Интерактивные методы обучения, статья из опыта работы

На протяжении нескольких лет работаю над проблемой "Игра как один из интерактивных методов обучения и эффективных средств активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка". Идя на каждый свой урок, готовясь к нему, ставлю перед собой задачи: как активизировать деятельность учащихся; как не только передать детям определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитывать потребность узнавать все больше и больше, как сделать урок радостны...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные методы обучения, статья из опыта работы

Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании английского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету любого ребенка. Необходимо, чтобы каждый урок английского языка активизировал творческие силы учащихся. Основная задача моя на уроке - зажечь искорку интереса в глазах у ребят, сделать учение посильным и радостным. Именно в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Поэтому на протяжении ряда лет я работаю над проблемой «Игра как один из интерактивных методов обучения и эффективных средств активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка».

Эффективность обучения находится в прямой зависимости не только от того, сколько говорят, слушают и читают учащиеся. Важно учитывать, как и что они говорят, слушают и читают. Речевые навыки формируются на основе единства мышления и речи. Чем активнее и содержательнее мыслительная деятельность учащихся, тем быстрее и прочнее будут формироваться речевые навыки на английском языке.

Идя на каждый свой урок, готовясь к нему, ставлю перед собой задачи: как активизировать деятельность учащихся, как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше, как сделать урок радостным и интересным. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование таких инновационных технологий, как критическое мышление, метод проектов, уровневое обучение, технология интерактивного обучения; ролевых игр, тренингов, конкурсов, диалогов, дискуссий. Использование данных технологий помогает мне по-новому подойти к содержанию и организации своих уроков, а также дает большие возможности для развития способностей учащихся к совместным действиям в новых ситуациях. Уроки, построенные по этой модели, соответствуют идее самопознания, предполагает творческий поиск и сотрудничество, взаимодействие в коллективной работе.

Обучение во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе, в парах с целью совместного решения коммуникативных задач. В своей работе применяю такие методы и приемы, как: диагностика знаний учащихся на основе кластера с применением конструктивной схемы З - Х - У, прием ИНСЕРТ, синквейн, эссе, мини-проект, ассоциативная карта, денотатный граф.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так учащиеся оказываются в ситуации, когда активизируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве.

Высокой эффективности усвоения времен английского глагола я добиваюсь посредством применения следующих игровых приемов:

1. Игра «Угадай время глагола»

К доске выходит ученик, пишет, например, «They write», задумывает время и отвечает на вопросы других учащихся:

S (у доски)

S1: Have they written? S: No, they haven't.

S2: Are they writing? S: No, they aren't.

S3: Did they write? S: No, they didn't.

S4: Will they write? S: No, they won't.

S5: Had they written? S: No, they hadn't.

S6: Do they write? S: No, they don't.

S7: Have they been writing? S: Yes, they have. What tense is it ?

S7: It's Present Perfect Continuous.

2. Раздаю карточки, на которых написаны существительные, глаголы, наречия времени. Задача учащихся - назвать правильную форму глагола, исходя из временного наречия: Alibek, play, football - always, now, tomorrow, for two hours, last Sunday, already.

Ребята выполняют в быстром темпе: называют только глагольную форму: рlays, is playing, will play, has been playing, played, has played.

3. При изучении и повторении неправильных глаголов использую игру в карты. Эта игра учителю позволяет ненавязчиво закрепить формы неправильных глаголов. Игра вызывает живой интерес, так как в отличие от традиционного словарного диктанта она удачно маскирует функции контроля и закрепления знаний. Для проведения игры необходимо изготовить учебное пособие. На отдельных карточках пишутся три формы неправильных глаголов, (ода карточка - одна форма конкретного глагола). Если две из трех форм глагола совпадают (например: bring - brought - brought) следует написать повторяющуюся форму два раза (2 карточки), а если совпадают все три формы глагола (cut - cut - cut), то изготавливается только одна карточка с этим глаголом (эти карточки в игре - джокеры). Над одинаковыми формами глагола рекомендуется ставить стрелки. Стрелка влево - одна форма из двух повторяющихся форм, стрелка вправо - вторую.

Come - came - come, buy - bought - bought, beat - beat - beaten.

Правила игры:

Каждый учащийся берет из колоды по шесть карт (шесть разных форм). Одна карта из колоды кладется как первая. Далее кладут карточки с той же формы другого глагола (инфинитив на инфинитив, Past simple на Past Simple), либо этот же глагол в другой форме (например, на карту gone кладут go или went). Если нет нужной карты, можно воспользоваться джокером, у которого все формы одинаковые. Положивший джокер указывает следующему игроку, какую карточку, с какой формой глагола следует положить: Let's have - form. Why don't we continue in - form? В случае, если нужной карты нет приходится брать карту из колоды, пока она не попадется.

