Использование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»)

       Для развития критического мышления необходимо применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов, на мой взгляд, является технология «Шести Шляп Мышления» ( "Six Thinking Hats” ), разработанная Эдвардом де Боно. Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу на разных уровнях.             В основе «Шести Шляп Мышления» лежит идея параллельного мышления. Традиционно мышление основываетс...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кто использует метод "Шести думающих шИспользование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»)ляп"?

Многие корпорации во всем мире используют метод Шести думающих шляп. Среди наиболее активных его пользователей находятся British Airways, DuPont, Federal Express, IBM, Nippon Telephone and Telegraph, Pepsico, Polaroid, и Prudential Insurance.

Функции шляп

Сначала зачитывается предложение, и затем каждый участник надевает по очереди следующие шляпы:

Белая шляпа - шляпа информации. Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Одевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию или данные, которые помогут им оценить предложение.

• Красная шляпа - шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки предложения людьми.

Желтая шляпа - шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в предложении, почему оно должно работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном предложении. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.

• Черная шляпа - шляпа пессимизма. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в предложенной Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.

• Зеленая шляпа - шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.

• Голубая шляпа - шляпа процесса. Она оценивает не само предложение, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки предложения. Одевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.

Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка.

Шердакова В.В.

Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий обучения. Технология критического мышления (тема моего самообразования в этом году) , проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии, технология развивающего обучения развивают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание. Особенно продуктивной я считаю проектную методику , так как она создает уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Алгоритм работы по технологии проектов, используемый в учебном процессе: выдвижение гипотезы → создание проблемной ситуации → анализ проблемы → конкретизация и осмысление → реализация → презентация. Проектная методика это личностно-ориентированный вид деятельности, который обеспечивает условия самопознания, самовыражения и самоутверждения. Так, в 7-х классах проектная методика представлена практически в каждом уроке.

Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание в аспекте контрастно-сопоставительного характера.

В процессе выполнения проектных работ учащиеся собирают, систематизируют и обобщают богатый оригинальный материал. При этом ученики обращаются не только к различным печатным источникам, но и к источникам в сети Интернет. ( 7, 8 классы)

Тематика проектов может иметь социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся.

Технология обучения в сотрудничестве помогает создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся различных учебных ситуациях. Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность. Особенно часто я применяю данный метод в 6-х классах, где учащиеся с удовольствием работают в группах.

Для развития и формирования социокультурной направленности, как составляющей коммуникативной компетенции, наиболее эффективными считаются уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: путешествие, экскурсия, защита туристических проектов, урок - (ролевая) игра, урок-конкурс, урок-викторина и другие.( Мною был проведен открытый урок-соревнование «Лучший сезон»)

Обучение чтению текстов лингвострановедческого содержания несет определенную новизну, так как в этих текстах всегда встречаются реалии страны изучаемого языка. С учетом возраста, тематики и проблематики учащимся предлагаются аутентичные тексты различных стилей: публицистические, научно-популярные, филологические, художественные. Такой метод я чаще всего применяю в старших классах, где учащиеся уже владеют большим лексическим запасом и могут участвовать в обсуждении прочитанного.

Использование на уроках ролевых игр также способствует развитию социокультурной и коммуникативной компетенций.

В качестве примера можно привести ролевую игру «Масс-медиа»в 7-х классах.

Этот вид работы очень увлекает учащихся 6 и 7 классов.

Также на уроках я часто использую песенный материл. Он может применяться не только для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, но и для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. познавательные и интеллектуальные процессы. К примеру, для изучения времени Present Perfect я разучиваю песню «Brighton in the rain»


Использование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»)

Шердакова Виктория Владиславовна

учитель английского языка

Школа и вся система образования России вовлечены в процесс социально-экономических преобразований, происходящих в стране и, таким образом, являясь их участником, претерпевают серьезные изменения. Приоритеты изменились, и обучение должно быть нацелено на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Главная задача состоит в том, чтобы ученик не просто усваивал готовое знание, изложенное учителем, а открывал это новое знание в процессе своей собственной деятельности. Новое образование предусматривает применение технологий развития критического мышления, игровых и информационных технологий. Технологии развития критического мышления позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, помогает ученикам самим определить цель обучения, продуктивно работать с информацией, критически ее оценить, осмыслить, применить. Критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимосвязано.

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Для развития критического мышления необходимо применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов, на мой взгляд, является технология «Шести Шляп Мышления» ( "Six Thinking Hats" ), разработанная Эдвардом де Боно. Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу на разных уровнях.

