Учебно-методическое обеспечение качества внеаудиторной работы студентов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)


Корякова Елена Валерьевна, преподаватель иностранного языка

ГАОУ СПО "Тольяттинский социально-педагогический колледж"

Россия, г. Тольятти,e-mail: [email protected]

Самостоятельная работа студентов - одно из основополагающих требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В процессе подготовки современного специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а формирование у него когнитивной компетентности, способности самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. В настоящее время меняется и сама парадигма конечной цели профессионального образования: от специалиста-исполнителя - к компетентному профессионалу-исследователю. Перемены, происходящие в системе образования, коснулись и сферы обучения иностранным языкам. Изменение социального заказа, личных интересов и потребностей учащихся, рост числа студентов, желающих владеть иностранным языком, требуют нового подхода к дисциплине «Иностранный язык», а значит и к разработке заданий для самостоятельного выполнения.

В образовательной практике средних профессиональных учебных заведений широко используется термин «внеаудиторная самостоятельная работа» (ВСР), под которым понимается спланированное, организованное и контролируемое мероприятие, выполняемое по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Следует отметить, что эта работа выполняется студентом по тщательно разработанному заданию преподавателя. В конечном итоге задания для внеаудиторной самостоятельной работы должны быть направлены на подготовку студентов к восприятию нового материала, закреплению знаний, формированию конкретных умений, профессиональных и общих компетенций, применение полученных знаний на практике.

Система ВСР многокомпонентна, можно выделить 3 этапа этой деятельности:

Первый этап - воспроизводящая активность. На этом этапе в качестве внеаудиторной самостоятельной работы студентам предлагается 1) составить словарь минимум, кроссворд по теме/тексту; 2) составить сообщение по теме, выразив свое собственное мнение о прочитанном; 3) выполнить перевод текста профессиональной направленности.

Второй этап - интерпретирующая активность - предполагает самостоятельный поиск решений при затруднениях. Обучающиеся обрабатывают аутентичные профессионально ориентированные тексты сети Интернет, готовят презентации. Работая над презентациями на иностранном языке, студенты проявляют высокий уровень ответственности, самостоятельности, демонстрируют заметные творческие способности.

Третий этап - творческий. Данный этап характеризуется стремлением перенести знания и способы деятельности в новые условия. Педагогическим средством позволяющим включить указанный механизм в действие является организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов, подготовка к участию в ролевых играх, разработка проектов, разрешение педагогических ситуаций.

Практический опыт работы показывает, что эффективность ВСР в значительной мере обусловлена качеством её учебно-методического обеспечения. Моделируя структуру учебно-методического обеспечения преподаватель должен учитывать предельный объем заданий для самостоятельной работы студентов, оптимальные затраты времени на их выполнение, вариативность практических работ, нормативные инструкции (по оформлению итогов самостоятельной работы, по оценке и самооценке самостоятельных работ).

При разработке заданий для ВСР студентов нами используется следующий алгоритм действий:

  1. Провести анализ рабочего учебного плана, требований ФГОС СПО по специальности, рабочей учебной программы.

  2. Выбрать темы для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой и внести их в технологическую карту.

  3. Определить объём, содержание, вид и формы ВСР по теме/темам и отразить необходимые позиции в технологических и модульных картах.

  4. Продумать структуру и мотивацию ВСР студентов, способы её стимулирования.

  5. Определить виды конкретных заданий для ВСР с учётом особенностей обучающихся и требований по учебной дисциплине, а также времени, которое студент должен затратить на их выполнение.

  6. Разработать систему контроля с критериями оценки предложенных заданий.

  7. Составить список основной и дополнительной литературы.

  8. Разработать и оформить элементы учебно-методического обеспечения в соответствии с действующими нормами и правилами.

Особое место в этом процессе занимает организация ВСР студентов, являющихся профессиональными спортсменами и часто выезжающими на сборы и соревнования всероссийского и федерального уровней. Такие студенты на период сборов получают от преподавателя комплект заданий и самостоятельно работают не только с заданиями входящими в ВСР, но и тем материалом, который осваивается остальными студентами непосредственно на занятиях. Для того чтобы, их внеаудиторная самостоятельная деятельность была успешной, преподавателю необходимо приложить максимум усилий и особенно внимательно отнестись к разработке таких элементов учебно-методического обеспечения как кейс студента и образовательный маршрут по дисциплине.

