• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад на тему: Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика. Роль английского языка в будущей жизни ученика. Пути повышения качества знаний обучающихся

Доклад на тему: Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика. Роль английского языка в будущей жизни ученика. Пути повышения качества знаний обучающихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика. Роль моего предмета в будущей жизни ученика. Пути повышения качества знаний обучающихся».

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребёнок - личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

А радость обязательно вызовет интерес к учению».

Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

«Эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса -воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов

Роль иностранного языка в жизни школьников можно свести к следующему:

А) процесс обучения, также как и процесс игнорирования иностранного языка в школе - мощный фактор социализации школьников, особенно подростков;

Б) изучение иностранного языка в аспекте грамматики и лексики развивает логическое и абстрактное мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию детей;

В) чтение оригинальной литературы, то есть литературы на иностранном языке расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень обучающихся;

Г) изучение иностранного языка является порой решающим фактором, и если школьники еще не понимают этого, то важность статуса понимают их родители;

Д) владение иностранным языком открывает доступ в информационное пространство.

Роль иностранного языка в жизни современного молодого человека стала первой необходимостью для личностного и профессионального развития. Многие дальновидные родители давно уже поняли значимость иностранного языка в своей жизни и в будущем для своих детей. В голову приходят многочисленные вопросы о роли иностранного языка в жизни ребенка: достаточен ли резерв детской памяти, не переутомляют ли ребенка уроки, стоит ли начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте и т.д. На все эти вопросы невозможно найти однозначного ответа, ведь детям в этом смысле намного проще, чем взрослым.

Естественно, изучение иностранного языка не вредит маленьким детям, и любой ребенок на начальной стали изучения ИЯ, замотивированный играми на ИЯ и т.д. может сказать, что иностранный язык очень интересен для него. Самым важным условием является усердие и желание, роль иностранного языка в жизни важна и его изучение должно быть в радость. Но при одном условии - язык не должен быть из-под палки, невозможно дать азы знаний ребёнку лишь только потому, что так хотят его родители! Нужно и важно желание самого ребёнка изучать мир нового языка, открыть его для себя! А учителю важно преподнести этот мир во всей его красе, не отбив желание его изучать на начальной стадии обучения.

Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывается особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине,

* индивидуальные особенности.

Для себя он всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

* знания предмета

* культуры общения

* любви к детям

Конечно же хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок.

Сегодня в повышении качества обучения иностранному языку преобладают способы, основанные на творческом подходе к усвоению иностранного языка. Примеры творческих упражнений:

1) упражнение «Собираем ребенка в школу». Учащиеся разбиваются на две группы: мама и ребенок. И в игровой форме воспроизводят лексику по теме «Учеба». Например, перечисляют школьные принадлежности, говорят о том, как вести себя в школе.

2) упражнение «Ждем гостей». Лексика, употребляемая с приходом гостей: просят накрыть стол, подать посуду, проверить наличие еды, одеться в праздничную одежду и т.д.

3) упражнение «Дискуссии». Например, по темам: как интереснее путешествовать, где лучше знакомиться и т. д.

4) упражнение с применением семантических полей. Выбираются предметы по теме и не по теме. Сначала в быстром темпе читаются слова на русском языке, затем - на английском языке. Ученики определяют, какие слова не по теме.

5) упражнение «Языковая практика с носителем языка». Прослушивание диалога, понимание его, для этого преподаватель дает перевод новых слов, которые ученик запоминает за счет повтора.

Следующим способом повышения качества обучения является использование опор:

изобразительно-смысловые опоры: диафильмы, кинофильмы (ставится задача); серия рисунков (не более 3-4), объединенных по теме;

словесно-смысловые опоры: логико-синтаксические схемы. Например, я хотел бы ., но, к сожалению,…, дело в том, что… ;

опоры на уровне формирования умения. Например, ты неправ…, потому что…, в прочем, все зависит от… .

Другой способ - реализация принципа индивидуализации:

варьирование форм работы;

на обобщающих уроках рекомендовать домашнее задание по выбору;

разрешать материалы для чтения по интересу;

регулирование учебной нагрузки учеников.

Таким образом, необходимыми условиями для повышения качества обучения иностранному языку являются:

- совокупность педагогических условий, воздействующих на обеспечение качества образования учащихся;

- создание положительной мотивации на всех видах и типах учебных занятий;

- обеспечение развивающей, психологически комфортной интеллектуально-информационной среды;

- создание на учебных и внеклассных занятиях условий, способствующих проявлению потребности в саморазвитии и самореализации учащихся в деятельности, напрямую связанной с применением на практике знаний и умений.

На современном этапе, как один из способов повышения качества обучения иностранному языку, широко используются новые информационные технологии.

Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности иностранным языкам, в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.


© 2010-2022