Методические рекомендации Игра как средство формирования УУД

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательно учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»



















Методические рекомендации



Игра как средство формирования УУД у учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС второго поколения.





Головнева Анастасия Александровна



















Шелехов, 2014

Аннотация

В данной работе представлена классификация игр и определены состав и характеристики УУД, формируемых при использовании разных видов

Методические рекомендации разработаны на основе собственного опыта преподавания английского языка в начальном и среднем звене общеобразовательной школы, на основе имеющейся литературы по данной теме. Методические рекомендации предназначены для учителей английского языка.











Автор:

А.А. Головнёва, учитель английского языка МКОУ СОШ №6

Пояснительная записка

В современной системе образования происходят большие изменения. Постепенно мы переходим на федеральный государственный стандарт второго поколения, что в свою очередь требует от учителя умения выстраивать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы создать условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Почему так важно формировать УУД? Потому что универсальными учебными действиями являются такие действия, которые могут пригодиться во многих жизненных ситуациях.

УУД выполняют следующие функции:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учениками УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Игра же в свою очередь рассматривается как эффективное средство формирования УУД. С помощью игры у школьников развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы, развиваются коммуникативные навыки.

Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью и способствуют усвоения материала. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере лёгкости, заинтересованности и активности детей.

Актуальность данной работы состоит в том, что виды игр рассматриваются как средство формирования УУД. В настоящий момент не найдено конкретных рекомендаций по формированию УУД на уроках английского языка посредством игр.

Цель:

Определить состав и характеристику УУД, формируемых при использовании различных видов игр на уроках английского языка.















Содержание

Универсальные учебные действия - понятие, виды………………6

Требования к играм на уроках английского языка………………..9

Виды игр:

фонетические игры……………………………………….10

орфографические игры…………………………………...13

лексические игры…………………………………………15

грамматические игры……………………………………..18

сюжетно-ролевые игры…………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………24




Универсальные учебные действия - понятие, виды.

Универсальные учебные действия - это совокупность действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ;

- синтез;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.





Требования к играм на уроках английского языка

Игры на уроке английского языка могут быть очень полезны и способствовать формированию УУД, но они должны учитывать целый ряд требований:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников, интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить: на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены, в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности и своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковый материал.

  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность.

Используя на уроках иностранного языка игровые приемы и методы, мы обеспечиваем условия для формирования УУД.

В настоящее время в литературе встречается большое количество классификаций игр, в основе которых лежат различные принципы. Нет единой классификации. В данной работе игры разделены на группы в зависимости от их целей:

  1. лексические игры;

  2. грамматические игры;

  3. фонетические игры;

  4. орфографические игры;

  5. сюжетно-ролевые игры;

Фонетические игры

Фонетическая сторона устной речи и чтения учащихся, как правило, значительно отстаёт от нормы. Возможно, потому, что на обучение фонетике отводится недостаточно времени в процессе занятий. Фонетические игры можно включать на каждый урок фонетическую зарядку.

Цели фонетических игр:

  • формировать навык звуко-буквенного соответствия;

  • формировать навык фонематического слуха;

  • формировать произносительные навыки.

При использовании фонетических игр на уроке иностранного языка формируются следующие УУД:

Личностные

  1. Уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.

  2. Желание осваивать новые виды деятельности.

  3. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Регулятивные

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные

  1. Выполнять анализ (выделение признаков).

  2. Использовать знаково-символичные средства.

  3. Выстраивать логическую цепь рассуждений.

  4. Уметь соотнести графический образ слова с его звуковым образом.

  5. Наблюдать, сравнивать элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений).

Коммуникативные

  1. Проявлять активность во взаимодействии.

Слушать собеседника.

Примеры фонетических игр:

Какой звук я задумала?

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Назови слово (игра с предметом). Ведущий бросает мяч участникам игры по очереди, называя звук, ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

Назови слово

Ведущий бросает мяч участникам игры по очереди, называя звук, ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

Кто быстрее? (назвать слово с определенного звука)

Учитель называет звук или показывает карточку с транскрипцией, ученики должны назвать слово, которое начинается с этого звука

Игра с разрезным алфавитом "What sound is this?"