Кейс студента или учебно-методический комплекс по дисциплине разрабатывается преподавателем исключительно для студентов и включает в себя теоретический блок, перечень практических заданий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Например, одна из тем пофессионально-направленного модуля «Деловое и личное письмо. Past Simple Tense» представлена в кейсе студента по дисциплине «Иностранный язык» следующим образом:

Тема 4.1. Деловое и личное письмо. Past Simple Tense.

Основные понятия и термины по теме: sender's / inside address, date, salutation, opening sentence, body of the letter, closing sentence, complimentary close, signature, postscript, regular/irregular verbs, Past Simple Tense.

План изучения темы:

1. Ознакомиться с грамматическим правилом по теме.

2. Выполнить упражнения на закрепление Past Simple Tense.

3. Ознакомиться с правилами написания письма на английском языке.

4. Написать письмо-ответ английскому другу.

5. Выполнить внеаудиторную самостоятельную работу.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Структура английского письма

Любое письмо имеет соответствующую структуру, включающую определенные части. В общем, и наиболее полном виде структура письма на английском языке может быть представлена следующим образом:

1. Адрес отправителя (sender's address). Например:

25 North Road, Apt. 5 5

London W2 4RH

England

2. Дата (date). Например: September 7, 1996

3. Адрес получателя (inside address). Пишется так же, как и адрес отправителя

4. Обращение (salutation). Форма обращения в письме зависит от степени знакомства или родственных связей с лицом, которому вы адресуете письмо. Например: Dear John, Дорогой Джон или Dear Mr. Smith, Уважаемый господин/ мистер Смит

5. Первая фраза (opening sentence). Начало письма обычно состоит из слов благодарности за полученное ранее письмо или из каких-либо других фраз в зависимости от ситуации.

6. Текст письма (body of the letter).

7. Заключительная фраза (closing sentence).

8. Заключительная формула вежливости (complimentary close). В английском письменном этикете в настоящее время используется более или менее общая формула Sincerely yours, которая в зависимости от тона всего письма может восприниматься и как строго официальная, и как менее официальная, и как совершенно неофициальная.

9. Подпись отправителя (signature). После формулы вежливости ставится запятая, на следующей строке пишется имя или фамилия.

10. Постскриптум, т.е. приписка к оконченному письму (P.S. или Postscript).

Письмо на странице стандартного размера можно представить в виде схемы. Учебно-методическое обеспечение качества внеаудиторной работы студентов

Past Simple Tense (Простое прошедшее время)

Past Simple используется для обозначения действия, которое произошло в определенное время в прошлом и время совершения которого уже истекло. Для уточнения момента совершения действия в прошлом обычно используются такие слова как last year, yesterday, in 1980, …days ago и т.д.

Образование Past Simple Tense. Чтобы поставить глагол в Past Simple Tense нужно использовать его «вторую форму». Для большинства глаголов она образуется прибавлением окончания -ed: enjoy-enjoyed, close-closed. Однако, есть большая группа глаголов в английском языке (irregular verbs), образующих форму прошедшего времени не по общим правилам, для них форму прошедшего времени нужно просто запомнить.

Отрицательная форма в Past Simple образуется по следующему принципу: did+not+основной глагол в начальной форме.

Практические занятия по теме - 4 часа.

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Оформление тематической праздничной открытки на английском языке (например, рождественской)

  2. Выполнение самостоятельной контрольной работы.

  3. Составление словаря деловой лексики.

Форма контроля внеаудиторной самостоятельной работы:

- Проверка оформленной поздравительной открытки и словаря деловой лексики;

- Проверка самостоятельной контрольной работы;

- Проверка словаря деловой лексики

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Находить в тексте, переводить и употреблять в устной и письменной речи изученный грамматический материал;

  2. Писать деловые, личные письма, поздравительные открытки с учётом правил их оформления и с использованием лексики, принятой в странах изучаемого языка.

В заключение хотелось бы отметить, что качество учебно-методического обеспечения ВРС это результат кропотливой работы преподавателя и показатель его профессиональной грамотности и педагогического мастерства.

© 2010-2022