Цель игры - избавиться от своих карт. Победитель - тот, у кого раньше всех закончатся карты. При этом во время игры карты не добираются, кроме того случая, если нужной карты нет.

Процесс изучения модальных глаголов не кажется учащимся скучным и трудным, если они выполняют следующее задание:

- Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Из представленных предметов вы можете себе оставить те, которым вы найдете применение на острове. Используйте модальные глаголы can, could, may, might в своих вариантах. Выигрывает тот, кто наберет больше всех полезных предметов.

Учащиеся активно выступают со своими предложениям:

- We could use a newspaper to start a fire.

- We can use a raft to explore the island. Etc.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывает интерес и привлекают к активному участию в их выполнении. Забавная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся.

Отрабатывая структуры в Past Simple, я использую прием «цепочки».

Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему, например: «A New Boy». Придумываю первое предложение «Last year a new boy appeared in Lolita and Zakir's class», а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию по цепочке. Можно сделать это упражнение забавней, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры, я показываю свою фотографию с каким-нибудь интересным сюжетом и прошу расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок учащиеся приносят свои фотографии и работают в парах.

При отработке структур в Past Perfect учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.д.). Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always)… before, и могут добавить But afterwards I … (употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активны в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.

Упражнения учебника, в которых предполагаемый ответ запланирован, я тоже стараюсь сделать более интересным, давая учащимся возможность выбирать свой, значимый для них, вариант ответа.

Например, тренируя употребление временных наречий в 7 классе, я не просто даю задание употребить слово always в предложениях типа: He has tea for breakfast, a спрашиваю, что они делают always, sometimes, often, seldom и т.д., когда им грустно, когда никого нет дома, когда они хотят удивить родителей или когда у них много свободного времени. Упражнение сразу становится интересным для всех учащихся, и каждый стремиться выразить свои идеи.

Для того чтобы тема Conditional Sentences в 8 классе не казалась учащимся искусственной и неинтересной, я предлагаю им вспомнить и записать три примера о том, что их радует и о чем они сожалеют.

Например:

Things I regret: Things I am glad about:

I never knew my grandmother. I got a «five» on the Math test.

I left my music school. I have tried to be a better person.

Затем им предлагается подумать и сказать, что бы было, если бы этого не случилось, употребляя Unreal Conditionals (2). Например:

If I had known my granny, I would have asked her a lot of questions.

If I hadn't left music school, I would have finished it 2 years ago.

If I hadn't tried to be a better person I wouldn't have so many friends.

If I hadn't got a «five» on the Math test, my parents wouldn't have let me go to the disco.

Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта учащихся, их мнений, чувств и идей, интересна не только потому, что высказывания непредсказуемы, разнообразны и оригинальны, но и потому, что учащиеся как бы раскрываются друг другу. Это не только усиливает внимание и является мотивационным стимулом на уроке, но и создает доброжелательную атмосферу среди учащихся.

Игра - одно из любимых заданий при обучении грамматике на моих уроках. У учащихся она вызывает чувство приятного напряжения, которое они испытывают, стремясь к цели. Игровой элемент я использую в любых грамматических заданиях.

Пример игры для отработки вопросов общего типа - «Don't say yes or no», когда ведущему задаются общие вопросы, на которые он не должен давать ответы «Yes» и «No»

- Do you like to read?

-Only Detective stories.

- Is it Monday today?

- It was yesterday. И т.д.

Формирование навыков употребления утвердительной. Вопросительной и отрицательной форм времен Past (Simple, Progressive, Perfect) я провожу в игре «Придумай себе алиби». Учащимся предлагается ситуация, например:

«A Food store was robbed yesterday at 9 p.m.».

Двое учащихся, «подозреваемых», отправляются за дверь и должны придумать себе алиби, т.е. должны быть готовы описать действия во время преступления, доказать, что они провели время вместе и поэтому невиновны. Класс играет роль детективов и готовит вопросы для допроса. «Подозреваемые» затем допрашиваются по одному и доказывают свою причастность к преступлению.

При обучении грамматике я использую ролевые игры. Дети очень любят инсценировать или быть участниками воображаемых ситуаций. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся на уроке, но и значительно расширяет сферу использования языка. Играют ли они роли исследователей, подростков, спорящих с родителями, или продавцов магазинов, важно, что они используют вариативные ситуации, выходящие за рамки класса.

Приведу пример ролевой игры «Избирательная кампания» для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени и выражения обещаний.

Учащимся дается задание подготовиться к избирательной кампании, играя роль кандидата в районный маслихат или в Мажилис. Кандидат должен продумать, что пообещать избирателям, для того, чтобы получить наибольшее количество голосов. Например:

- A main road will be built.

- Poor families will receive support.

- A new factory will be opened.

