Использование проектной методики на уроках английского языка

В современных условиях  образование  реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.          Одной из таких технологий и является проектная методика. Аргументируя актуальность данной темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все больше сторонников, а в ФГОС второго поколения говор...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

страница

Введение …………………………………. ………………. 2

Глава 1. Что такое метод проектов?………………… 3

1.1 Подготовка к проекту…………………………..5

1.2 Организация участников проекта…………….5

1.3 Выполнение проекта……………………………6

1.4 Презентация проекта……………………………6

1.5 Подведение итогов проектной работы………..7

Глава 2. Как метод проектов влияет на качество

обученности?..........................................................9

Заключение…………………………………………………11

Список литературы и источников………………………13

Введение

В современных условиях образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика. Аргументируя актуальность данной темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все больше сторонников, а в ФГОС второго поколения говорится следующее: « На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи)».

Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

- развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

- учить детей соединять знания (интегративная основа);

- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Применяя метод проекта внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Глава 1. Что такое метод проектов?

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему»- значит получить реальный и ощутимый результат.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте, как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и, в какой форме проектные задания включаются в учебник и какова техника их выполнения?

Я использую этот метод в разно-уровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и презентации. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект осуществляется по определенной схеме:

1.1 Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. (Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов.) Проблема проекта предлагается ученикам в скрытом виде, ее нужно выявить и сформулировать, ответив на проблемные вопросы.

1.2 Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Также, проекты могут выполняться индивидуально, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

1.3 Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, мультимедийные презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

1.4 Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, выставка, реклама, постеры, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

1.5 Подведение итогов проектной работы.

Пятый этап - контроль и подведение итогов. После презентации проектов предполагаю общую дискуссию, которую заранее продумываю. Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее 1) предлагаю ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта; 2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клеше, аргументированность высказываний.

В конце урока учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов. Организуя процесс обсуждения, стараюсь затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и степень удовлетворенности каждого участника. Вопросы для обсуждения могут быть такими:

1) Достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился? 3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего? 4)Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?

Я, разумеется, анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваю ответы.

Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, могу использовать различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы (получить карточку) за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише и.т.д. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

После оценивания работ учащихся, проекты расположены в классе несколько дней, они привлекают внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают свои недостатки. Мультимедийные презентации хранятся у меня в электронном виде и в любой момент ребята могут ими воспользоваться, кроме того, они помогают мне при подготовке уроков.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.




ГЛАВА 2 .Как метод проектов влияет на качество обученности?

Опыт работы над использованием методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на качество обучения иностранному языку".

Мною были проведены тесты, контрольные работы, в разных классах. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации и обобщение данных) в 10-11 классах, при внедрении проектной методики с ИКТ в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду повысился в среднем на 10% .

На лицо улучшение навыков устной речи (монологической и диалогической), пополнение лексического запаса в среднем звене и старших классах.

Сравнивая качество обучения по английскому языку во всех моих классах (7-11 кл.) за три года можно отметить положительную динамику:

Методика проектной деятельности позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей повседневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Например, на старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: «Я за здоровый образ жизни», «Лучшие изобретения человечества»; «Молодёжные субкультуры», «Современная музыка», «Ремейк на любимый фильм» и т.д.

Совместная работа над подготовкой проекта - это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше, когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, что мои ученики чувствуют потребность в изучении иностранных языков. Это проявляется и в их растущем желании участвовать в олимпиадах, НОУ, международных конкурсах.

Участие в олимпиадах и конкурсах:



Мои ученики показывают результаты на районных олимпиадах и конференциях НОУ:

Год

Мероприятие

Место

Класс

ФИО

2009-2010

Олимпиада

3

11а

Шелудякова В.

2010-2011

НОУ

3

Сырбу Д.

2011-2012

НОУ

3

Воробьева А.

Имея небольшой опыт работы в этой области, я все же делюсь своими методическими рекомендациями с коллегами на школьных МО, демонстрирую применение проектной методики на открытых уроках.

Заключение: метод проектов - актуальность и результативность.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Именно такие требования к образовательному процессу предъявляют сейчас Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Список литературы и источников

  • 1.Выготский Л.С. « Педагогическая психология» -М.:Педагогика-пресс,1996г.

  • 2.КолеченкоА.К. «Энциклопедия педагогических технологий». Материалы для специалистов образовательных учреждений.//Издательство СПб 2002г.

  • 3.Конышева А.В. «Современные методы обучения английскому языку»// ТетраСистемз 1993г.

  • 4.Полат Е.С. «Интернет на уроках английского языка»// Иностранные языки в школе, 2001г.,№2

  • 5.Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»// Иностранные языки в школе-2000 №2,3.

  • 6. Council of Europe, 2001b A common European Framework of Reference for Languages: Learning teaching Assessment, Cambridge: CUP. On line:culture. Coe. Int

  • 7.Сахарова Т.Е.,Зимняя И.А. «Проектная методика обучения английскому языку»// Иностранные языки в школе. 1991г. №3.



13


© 2010-2022