Вариант1

Буквы складываются стопочкой изображением вниз, ученики берут букву сверху и называют звук, который дает эта буква или слово, которое начинается с данной буквы. При правильном ответе карточка остается у ребенка, при неправильном ответе кладется под низ стопы.

Вариант 2

Учитель показывает изображение транскрипционного значка и называет звук, дети должны ответить "True" или "False".

Вариант 3

Учитель показывает транскрипционный значок, дети должны сказать, какие буквы дают тот или иной звук.

Какое слово звучит?

Ученикам предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1.

Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

Вариант 2.

Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.

Рифмованный пинг-понг.

Ученикам предлагается найти слова, которые рифмуются между собой, например один ученик говорит слово map, другой ученик отвечает lamp, и т.д. Ученикам можно предложить уже составленный список слов, а можно дать только слова, к которым нужно подобрать рифму. Это вариант подойдет для учеников на более продвинутом уровне. Лексика может быть самой разнообразной, эту игру можно использовать в любом классе.

Эхо «Как говорят английские животные»

Ученики повторяют за учителем построчно стихотворение «Bow-wow Says the Dog»

Bow-wow, says the dog,

Mew-mew, says the cat,

Grunt-grunt, goes the hog,

And squeak, goes the rat.

Tu-whoo, says the owl,

Caw-caw, says the crow,

Quack-quack, says the duck,

And what cuckoos say you know

Отдельно хотелось бы упомянуть фонетические сказки, так как они вызывают неподдельный интерес к учению.

Цель таких сказок развивать фонематический слух у учащихся. Учитель предлагает помочь рассказать сказку, поощряя детей за правильно произнесенные звуки жетонами. Подведя итог можно вручить знак отличия, например, медаль «За лучшее произношение». Сказок существует очень много. Учитель сам может внести коррективы в предложенные сказки см. Приложение 1 или же придумать сказку самостоятельно.









Орфографические игры

Цель: закрепить навыки правописания английских слов.

При использовании орфографических игр формируются следующие УУД:

Личностные

  1. Желание осваивать новые виды деятельности.

  2. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

  3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  3. Волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные

  1. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

  2. Выполнять анализ (выделение признаков),

  3. Использовать знаково-символичные средства.

  4. Выстраивать логическую цепь рассуждений.

  5. Уметь соотнести графический образ слова с его звуковым образом.

  6. Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель.

Коммуникативные

  1. Проявлять активность во взаимодействии.

  2. Слушать собеседника.

  3. Уметь задавать вопросы.

  4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К орфографическим играм можно отнести всевозможные кроссворды, сканворды, анаграммы, чайнворды. См. Приложение 2

Fill in the missing letters
Ведущий (учитель) пишет на доске слова, в каждом из которых пропущена одна буква. Затем он произносит звук и просит детей вставить соответствующую букву в слово и назвать её.

Alphabet train
Ведущий по очереди вызывает детей из каждой команды и предлагает им повторить предложение My train is carrying …, добавляя слово, которое начинается с первой, второй, третьей буквы алфавита.
Pupil 1: My train is carrying apples.
Pupil 2: My train is carrying apples and bread.
Ученик, который не смог быстро повторить предложение с новым словом, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Так как детям может быть трудно подобрать слова на букву q, z, x, ведущий может достать подсказки - картинки с изображением предметов, начинающихся на эти буквы.

Anagrams
В этой орфографической игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова записывают на доске.
Ten - net
Take - Kate
Tea - eat
Race - care
Mile - lime
Lain - nail
Deal - lead
Act - cat
State - taste
Saw - was
Knee - keen
Tar - art

Королевство THE ABC

Для игры понадобится разрезной алфавит, атрибуты для королевы. В роли королевы выступает или учитель или ученик, королева зовет в гости жителей королевства, называет слова по-английски, например dog, frog и т.д. Ребята выходят с буквами, составляющими данное слово и выстраиваются так, чтобы получилось слово.

Лексические игры

Цели:

  • тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

  • развивать речевую реакцию учащихся;

Лексические игры разнообразны, они способствуют формированию всех видов УУД.

Личностные

  1. Уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.

  2. Желание осваивать новые виды деятельности.

  3. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

  4. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

  5. действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  3. Способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные

  1. Выполнять анализ (выделение признаков).

  2. Использовать знаково-символичные средства.

  3. Выстраивать логическую цепь рассуждений.

  4. Уметь соотнести графический образ слова с его звуковым образом.