Описанные приемы значительно облегчают учебную задачу. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию и эффективность овладения ею, расширяет экспрессивные возможности речи и придает естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Перед изучением новой темы эффективно использую метод «ассоциативной карты», который подготавливает к восприятию новой информации и активизирует их умственную деятельность. Методика работы заключается в следующем:

1. Напишите ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или доски.

2. Запишите слова, фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Запишите столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время (5 - 7 минут). После того, как составили свои ассоциации, нужно попросить учащихся поделится ими с группой или обменяться идеями в парах.

Для активизации мышления учащихся я часто использую метод «Синквейн», что в переводе с французского означает пять строк:

1 строка - название темы одним словом (существительным)

2 строка - название темы в двух словах (двумя прилагательными)

3 строка - описания действия в рамках темы тремя словами (глаголы)

4 строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

5 строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Этот метод наиболее удачен при работе над текстом. Так учащиеся 6 класса примерно составляют «синквейн» к тексту «Litter» (Unit 5, Step 5)

1. Litter

2. Dirty, unhealthy

3. Spoil, damage, pollute

4. Do not throw litter in the street.

5. Pollution

Учащиеся 5 класса также с удовольствием составляют «синквейны». Так, например, к тексту «The environment» (Unit 9, Step 5) :

1. The environment

2. Beautiful, clean

3. Destroy, cut, protect

4. Let us help the environment.

5. The world

Чтобы заинтересовать и активизировать всех учащихся, предоставить шансы застенчивым ребятам равноправно участвовать в обсуждении проблем, я использую один из приемов интерактива - План «ККК» («Команда-Конкуренция -Конкурс). Суть этого метода заключается в следующем:

- Вначале ребята повторяют текст, заданный на дом.

- Затем собираются в команды учебного сотрудничества (в каждой группе есть слабые и сильные учащиеся).

-Каждая группа обсуждает текст, чтобы помочь каждому члену команды вспомнить и хорошо усвоить факты.

Затем начинается викторина по теме. Выходят по одному ученику с каждой команды (соревнуются между собой учащиеся одинакового уровня знаний).

Одним из эффективных способов оформления мыслительного содержания является способ денотатного графа - структурированного содержания текста, где граф - структура, денотат - содержание. Я считаю, что работа с денотатным графом способствует развитию мышления и речи учащихся, так как строится на основе индивидуального осмысления текста и вызывает мотивации к составлению собственного текста.

Принцип построения денотатного графа:

1. Выделение ключевого (опрного слова) или словосочетания, выражающего предмет исследования.

2. Чередования имени и глагола в графе. Глагол выражает динамику мысли. (Движение от термина к понятию).

3. Точный выбор глагола

А) Глаголы, обозначающие цель - направлять, указывать.

Б) Глаголы, обозначающие результат - приводить, предполагать.

В) Глаголы, обозначающие процесс достижения цели - достигать, осуществляться.

Г) Глаголы, обозначающие условия получения результата - основываться, опираться.

Д) Глаголы, связки (это есть …), с помощью которых дается определение или пояснение термина.

4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на конкретные понятия (слова-веточки).

5. Соотнесение каждого конкретного понятия с ключевым словом с целью исключения, каких-либо несоответствий.

Примерный денотатный граф к тексту «The earth is in danger»

Земля в опасности

-

Есть (что?)

-

Экологическая проблема

-

Направлена (на что?)

-

На сохранение чистоты воды

-

Возникает (из-за чего?)

-

Люди загрязняют воду рек и озер

-

Основывается (на чем?)

-

Люди не думают, что наносят вред окружающей среде.

-

Приводит (к чему?)

-

Все живые существа не могут пить такую воду.

Неоценимую помощь в изучении английского языка оказывает музыка и пение. В песнях лучше усваивается и активизируется лексический и грамматический материалы. Так легко и естественно запоминается парадигма глаголов «to be», «to do», «to have» на мотив знакомой и любимой детьми песенки «В лесу родилась елочка»:

I am, I have,

He is, she is, it is, You have, we have, they have,

You are, we are, they are. He has, she has, it has.

Легко запоминают ребята цифры в пределах десяти, выучив песню «Ten Little Indians»:

1 little, 2 little, 3 little Indians 10 little, 9 little, 8 little Indians

4 little, 5 little, 6 little Indians 7 little, 6 little, 5 little Indians

7 little, 8 little, 9 little Indians 4 little, 3 little, 2 little Indians

10 little Indian boys 1 little Indian boy

Ребята с удовольствием поют «Calendar song», запоминая при этом названия месяцев:

А, прослушав музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года» ребята пробуют передать его основную тему, чувства, возникшие у них.

И в заключении хотелось бы отметить, что игры на уроках английского языка могут являться неотъемлемой частью методической организации урока. Использование игр и ситуаций показывает, что применение их дает возможность оживить урок, внести естественность в учебное общение на английском языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд посильным.



© 2010-2022