- Преподавателю
- Иностранные языки
- Исследовательская работа Добро всегда побеждает зло (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена)
Исследовательская работа Добро всегда побеждает зло (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вайся Н.А. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Йошкар-Олы»
III Поволжский научно-образовательный форум школьников
«Мой первый шаг в науку»
Клуб юных исследователей
Исследовательская работа
Добро всегда побеждает зло
(по мотивам сказок Г.Х.Андерсена)
Выполнила Мосунова Татьяна
обучающаяся 4 «б» класса
Руководитель: Вайся Нина Анатольевна,
учитель английского языка
г. Йошкар-Ола
2015 г.
Оглавление
Введение
Меня зовут Мосунова Татьяна. Я учусь в 4 «Б» классе. На уроках литературного чтения мы постоянно читаем и обсуждаем сказки разных жанров. Читая сказки, мы часто сталкиваемся с фразой: «Добро всегда побеждает зло». А в реальной жизни всегда ли добро побеждает зло? Что нужно сделать, чтобы наша жизнь стала добрее? Я задумалась над этим вопросом и мне захотелось понять истину добра.
Тема работы: «Добро побеждает зло» (по материалам сказок Г.Х.Андерсена). В работе рассматривается проблема существования и влияния сути добра не только в сказках, но и в реальной жизни.
Цель: доказать положительное влияние добра не только в сказках Г.Х.Андерсена, но и в окружающей нас жизни.
Задачи:
-
Понять суть добра;
-
Прочитать и проанализировать сказки Г.Х. Андерсена;
-
Провести опрос среди одноклассников с последующей обработкой данных;
-
Представить результаты исследования в виде диаграмм;
-
Разработать и провести викторину по сказкам Андерсена;
-
Разработать правила доброго и внимательного отношения друг к другу и рекомендовать их своим одноклассникам;
Для достижения поставленных задач были отобраны следующие методы исследования:
-
изучение и анализ сказок Андерсена;
-
поиск полезных источников в Интернете;
-
беседа со своими одноклассниками;
-
проведение опроса-анкетирования среди ребят в нашем классе с последующей обработкой данных и графическими представлениями результатов;
-
разработка задания к викторине;
-
разработка памятки «Твори добро» для обучающихся младших классов
Гипотеза: я предполагаю и хочу верить, что добро побеждает зло не только в сказках, но и в реальной жизни, что добрых людей гораздо больше, чем злых.
Практическая значимость исследования:
-
выступление на классных часах перед сверстниками и обучающимися младших классов о сути добра, человечности, сопереживании и сострадании, без которых человек - не человек;
-
выступление на конференциях различного уровня;
-
выступление на школьных родительских собраниях.
Продукты проекта:
-
презентация;
-
задания к викторине «Мир сказок Андерсена удивителен» (Приложение 2);
-
памятка «Твори добро» (правила и советы для обучающихся младших классов) (Приложение 3).
Объект исследования: обучающиеся
Предмет исследования: сказки Г.Х. Андерсена;
1.Основная часть
1.1 Творчество Г.Х. Андерсена и его сказки
Ганс Христиан Андерсен - знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений родился в 1805г. в старинном городе Оденсе в семье сапожника.
Но уже в раннем творчестве Андерсена отчетливо проявилась склонность поэта к сказке. С детства он увлекался театром и писал пьесы. Андерсен очень любил детей и часто развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им «истории, которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок».[2]
Андерсен написал очень много сказок. Мне нравятся в его сказках интересные сюжеты, герои и приключения, которые с ними случаются. Он пишет простым языком и поэтому читается очень легко.
В своих сказках Андерсен показывает «чудесное» в самых простых предметах и явлениях и подчеркивает обыденное, простое в «волшебном» мире. Его неодушевленные предметы приобретают человеческую душу.[2]
Что касается произведений, то я прочитала такие сказки как: «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка», а «Огниво» и «Принцесса на горошине» смотрела по телеканалу.
1.2 Сказка «Снежная Королева»
Я заметила, что добро и зло - вот те две силы, которые противостоят друг другу в его сказках. А что такое добро и зло? В Толковом словаре Ожегова «добро» означает нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. А «зло» - это 1.нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок; 2.беда, несчастье, неприятность.[1]
Одной из моих любимых сказок является «Снежная Королева».
Мне нравится эта сказка потому, что главная героиня - простая, смелая девочка Герда выступает против самой злой, могущественной Снежной Королевы и непобедимого коварного тролля. Никакая сила не может противостоять им. Но доброта и отвага Герды привлекает на свою сторону и людей, и животных. Но главная суть этой сказки - это утверждение активности силы добра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда. Эта сказка утверждает силу добра, огромную силу гуманности.
1.3 Сказка «Дикие лебеди»
Андерсен в своих сказках всегда использует добро и правду, в противостоянии темным силам - зле. В центре его сказок - неизменно добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.
Герои его добрые, честные, смелые и во имя добра готовы пожертвовать всем, полностью забыв о себе. Например, в сказке «Дикие лебеди» Элиза очень любит своих братьев. И это огромное чувство любви к своим братьям, помогает ей пройти через все испытания. Она также самоотверженная и трудолюбивая. Она, болезненно обжигая свои нежные пальцы, шьет из острой крапивы, одиннадцать рубашек, которые могут спасти братьев; идет против своего страха, противостоит сказочной колдунье, ищет братьев по болотам и полям, крепко хранит молчание - ведь если она заговорит, братья навечно останутся лебедями.[2]
1.4 Сказка «Стойкий оловянный солдатик»
Герой сказки «Стойкий оловянный солдатик», прошедший множество испытаний, - отражение человеческого достоинства и воли, идеал самоотверженности. Один маленький мальчик подарил писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть.