  5. Построение логической цепи рассуждений.

  6. Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель.

  7. Постановка и формулирование проблемы.

  8. Обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация.

  9. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные

  1. проявлять активность во взаимодействии

  2. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  3. управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

  4. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка

  5. слушать собеседника

Примеры лексических игр:

I see…

Учитель предлагает ребятам наборы одинаковых картинок, один из учеников описывает картинку, остальные должны догадаться, какую картинку описывает ученик. Эта игра как нельзя, кстати, подходит для закрепления лексики по темам «Одежда», «Еда», «Мебель», «Дом», «Достопримечательности» и т.д. см. Приложение 3

Бинго

Карточки для игры «Бинго» можно легко создать с помощью сайта dltk-cards.com/bingo/ на любую тему. Карточки для игры представлены также в Приложении 4

Кроссворды, анаграммы, криптограммы.

Здесь прилагается список ссылок, которыми можно воспользоваться при подборе кроссвордов, чайнвордов, анаграмм.

dltk-cards.com/dominos/index.htm

dltk-holidays.com/xmas/m-crossword.htm

dltk-holidays.com/valentines/index.htm

dltk-holidays.com/easter/index.html

coloring.ws/holidays.htm

Игра «Max the Cat» (с аудиоприложением)

Ребятам предлагается просмотреть мультфильм про кота Макса, пропеть представленные 3 формы глагола, затем с помощью 2 части проверить, как дети запомнили предложенный материал. 3 формы глагола можно проверить как устно, так и письменно. Мультфильм можно найти по данной ссылке

youtube.com/watch?v=Ov2v50af7bo

youtube.com/watch?v=18NlPMAiWXQ

youtube.com/watch?v=gWSESCNvf4k

Снежный ком (с использованием карточек)

Ребятам предлагается взять карточки по определенной теме и по порядку назвать лексические единицы. Первый называет свое слово, второй называет предыдущее слово и свое слово и т.д. Карточки по теме «Одежда» представлены в приложении.

Кто я?

Ученикам предлагается описать одноклассникам по карточке животное не называя его, ученики должны догадаться, о ком идет речь. С помощью этой игры можно повторить лексические единицы по теме части тела, цвета, счет и т.д.

Сортировщик (Sorter)

Эта игра проводится по окончании изучения нескольких тем. Цель игры - рассортировать предложенные картинки или слова на карточках по темам, например «Одежда», «Семья», «Достопримечательности», «Загрязнение окружающей среды» и т.д.

Многие из представленных игр могут проводиться как попарно, в группе, так и фронтально, индивидуально с каждым. Некоторые лексические игры дети могут использовать не только на уроках, но и дома.





Грамматические игры

Цели:

  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

Грамматические игры так же направлены на формирование всех видов УУД:

Личностные

  1. Уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.

  2. Желание осваивать новые виды деятельности.

  3. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

  4. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

  5. Действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  3. Волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные

  1. Выполнять анализ (выделение признаков).

  2. Использовать знаково-символичные средства.

  3. Выстраивать логическую цепь рассуждений.

  4. Уметь соотнести графический образ слова с его звуковым образом.

  5. Построение логической цепи рассуждений.

  6. Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель.

  7. Постановка и формулирование проблемы .

  8. Обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация.

  9. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные

  1. Проявлять активность во взаимодействии.

  2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  3. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  4. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.

  5. Слушать собеседника.

  6. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ия, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности.

  7. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  8. Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.

Примеры грамматических игр:

The Kingdom To Be

Эта игра предназначена для детей 2, 3 классов. Все дети разбирают роли, предложенные учителем (вытягивают название роли на листочках). Роли:

Король to be

Сыновья am, is, are

Верноподанные I, you, he, she, we, they

Учитель начинает сказку о том, как жил был король, были у него сыновья. Устроили однажды сыновья бал и пригласили своих верноподданных. Дети - верноподданные идут в гости к «глаголам-связкам» в соответствии со спряжением.

Составь вопрос

Учитель зачитывает предложение. Показывает вопросительные слова. Ученики задают вопросы к предложению, начинающие с этих вопросительных слов. Эту игру можно проводить в устной и письменной форме. Например, Alice read books very often.

