Статья Информационные технологии в обучении английскому языку

В связи с общей информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса, возникает потребность использования информационных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, что повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Данная статья представляет личный опыт использования информационных технологий на уроках английского языка и их влияние на формирование поликультурной личности учащихся, повышение мотивации к изучению иностран...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Информационные технологии в обучении английскому языку»


Бердинская Ольга Николаевна

Учитель английского языка

высшей квалификационной категории,

МАОУ «Лицей № 121» г. Казани


В связи с общей информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса, возникает потребность использования информационных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, что повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. В связи с этим необходимо научить учащихся самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата): участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, осуществлять поиск нужной информации в интернете. Учитель должен помочь школьникам в развитии умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и презентации результатов познавательной и практической деятельности, развитии иноязычных умений общаться в виртуальном пространстве. Сочетание традиционных форм ведения урока с инновационными, включающими в себя ИКТ, требуют изменения роли учителя в связи с изменением содержания и мониторинга. Учитель перестает быть субъектом учебного процесса, а учащиеся из объекта превращаются в субъект.

В рамках реализации проекта «Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам», в нашем Центре образования оборудован мультимедийный лингафонный кабинет. Оборудование кабинета включает не только технические средства для лингафонного курса, но и разнообразное мультимедийное оснащение: компьютеры, управляемая через компьютер система аудио, видео и DVD, интерактивная доска, наушники, пульты управления на каждой парте, документ - камера на столе учителя. Наличие такого широкого спектра современных инновационных технологий помогает коренным образом изменить урок, спланировав его таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность изучения иностранного языка с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, темпа работы, способов восприятия материала. Хотелось бы поделиться опытом работы в таком кабинете, показав, как можно эффективно использовать различные информационные технологии на уроках иностранного языка. Во-первых, лингафонное оборудование кабинета дает возможность одновременно вести парную, индивидуальную и групповую работу с учащимися. Программа позволяет учителю подключаться со своего компьютера к учащимся, работающим в паре или группе, а также прослушивать индивидуальную работу каждого учащегося. Эта программа позволяет давать задания разного уровня сложности, разбив класс на пары или группы. Таким образом, одни учащиеся получают аудио - задание, в то время как другая группа смотрит видеофильм и выполняет свое задание. Следующий этап - развитие навыков устной речи. Учащиеся разбиваются по парам (в каждой паре учащиеся владеют разной информацией). Они выполняют задание по заполнению пропусков, но уже восполняют информацию посредством ведения диалога. На данном этапе роль учителя - исправлять ошибки в диалогической речи, сидя за пультом управления. Когда пропуски заполнены обеими группами, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу своего партнера (взаимоконтроль). Третьим этапом может стать задание на дом, когда учащиеся должны будут подготовить сообщение, используя всю информацию, полученную во время урока. Наличие лингафонного оборудования в кабинете позволяет развивать не только навыки произношения и восприятия на слух иноязычной речи, но также навыки устной речи, чтения и грамматические навыки. Созданная ресурсная база позволяет учащимся выполнять тренировочные и тестовые задания по грамматике начиная со 2 класса. Также мной создана база заданий по чтению, разноуровневые тестовые задания, копилка презентаций для объяснения видовременных форм английского глагола. Учитель на таком уроке выступает в роли консультанта - инструктора. Работа над проектами стала одной из главных составляющих обучения иностранному языку на уроках и во внеурочное время. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, умению самостоятельно работать с источником информации, анализировать и создавать продукт своей деятельности. Как правило, продуктом краткосрочных проектов становятся компьютерные презентации в формате Powerpoint. Данная форма работы над темой становится дополнительной мотивацией в изучении иностранного языка, помогает учащимся раскрепоститься, даже если уровень владения языком не очень высок, так как есть возможность проявить свои умения и навыки в работе с компьютером, представить яркую презентацию, которая также является хорошей визуальной поддержкой при представлении устного высказывания.

