учащиеся должны осознать основную функцию языка - выступать в качестве основного средства общения. Работа над языковыми средствами устно-речевого и письменного общения должна иметь ярко выраженную коммуникативную направленность и способствовать осознанию учащимися языковых различий и общности между родным и немецким языками.
Отбор языкового материала осуществляется в соответствии с предлагаемыми в Программе темами. Новое языковое явление предъявляется учащимся в контексте (стихотворение, песня, небольшой рассказ или диалог и др.). Повторяя за учителем небольшое и несложное стихотворение/рифмовку и т. д., заучивая их наизусть, декламируя их или исполняя песню, дети знакомятся с новыми языковыми средствами. При этом учитель побуждает учащихся к осознанному и внимательному отношению к немецкому языку.
Используемые для активизации нового языкового материала упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный и игровой характер. Языковые средства должны постоянно повторяться в новых речевых ситуациях, стимулирующих учащихся к практическому и осознанному употреблению лексико-грамматических явлений. Важный этап работы над языковыми явлениями - систематизация грамматических и лексических знаний и навыков, характер которой должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Произносительная сторона речи

В начальной школе формируются слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки правильного оформления и понимания немецкой речи. Основными формами и приемами работы над произносительной стороной речи являются имитация, пение, проговаривание, сопровождаемое мимикой и жестами, конкурсы чтецов, подготовка различных праздников.
Используемые в учебном процессе упражнения, развивающие фонетические навыки учащихся, должны иметь преимущественно игровой характер и быть направлены не только на постановку правильного произношения, но и на развитие способности дифференцировать смыслоразличительные фонемы немецкого языка и основные интонационные модели. Важно с первых шагов давать учащимся возможность воспринимать аутентичное немецкое произношение, поэтому в работе существенное место должны занимать аутентичные видеофильмы, фономатериалы и др.

Лексическая сторона речи

Работа над лексической стороной устной и письменной речи занимает большое место в учебном процессе, однако используемые в этих целях упражнения, направленные на формирование лексических навыков, должны включаться в коммуникативный контекст урока, иметь игровой и творческий характер. Дети, «играя» с языком и с помощью языка, учатся внимательно относиться к слову как основному носителю информации, осознают закономерности словообразования, учатся систематизировать лексику в соответствии с заданными параметрами (например, по тематическому признаку, по словообразовательным элементам и пр.).
Овладение активным лексическим минимумом должно позволить учащимся использовать элементарные лексические единицы для построения и понимания устных и письменных высказываний. Помимо этого, важным является развитие языковой и контекстуальной догадки с целью создания надежной базы для расширения потенциального словаря учащихся. Желательно, чтобы дети вели свои словарные записи и использовали их в качестве опоры в ходе порождения и восприятия различных текстов на немецком языке.

Грамматическая сторона речи

В начальной школе учащиеся усваивают прежде всего форму, значение и употребление отдельных грамматических явлений, при этом особое внимание уделяется тем явлениям, которые не совпадают с русским языком или отсутствуют в нем. Работа над грамматикой проходит по пути «от примера к правилу». Это значит, что учащиеся воспринимают новое грамматическое явление в контексте, учатся его практически использовать в своей речи и затем в соответствующей их возрасту форме систематизируют полученные знания. Под руководством учителя ребенок должен научиться наблюдать за грамматическим явлением и анализировать его. При этом целенаправленная работа над грамматическими правилами не является релевантной младшему школьному возрасту.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими грамматическими явлениями.
Глагол: временные формы (Präsens, Präteritum, Perfekt), Imperativ, возвратные глаголы, глаголы с отделяемой и неотделяемой приставками, модальные глаголы (können, dürfen, müssen, sollen, mögen, wollen), инфинитивный оборот с um ... zu.
Имя существительное: род, склонение, образование множественного числа.
Местоимение: личные, притяжательные, вопросительные.
Артикль.
Имя прилагательное и наречие в предикативном употреблении, степени сравнения.
Числительные: порядковые и количественные.
Отрицание: nicht, kein.
Предлоги: употребление предлогов, требующих Dativ (mit, aus, nach, von, zu, bei), Akkusativ или Dativ (an, auf, hinter, in, neben, über, unter, vor, zwischen).
Синтаксис:
Простое предложение: вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение, порядок слов в простом предложении.
Сложносочиненное предложение с союзами und, aber, denn, oder.
Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным dass и причины weil.
Словообразование: составные и производные слова.

Типы и виды текстов

Художественные тексты

Прагматические тексты

Фильмы

Песни, считалки, детские рассказы, сказки, новеллы, комиксы, карикатуры, небольшие драматические произведения, загадки, стихи

Телефонные разговоры, рецепты, этикетки на продуктах питания, личное письмо

Мультипликационные фильмы, художественные фильмы (сказки)



© 2010-2022