Вопросительные слова (Who, What When)

Жадина

Эта игра позволяет отработать притяжательные местоимения и притяжательный падеж. Учитель берет чей-либо предмет и говорит: "It's my pen". Ученики отвечают "No, it's Lena's pen".

Исправь ошибку

Ученикам предлагается текст с грамматическими ошибками на то или иное правило, дается лимит времени, ученик должен найти все ошибки. Эта игра может проводиться в паре или даже в микрогруппе.

Такие игры позволяют учителю исправить ошибки учеников быстро, по ходу дела, делают процесс обучения более легким и менее утомительным, а это усиливает мотивацию к обучению и способствует прочному усвоению знаний об английском глаголе.

В основном обучающие игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. какую бы направленность ни имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам. Многие игры многофункциональны при наличии четкого и богатого игрового инструментария.











Сюжетно-ролевые игры также важны в процессе обучения иностранным языкам. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению.

Цели:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации;

  • развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую реакцию в процессе коммуникации;

  • научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности.

  • развить речевую творческую активность учащихся.

При использовании сюжетно-ролевых игр формируются следующие виды УУД:

Личностные

  1. Нравственно-этическая ориентация.

  2. Осознание ответственности за общее дело.

  3. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

  4. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в деятельности.

  5. Самоопределение.

Регулятивные

  1. Осуществление планирования деятельности с учетом конечного результата.

  2. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения отличий от эталона.

  3. Выделение осознания качества того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осознание качества уровня усвоения.

Познавательные

  1. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

  2. Структурирование знаний.

  3. Осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  5. Рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса результатов деятельности.

  6. Извлечение необходимой информации прослушанных текстов различных жанров.

  7. Свободную ориентацию восприятия текстов.

  8. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

  9. Постановка формулирования проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  10. Преобразование моделей с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  11. Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  12. Построение логической цепи рассуждений.

  13. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  3. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решений и его реализация.

  4. Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  6. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими формами речи и синтаксическими нормами родного языка

К сюжетно-ролевым играм относятся всевозможные инсценировки, диалоги в ситуациях, приближенных к жизненным, например:

В магазине

1: Good morning!

2: I want to buy a toy.

1: We have hens, chicks, rabbits, frogs, monkeys, wolves, foxes…

2: Show me the fox, please.

1: Take it, please.

2: I like it. How much is the fox?

1: One hundred rubles.

2: I shall take it.

1: Take it, please.

2: Thank you, good-bye!

1: Good- bye!

Интервью

Построение диалога-расспроса. Учитель, а затем и один из учеников выступает в роли репортера, и берет интервью у своих одноклассников. В разных классах могут быть разные вопросы. Для этой игры обязательно должны быть атрибуты: микрофон, камера, можно даже записать на камеру телефона. Вопросы могут быть предложены и учителем,

Сюжетно-ролевая игра на основе рифмовок, например:

  • Who is that?

  • It`s your mother, Pussy-cat.

  • What do you want? - A piece of milk.

  • Where is your money? - In a pocket.

  • Where is your pocket? - I forgot it.

  • Oh, silly pussy-cat, don`t forget,
    don`t forget.

Moo, cow. Moo, cow.

How do you do, cow?

Very well, thank you!

Moo, moo, moo.

Little mouse, little mouse,

Very is your house?

Oh, I'm a poor mouse.

I have no house.

В данных методических рекомендациях игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии

Приложение 1

Сказка про язычок
для обучения фонетике детей дошкольного и младшего школьного возраста

1 вариант

У нас в ротике живет язычок. Наш рот - это его домик. Посмотрите, в нашем доме есть пол, потолок, стены.

И у язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот), теперь закрой(закрываем рот). Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую и прыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку!

Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la]. (Пусть дети повторяют за вами, при первом знакомстве со сказкой не стоит добиваться правильного произнесения звуков. Нужно лишь, при необходимости, обратить внимание детей на положение языка - язычок поет не на зубках, а на горке.)

Язычок очень любит читать сказки. Но у него в домике темно. Поэтому, когда он читает, ему приходится зажигать свечку. А когда язычок ложится спать, он тушит свечку вот так: [h-h-h]

Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так: [t t t].

Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра [w w w].

Вдруг пошел дождь и язычок спрятался в домик. Он сидит на горке и слушает, как по крыше стучит дождик [d d d].