В прошлом учебном году в нашей школе появился мобильный лингвистический кабинет. В распоряжении преподавателя и учеников находятся макбук, 15 медиа-плееров iPod для самостоятельной работы учеников, микрофоны, а также комплект оборудования для организации локальной беспроводной сети.

Наличие беспроводной сети, позволяет учителю и школьникам моментально обмениваться файлами и транслировать друг другу содержимое своих экранов, объединяться в группы для проведения локальных аудио или видео конференций или передавать цифровые материалы на любой источник вывода - принтер, звуковые колонки, без использования проводов.

С помощью цифровых средств записи (микрофон и т.п.) учащиеся под руководством преподавателя могут создавать и озвучивать собственные учебные фильмы и презентации, готовить домашние задания. Интегрированные в систему компьютеров Apple программные средства монтажа, аранжировки, наложения титров и озвучивания - позволяют легко монтировать материалы и добиваться потрясающих результатов. Подготовленные таким образом учебные курсы дают возможность погружения в среду изучаемого языка, могут быть также использованы в разработке авторских методик преподавания.

Подключение к iPod микрофонов, входящих в обязательный компонент лингвистического класса, позволяет превратить их в диктофон и дает возможность учащимся записывать на них собственный голос, в том числе при выполнении домашнего задания без использования компьютера. Для синхронизации iPod с учительским макбуком, а также их хранения в образовательном заведении предусмотрен специальный мобильный кейс, который легко перемещается по аудиториям.

В комплекте с мобильным классом Apple данный комплекс на базе медиа-плееров iPod представляет собой уникальное мобильное решение, позволяющее развернуть лингафонный кабинет за считанные минуты в любой аудитории и не требующее проведения дорогостоящих коммуникаций, а также выделения отдельных площадей под лингафонную лабораторию.

Включение в комплектацию портативных iPod дает учащимся большую мобильность в освоении материала, повышает мотивацию к работе, позволяет чередовать род деятельности и проверять работу друг друга (часть класса прослушивает материал и работает с готовыми файлами, в то время как другая часть группы работает над заданием на компьютере), а также в индивидуальном порядке повторно прослушивать и просматривать материалы на занятии. Способы усвоения языкового материала дифференцируются. Учителю и учащимся предоставляется свобода выбора заданий, которая предполагает увеличение объёма банка аутентичных дидактических материалов. Это в некоторой степени усложняет работу преподавателя, особенно на начальном этапе профессионального роста.

Внедрение инновационных технологий овладения иноязычным общением - необходимое условие реализации современных требований к обучению иностранным языкам, компенсация разрыва между учебным и реальным использованием изучаемого языка. Они помогают в создании оптимальных возможностей для речевого поведения учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации.

Сегодня для того, чтобы современный подросток был мотивирован на изучение иностранных языков, необходимо убедить его в практической значимости и актуальности этих языков, показать, что язык может быть не только средством общения, но и инструментом для получения образования и достижения своих амбиций. Поэтому в Центре образования делается всё возможное для расширения границ не только языковых, но и территориальных. Привычными стали видеоконференции с Ланкастерским Университетом США, старшеклассниками Центра образования г. Брауншвейг, Германия. Сегодня, согласно заключенному договору, наш Центр образования является официальным представителем Европейской Академии Образования в Праге, что даёт нам право отправлять желающих старшеклассников на обучение и летний языковой лагерь в Чехию с возможностью изучения чешского, английского и немецкого языков и продолжения образования в любом университете Европы. После визита немецкой делегации в сентябре 2010 года наша школа установила сотрудничество и с Центром образования г. Брауншвейг, Германия, где наши старшеклассники также могут продолжить свое обучение.

В заключение хочется сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку способствует формированию поликультурной личности учащихся, овладению языковыми и речевыми нормами иностранного языка на уровне, достаточном для правовой и социальной адаптации в поликультурном мире.



© 2010-2022