В основе «Шести Шляп Мышления» лежит идея параллельного мышления. Традиционно мышление основывается на дискуссии, столкновении мнений. Параллельное мышление - это конструктивное мышление, при котором различные мнения и точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда перед нами встает практическая задача, мы сталкиваемся с определенными трудностями:

1. Эмоции - мы даем волю эмоциям, вместо того, чтобы думать над решением.

2. Беспомощность - мы не знаем, с чего начать и что следует делать.

3. Путаница - мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, быть логичными, креативными. При этом пытаемся уследить за нашими партнерами и их аргументами.

Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет преодолеть эти трудности, разделив процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами своего цвета. Вместо того чтобы думать обо все одновременно, мы думаем обо всем по очереди. В конце работы все аспекты будут собраны вместе, и мы получим полноценную картину.

Итак:

Белая шляпа - только факты; что знаем, что нужно узнать, как получить информацию;

Красная шляпа - только эмоции, чувства, интуиция - на определенном этапе это необходимо;

Желтая шляпа - положительные стороны, достоинства новой идеи;

Черная шляпа - все минусы и недостатки, риски новой задачи;

Зеленая шляпа - творчество: развиваем идеи, придумываем новые, исследуем;

Синяя шляпа - управление всем процессом работы. Ее используют в начале, чтобы определить, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели

Последовательность шляп определяется конкретной задачей. Суть в том, что все одновременно «надевают шляпы» одного цвета и работают в команде. На уроках мы не делаем настоящие шляпы для учеников, а ограничиваемся маленькими треугольными колпачками разных цветов, или просто символически обозначаем фломастерами разных цветов.

В нашей школе я пришла к методу «Шести Шляп Мышления» в процессе работы по учебнику "Spotlight". К примеру,работая над темой «Городская жизнь и деревенская жизнь», ребята сначала изучили данные о жизни в Лондоне и за городом («белая шляпа») и поставили вопросы:

1. Какие особенности жизни в городе и загородом ?

2. Как влияет стиль жизни на людей?

В поисках ответов ребята прочли газетные статьи о том, как двое подростков на неделю поменялись местами - жительница города переехала в деревню, и наоборот. Выяснили, какие плюсы дает жизнь в деревне («желтая шляпа»). После этого прочли другую газетную статью и рассмотрели проблемы, которые возникли у жительницы деревни в городе («черная») Затем мы обсудили, какие проблемы можно решить, а какие нет, как можно изменить ситуацию с загрязнением, например.(«зеленая шляпа»).

После этого ребята «надели синюю шляпу»: обобщили выводы о преимуществах и недостатках жизни в селе и городе и поставили новую цель: написание сочинения «Где бы я предпочел жить- в городе или за городом.»

Метод «шести шляп» применялся мной и в работе над темами «Телевидение», «Книги» , «Экология».

Работая по учебнику " Spotlight", можно также использовать метод «шести шляп» в обучении письму и чтению. Например, по теме «Книги» ребята должны были написать сочинение-рассуждение «Книги в моей жизни», и метод «шести шляп» помог организовать работу. Так, задав вопрос «Нужно ли в наше время читать?» и дружно прокричав «Да! Конечно!» -«красная шляпа»,- ребята взялись за анализ ситуации и выяснили, что книги читает большинство учеников, для них это важно и нужно(«желтая»). Затем, «надев черную шляпу», обсудили все минусы, негатив (повальное увлечение компьютерами, низкий уровень литературы). После этого «надели зеленую шляпу» и стали думать о путях решения проблемы( Как увлечь книгой подростков). Дома каждый уже самостоятельно все осмыслил и написал свое сочинение.

Что обычно ограничивает мышление? Субъективная позиция. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию: т.е. звучит «вот мое мнение, и я знаю, что я прав!» Начинаются споры, отнимающие время без пользы, обиды. В условиях ограниченного времени урока высказываются два-три особо активных ученика, которые и ведут между собой горячий спор, часто не слушая друг друга и повторяя одни и те же аргументы, а остальные молчат. С методом «шести шляп» мы можем и в идее, которая кажется бесполезной, найти что-то хорошее. «Смена шляпы» изменяет направление мышления, «надевание шляпы» фокусирует мышление». «Меняя» шляпы, мы придаем мыслям нужное направление.

Суммируя, можно сказать, что технология Эдварда де Боно позволяет развивать

а) творческое мышление,

б) критическое мышление,

в) толерантность,

так как смена шляп дает возможность обсудить все варианты (не обижая других) и договориться.


© 2010-2022