А во дворе у язычка живет собачка. Это очень добрая собачка, когда она встречает своего друга, она радостно рычит: [r-r-r]. (Некоторые дети пытаются воспроизвести русский "Р", поставив язык на альвеолы. Мы объясняем детям, что наша собачка добрая и рычит не сердито, а очень легко, язычок должен быть за горкой. Если не получается, просим детей подвинуть язычок еще дальше за горку.)

В саду у язычка живет его знакомая пчелка. Она приветствует его так: (звонкий английский звук, передаваемый буквосочетанием th). Язычку нужно выглянуть наружу, чтобы прожужжать в ответ. Выгляни, язычок, на улицу, попробуй пожужжать!

А в корнях большого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: [θ θ θ]. Чтобы ответить на приветствие, язычку снова нужно выглянуть из домика. Давайте попробуем: [θ θ θ].

Во дворе у язычка гуляют гуси. Они гогочут: [g g g]. (Русскоязычные дети часто оглушают английский конечный звонкий g, поэтому мы каждый раз напоминаем детям что в этом слове в конце гогочут гуси, например - a dog.)

Однажды язычок заболел и закашлял: [k k k]. (с придыханием) он, конечно, быстро поправился и навестил всех своих друзей. (Можно еще раз повторить звуки.)

Не обязательно рассказывать всю сказку до конца на первом занятии. Можно рассказать лишь о некоторых звуках, более подробно останавливаясь на тех, которые уже будут использованы на занятии. Например, на первом занятии мы можем отработать приветствие "Hello!". Для этого мы напоминаем детям, что язычок сначала тушит свечку [h], а потом поет на горке [l].
источник solnet.ee/

2 вариант

В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку - [w-w-w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле - [p-p-p].
О приближающемся дожде предупреждала сова - [u-u-u].
Ей поддакивали вороны, но вместо "да" слышно было только - .
А гуси возмущались - [g-g-g].
Мама-кошка звала своих котят - [ks-ks-ks].
Слышалось фырканье ежей - [f-v-f-v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала - [m-m-m].
А из далека слышалось рычание английской собаки - [r-r-r].
В этом лесу жил-поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике рядом с каруселями, так как любил кататься на каруселях - круговые движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях - вертикальные движения языка вверх-вниз.
Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь - [p-p-p], ни ветер - [w-w-w]. Нагуляется, накатается, замерзнет, задрожит - , зачихает - , закашляет - [k-k-k].
Прибежит домой и греет свои ручки - [h-h-h].
И вдруг стук в окошко - [d-d-d], [t-t-t] - это подружки язычка пчелки прилетели, английские - и русские - [z-z-z]. Узнали что язычок замерз и угощают его мёдом - . Поел язычок мёда и согрелся.
Прилетели шмели, русские - [s-s-s], английские - , принесли конфеты нашему язычку, чтобы развеселить его, а он ест и облизывается (сначала проводит кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней).
Навестить его пришла подружка-ежиха. У неё много маленьких ежат. Испекла она им пироги с ванилином, но в один положила два пакетика ванилина - [w] (две галочки), в другой - один - [v] (одна галочка). Едят ежи первый пирог, очень-очень сладкий он, они сдувают ванилин с губ - [w-w-w], а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими зубками нижнюю губу - [v-v-v].
Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают книги, радуются - [ai-ai-ai], смеются - [oi-oi-oi]. Начитались интересных книжек и заснули. Не будем их будить - .

Источник eng.1september.ru/

3 вариант

Путешествуя однажды по волшебной стране, встретил Язычок пчелу - англичанку Жужжу и понравилось ему ее милое жужжание [d-d-d]. Попробовал он пожужжать, но у него получился русский звук [з-з-з]. Видит пчелка, плохо получается. Решила помочь: "Положи кончик языка между зубами и произнеси [з-з-з], получится английский звук [d-d-d]". Так Язычок и пчелка Жужжу подружились, идут и жужжат [d-d-d]. А вокруг летают пчелки: то близко [d-d-dis], а то далеко [d-d-t].

А в другой сказке отрабатывается звук [Ө ].

Язычок заблудился в лесу. А в лесу жила злая Змея. Когда к ней кто-нибудь приближался, она сердито шипела: "С-с-с". Из-за этого все звери боялись дружить со Змеей. А сегодня она очень грустная, у нее день рождения, а она одна, без друзей.

