• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Описание педагогического опыта работы. Обучение в сотрудничестве как способ формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка

Описание педагогического опыта работы. Обучение в сотрудничестве как способ формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение в сотрудничестве как способ формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в

полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь и чему учишься. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке и вне его.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть на

саму проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем учителем предметником.

Для эффективной работы на уроке должен произойти «эффект соленого огурца».

Главное создать рассол, попав в который, огурец (плохой или хороший) просолится. Задача учителя - создать такой «рассол», дать возможность каждому ученику проявить себя, пережить радость успеха. Использование различных обобщающих структур в технологии сотрудничества и стало моим «рассолом».

Главная цель, которая стоит перед учителем английского языка - это формирование

коммуникативной компетенции учащихся, образовательная, воспитательная и развивающая цели достигаются в процессе. Коммуникативный подход в обучении английскому языку направлен на формирование межкультурного взаимодействия

Анализ результатов проведенных мною контрольных работ в конце учебного 2014

года показал, что уровень владения диалогической и монологической речью низкий. Ребята с трудом справлялись с устной частью. Проанализировав возможные причины, я пришла к выводу, что ими стали не только скудный словарный запас или не знание грамматических структур, но и личностные причины: боязнь высказать свое мнение или предложение, неумение вести беседу.

Исходя из этого, я пришла к выводу, что развитие коммуникативных навыков столь

же важно, что и формирование лексических и грамматических. Встала острая необходимость формировать коммуникативные навыки для решения современных учебных и личностных задач и невозможность их формирования традиционными способами. Решением данной проблемы стало использование технологии сотрудничества, которая дает возможность каждому ученику возможность активно проявить себя, внести свой вклад в достижение поставленной цели, регулировать работу в группе.

Актуальностью данной проблемы является то, что обучение в сотрудничестве,

являясь технологией личностно - ориентированного обучения направлено на переориентацию процесса обучения с усвоения готовых знаний на решение конкретных задач самостоятельно, овладение приемами учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Принципы и методы обучения в сотрудничестве:

  • Совместное обучение в группе

  • Равные возможности достижения успеха

  • Личная ответственность каждого за успехи группы

  • Самостоятельность работа каждого ученика в группе

  • Взаимозависимость членов группы

  • Общая оценка работы группы

Встает вопрос, какие приемы необходимо использовать, чтобы снять трудности в

говорении на английском языке, как организовать эффективную деятельность в команде. Ответы на эти вопросы я нашла, посещая мастер-классы, методические семинары, читая литературу по технологии сотрудничества.

Технология сотрудничества - это личностно-ориетнированная технология

активизации учебной деятельности учеников. Она повышает личную вовлеченность в учебный процесс, пробуждает заинтересованность, активизирует совместный поиск истины, формирование собственного мнения по той или иной проблеме.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами

американских педагогов. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные, но если каждый отвечает за результат всей группы, то и работа его будет направлена на ликвидацию возможных пробелов при изучении материала. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг

другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов:

  1. Мотивационный

  2. Познавательный

  3. Рефлексивно-оценочный

Технология сотрудничества предполагает работу в группах (по 4 человека), в которой

каждый учащийся работает самостоятельно, с последующим обсуждением и от деятельности которого зависит результат всей группы.

Использование различных обучающих структур в рамках технологии

сотрудничества может быть эффективно на разных этапах урока, для организации различных форм и видов деятельности.

Обучающие структуры помогают организовать групповую работу, максимально

включив детей в самостоятельную учебную деятельность.

Обучающие структуры различаются по типу коммуникации:

  • субъект-субъектные, ученик - учитель, ученик - ученик.

  • субъект-объектные, ученик - учебный материал.

На этапе формирования лексических навыков (на уровне слова) используем обучающую

структуру «Jot Thoughts», в ходе выполнения которой участники громко проговаривают придуманное слово по заданной теме, записывают его на листочек и располагают в центре стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить листочки. Для отработки лексических единиц (на уровне предложения), я в своей работе использую структуру «Tic-Tac-Toe» для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали (демонстрируя знание характеристик всех слов/понятий).

На этапе формирования грамматических навыков, на своих уроках я использую

структуру «Frayer Model», которая помогает систематизировать полученные знания по грамматическим темам. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон.

Образовательная структура «Corners» работает на этапе формирования

монологических и диалогических высказываний по различным темам. При выполнении которой, ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа для дальнейшей презентации своей точки зрения и принятия точек зрения своих одноклассников.

Для эффективного развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного

языка, важно вступать в диалоги с разными участниками. Для смены партнеров и членов групп данная технология предлагает целый спектр обучающих структур:

  • Mix Pair Share, в ходе выполнения которой участники хаотично перемещаются по кабинету образовывают и обсуждают предложенную тему. На моих уроках дети образуют пару в зависимости от задания на полученных карточках. Задания могут быть как лексического, так и грамматического плана.

  • Clock buddies - обучающая структура для создания новых пар, групп для обмена мнениями, входе выполнения которой, учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Формирую группы с помощью данной структуры два раза в учебный год, но пользуюсь в течении всего года, как на уроках, так и для постановки домашних заданий.

Для оценивания учащихся использую структуру «Билетик на выход», которая

позволяет контролировать уровень индивидуального прогресса учащихся и представляет собой одно или несколько заданий обязательных для выполнения.

Так как в технологии сотрудничества отводится определенное время на выполнение

каждого задания, уроки проходят энергично в быстром темпе, тем самым данная технология позволяет отработать достаточно большой объем материала за один урок. Использование вышеперечисленных структур непосредственно в уроке можно посмотреть в разработках, опубликованных на персональной страницы сайта Инфоурок.

Белик Дарья Вадимовна, учитель английского языка МАОУ СОШ №22


© 2010-2022