Главный смысл сказки - это вера в победу, вера в силу добра в противостоянии зла.[2]
1.5 Сказка «Русалочка»
Одной из самых прекрасных и добрых сказок Андерсена - «Русалочка». Русалочки являются воплощением благородства, доброты и красоты. Заветная мечта Русалочки - не только добиться любви принца, но и обрести человеческую душу. Она спасает принца, совершая, тем самым, добро для человека и погибает в волнах. Самое большое испытание выпадает на ее долю, когда сестры приносят ей нож для того, чтобы убить принца и вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца она погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить любимого. Я считаю, что любовь всегда совершает добро, она не может быть злой. И поэтому Русалочка выбирает себе смерть, тем самым, подарив принцу жизнь и счастье. Ее любовь и добрые дела дают ей возможность обрести бессмертную душу. Здесь идет борьба светлых, добрых чувств с темными силами.
Главная суть этой сказки, прежде всего, огромная вера в силу добра[2]. 1.6 Анкетирование
Мною проведен опрос-анкетирование «Что я знаю о добре и зле в сказках Андерсена»? в своем классе. В анкетировании приняли участие 23 одноклассника. Я предложила ответить на несколько вопросов:
-
Как вы считаете, что такое добро в вашем понимании?
-
Делали ли вы добро когда- либо?
-
Кому вы делали добро?
-
Знаете ли вы сказки Андерсена?
-
Существует ли добро в сказках Андерсена?
-
Согласны ли вы с утверждением «Добро всегда побеждает зло»?
На первый вопрос восемнадцать опрошенных дали ответ, что добро - это «когда ты делаешь приятное для других» (100%). На второй вопрос ответили утвердительно все обучающиеся (100%). На третий вопрос 61% ответили - родственникам, 22% - одноклассникам и 17% - многим. На четвертый и пятый вопросы ответили утвердительно все респонденты (100%). На шестой вопрос ответили «да» - 94% и «иногда» -6%. (Приложение 1)
Таким образом, в результате исследований, гипотеза подтвердились, что творивших добро людей больше в окружающем нас мире.
2. Вывод
Мною проведена исследовательская работа по материалам сказок Г.Х.Андерсена. Цель исследования достигнута. В ходе проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: все ребята стараются быть добрыми, совершают хорошие поступки и уважительно относятся друг к другу и к окружающим. В этом им помогают родители, учителя и сказки Андерсена. В своей работе отношение одноклассников к добру и злу я показала через анкетирование и через мое выступление перед ними о сути добра, человечности, сопереживании, сострадании, без которых человек - не человек.
Поставленные задачи выполнены: изучены понятия «добра» и «зла»; проанализированы сказки Андерсена; разработана памятка о правилах доброго и уважительного отношения к окружающим людям; разработана и проведена викторина по сказкам Андерсена; проведен опрос-анкетирование; результаты обработаны и представлены в виде диаграммы.
Заключение
Я согласна с пословицей «Добро всегда побеждает зло» и оно побеждает не только в сказках, но и в реальной жизни, что добрых людей гораздо больше, чем злых в окружающем нас мире. Считаю, что эта работа подтолкнет многих людей задуматься о своей жизни и у них возникнет желание помогать людям больше, стать добрыми, воспитанными, доброжелательными и уважительней относиться друг к другу.
Новизна моей работы заключается в том, что я показала, что и в сказках и в реальной жизни во все времена всегда ценились и ценятся в человеке такие качества, как доброта, порядочность, честность, самопожертвование, милосердие, любовь к людям. Поделись своей добротой, и она победит зло!
Список использованной литературы
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., «Советская энциклопедия», 1964 г. - 846с.
-
Василевич Г.Н. Библиотека зарубежных сказок: для детей: в 9 т./ Пер. с дат./ Ханс Кристиан Андерсен; - Мн.: «Фридригер», 1993г. - 304c.
-
5class.ru/107-sochinenie-na-temu-dobro-i-zlo-v-skazke-andersena-snezhnaya-koroleva.html.
Приложения (Приложение 1)
Результаты анкетирования обучающихся 4 «б» класса
Диаграмма 3
Диаграмма 2
Диаграмма 1
(Приложение 1 продолжение)
Диаграмма 6
Диаграмма 5
Диаграмма 4
(Приложение 2)
Проведение анкетирования и викторины
(Приложение 3)
Викторина «Мир сказок Андерсена удивителен»
1. В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)
-
Швеция
-
Германия
-
Дания
2 .Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:
-
«Гадкий утенок»
-
«Дикие лебеди»
-
«Золотой гусь» (братья Гримм)
3. Определите лишний предмет из сказки «Огниво».
-
Монеты
-
Сабля
-
Оловянный солдатик
4. Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»
-
Русалочка»
-
«Свинопас»
-
«Оле-Лукойе»
5. Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным»
-
Кай
-
Герда
-
Солдат
6. Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».
-
Петер
-
Иоганнес
-
Кай
7. В кого превратился Гадкий утенок?
-
Утку
-
Лебедя
-
Павлина
Приложение 4
Памятка «Твори добро»
Правила дружбы и доброты «Твори добро»
-
Не ссорится
-
Уступать друг другу
-
Не бояться просить прощения, если обидел друга
-
Не грубить, быть вежливым
-
Не злиться
-
Не жадничать
-
Помогать другу
-
Быть честным
-
Быть вежливым
-
Доверять друг другу
-
Делиться успехами и неудачами
-
Не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать ее
-
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.