Пожалел Змею Язычок и решил сделать подарок к дню рождения - научить произносить добрый звук [Ө]. Пофантазируем, на что он похож? Верхние и нижние зубы пусть будут "хлебом", а язычок "сыром" (или другой начинкой). Положи "язычок-сыр" между "зубами-хлебом" и чуть-чуть прикуси, чтобы "сыр" не упал. А теперь скажи: "С-с-с", получится звук [ Ө]. Змея попробовала и у нее получилось [Ө ]. "Thank You", - обрадовалась змея. Язычок спел ей песню "Happy birthday".

А вот фонетическая сказка на довольно сложный с точки зрения артикуляции звук [w].

Язычок познакомился в одном из своих путешествий с волшебным паровозиком из Ромашково. Паровозик бежит вперед. У него круглая труба. И мы вытянем вперед губы и округлим их. А как паровозик выпустит дым из трубы? Вот так: [w-w-w]. Паровозик предлагает детям прокатиться. Они строятся друг за другом и едут вперед: [w-w-w]. А вот мы и на поляне. Отдохнем. Мы забыли познакомиться с нашим новым другом [w-w]:t wz jc: newm?]. После того, как дети выучат фразу, они разучивают песенку "What is your name?" Паровозик отвечает, что его зовут "Puff" и дарит детям на память ромашки.

Сюжеты сказок, которые учитель может творчески реализовать на своих уроках:

  1. Встреча Язычка со слоненком (отработка звука [t]).

  2. Язычок и иголка (отработка звука [w]).

  3. Язычок и большое окошко (отработка звука [ ʧ]).

  4. Язычок и стреляющее ружье (отработка звука [ ʧ]).

  5. Язычок и замерзшие ладошки (отработка звука [h]).

  6. Язычок и ракета (отработка звука [r]) и т.д.

Источник websib.ru/

4 вариант

Попрыгунчик:
Произнеси русский звук [н], а теперь продвинь язычок немного назад, нащупай за верхними зубами маленькие бугорки и произнеси английский звук /n/ - он более упругий, воздух идет через нос. Пусть язычок попрыгает на этих бугорках, как на батуте: /n-n-n/. Потом произнеси со всеми гласными: /ni-nu-nә/ и пр.

Песенка:
Язычку захотелось петь. Подпевай! [ла-ла-ла] - это по-русски, а чтобы спеть по-английски, поставь язычок на бугорки за верхними зубами. Произнеси: /l-l-l/, а теперь с гласными: /lɒ-lɒ-lɒ, /lʌ -lʌ-lʌ/, /lu:-lu:-lu:/ - получилась английская песенка!

Тормози!
А теперь представь, что ты - водитель автомобиля, едешь, рулишь и чуть-чуть улыбаешься. Вдруг на светофоре зажигается красный свет! Тормози! - /ә:- ә:- ә:/. Чтобы произнести этот трудный звук, нужно немножко растянуть губы в улыбке и приоткрыть ротик: /ә:/. Помни, что звук /ә:/ не должен быть похож на русское [э] или [ё]. потренируйся несколько раз /ә:- ә:- ә:/, а потом в слогах /sә:-hә:-tә:/.

Змея:
Русский звук [ш] шипит, как змея. Пошипи: [ш-ш-ш]. А «английская змея» шипит иначе - немного мягче. Приоткрой рот, раздвинь губки, а серединку языка приподними: /ʃ-ʃ-ʃ/. Попробуй теперь "пошипеть" слогами: /ʃi:-ʃә:-ʃu:/.

Стрелялка:
Произнеси звук /tʃ/, а потом добавь к нему голос - /dʒ/. Звук должен получиться отрывистый и звонкий, как выстрел в компьютерной игре. Попробуй так же пострелять слогами: /dʒi, dʒu, dʒe, dʒʌ/

Простуженный звук:
Открой рот, упри язычок в нижние зубы и выпускай воздух через нос. Получился звук /ŋ/. Правда похоже, что звук простудился? Попробуй произнести его правильно в словах: morning, sing, bring, evening, long и др.

Всегда твердый:
В английском языке нет мягких звуков. Постарайся произносить твердо первый звук в каждом из слов: sit, milk, let, tea, sing, sister, lips и др.

Открыть - приоткрыть
В английском есть два звука, которые очень похожи и которые легко спутать. Это звуки /æ/ и /e/. Но путать их никак нельзя! Ты же не хочешь, чтобы слово bed (кровать) превратилось в слово bad (плохой)? Тогда запоминай: для звука /æ/ открывай рот пошире, а для звука /e/ только немного приоткрой.

Птичка и лягушка:
Округли губки, чуть вытяни их вперед и произнеси звук /w/. Не забывай, что не следует при этом прикусывать нижнюю губку, как при произнесении звука /v/. А теперь, не меняя положения губ, попробуй соединить этот звук с другими: /tw-tw-tw/, /kw-kw-kw/. Повтори слоги /twi-twi-twi/, /kwa-kwa-kwa/ - как будто разговаривают птичка и лягушка.

Ревушка, не плач!
Английский звук /tʃ/ произносится тверже, чем русский звук [ч]. Губки выдвини и приоткрой, язычком коснись бугорков за верхними зубами и произнеси: /tʃ-tʃ-tʃ/. Правда же, похоже на то, как успокаивают реву?

Короткий и длинный:
Гласные звуки в английском языке бывают короткие и длинные. Например: /u/ и /u:/, /i/ и /i:/, /ʌ/ и /a:/, /ɒ/ и /ɔ:. Постарайся не путать их в словах, иначе превратишь бедную овечку (sheep) в корабль (ship)!

Такую звуковую зарядку Вы найдете в книге Е. Левко I like English (1, 2, 3 части). Она представлена здесь с забавными картинками, что повысит интерес ребенка к ее восприятию. Закрепить произношение звуков поможет таблица:

/i/

ship, six, fish, pig, sister, skip, drink, sing, milk, pink

/i:/

sheep, tree, meat, beet, cheese, see, eat, sleep, tea, see

/ʌ/

cup, uncle, duck, sun, mother, jump, run, plum, bus

/a:/

park, bath, car, grass, star, arm, scarf, father, vase

/ɒ/

dog, frog, box, block, shop, fox, forest, socks, body

/ɔ:/

ball, four, small, fork, saucer, door, draw, horse

/u/

put, wolf, cook, good, look, football, foot, book

/u:/

boot, two, spoon, pupil, soup, juice, afternoon, blue

Источник uchimdoma.ru/

Поход в зоопарк

Язычок сегодня проснулся рано утром, открыл свои шторки [w-w-w], открыл окно [m-m-m]. На улице стояла великолепная погода и наш язычок решил отправиться в зоопарк. Когда он пришел в зоопарк, то увидел огромного льва, лев зарычал [r-r-r], обезьянки в клетке о чем-то переговаривались [a] [i] [o], слон обливался водой [s-s-s], пони катал ребят по кругу, цокая копытцами [t-t-t]. Язычок был в прекрасном настроении, он отправился к клетке с попугаями и вместе с ними спел веселую песенку [la-la-la] [na-na-na]. Вдоль дорожек росли прекрасные цветы, а пчелки-трудяги собирали с них нектар [ð-ð-ð]. Язычок довольный вернулся домой, Перед сном он вспомнил о своем походе и сказал: "Good!" Пожелал спокойной ночи: "Good night!"



Список использованной литературы

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. /Ю.А. Конаржевский. - М: Педагогический поиск, 2000. - 126с.

  2. Кульневич С.В. Современный урок. - Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Кульневич С.В. Анализ современного урока. Волгоград: Учитель, 1999.

  4. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести современный урок. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Примерные программы начального общего образования: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч.1./ред.совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2008.- 317с.

  6. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шияно. - М.: Академия, 2004. - 576с.

  7. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. - М.: Каро, 2007.

  8. Щуркова Н.Я. Культура современного урока/ Н.Я Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114с.

  9. nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-0

  10. uchportal.ru/publ/15-1-0-1379

  11. pedsovet.su/load/113-1-0-38154

  12. festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=163&Itemid=57

  13. festival.1september.ru/articles/538362/

  14. dltk-cards.com/dominos/index.htm

  15. dltk-holidays.com/xmas/m-crossword.htm

  16. dltk-holidays.com/valentines/index.htm

  17. dltk-holidays.com/easter/index.html

  18. coloring.ws/holidays.htm

  19. youtube.com/watch?v=Ov2v50af7bo

27


© 2010-2022