Интегрированный урок в 10 классе немецкого языка и физики по теме «Wissen ist Macht» («Знание – сила»)

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 10 классе

немецкого языка и физики по теме «Wissen ist Macht» («Знание - сила»).

Подтема: «Wissenschaflert und Wissenschaft» («Наука и учёные»).

Это - второй урок по данной теме.

Цели и задачи:

1. Познакомить с новой лексикой по теме «Наука»; 2. Познакомить с физическими терминами и понятиями по теме «Кванты» («Ядерная физика») на русском и немецком языках; 3. Научить распознавать в немецком тексте физические термины для использования их в дальнейшей работе об учёных на немецком языке; 4. Подготовить к рассказу об учёных на немецком языке; 5. Научить видеть в науке силу, преобразующую общество и человечество.

Оборудование:

Доска, плакаты по физике, таблицы и планшеты по немецкому языку; диафильм, слайды, иллюстрации, эпидиаскоп.

I. Оргмомент. 1) Дежурство: сообщение об отсутствующих, о дате, о погоде.

2) Объявление темы и целей урока:

- Heute arbeiten wir am Thema «Wissen ist Macht» weiter. Unser heutiges Thema heiβt: «Wissenschaft und Wissenschaftler»

Объяснить ( по-русски) необходимость проведения совместного урока немецкого языка и физики:

- Тема «Наука» в учебнике немецкого языка для 10 класса предусматривает чтение, перевод и пересказ большого количества текстов об учёных и их открытиях именно в области ядерной физики. Неудивительно поэтому, что в этих текстах встречается очень много физических терминов и понятий, которые вам сейчас, в 10-ом классе, незнакомы и непонятны. Ведь тему «Кванты» («Ядерная физика») вам предстоит учить только в 11-ом классе. Поэтому, чтобы снять все трудности при чтении немецких текстов и облегчить вашу работу над их переводом и пересказом, я решила попросить учителя физики провести совместный урок. Сегодня учитель физики, забегая вперёд, разъяснит вам те термины и понятия из программы 11-го класса, с которыми вы уже столкнулись, готовя свои индивидуальные задания - доклады на русском и немецком языках, а также расскажет интересные истории и факты из жизни великих учёных.

Объявить план работы на уроке:

- Работать сегодня на уроке мы будем так: сначала разберёмся с некоторыми словами и понятиями, которые будут неизбежно присутствовать в любом тексте, касающемся науки. Далее мы рассмотрим деятельность и открытия учёных (в порядке значимости их открытий) по схеме:

1) сообщение учащегося об учёном (на русском языке); 2) сообщение учителя физики об этом учёном (на русском языке); 3) работа с немецким текстом об этом учёном: вычленение новых физических терминов и понятий, объяснённых учителем физики, выделение важнейших этапов жизни и деятельности учёного (зачитать вслух); 4) рассказ об учёном на немецком языке с опорой на текст.

Объявить задачи учащихся:

- Внимательно слушать все сообщения своих одноклассников, делать записи в тетрадях о названиях и датах открытий, записывать в словарные тетради всю новую лексику.

II. Работа по теме урока.

1. Введение новой лексики.

Работа над словообразованием.

- Unser Thema, also, heiβt: «Wissenschaft und Wissenschaftler ». Das Wort « wissen» bedeutet «знать».

Введение лексики из «гнезда» «wissen» ( планшет с «гнездом» слов).

- Новые слова от этого слова образуются различными способами:

1) это отглагольное существительное das Wissen, образованное при помощи артикля; 2) существительные, образованные при помощи производных суффиксов: -schaft - суффикс, обозначающий обобщённое понятие ( женского рода) - новое слово - die Wissenschaft - наука; -ler - суффикс, обозначающий принадлежность к какому-либо роду занятий или профессии (мужского рода) - новое слово - der Wissenschaftler - учёный; - образование сложного существительного путём прибавления к известному корню нового слова (корня), род которого, как мы помним, определяется по роду последнего слова: das Wissen + das Gebiet = das Wissensgebiet - новое слово - das Wissensgebiet - область науки; 3) прилагательные, образованные при помощи производных суффиксов: -lich - производный суффикс прилагательного, образующегося от существительного или от глагола - новое слово - wissenschaftlich - научный.

2. Работа над специальными терминами. Объяснения учителя физики. - Also, heute sprechen wir über einigen weltbekannten Wissenschaftler und ihren Entdeckungen im Gebiet des Atoms. (перевод). - Das Wort hat Oxana Wladimirowna.

Учитель физики рассказывает о том, что открытию квантовой теории предшествовало открытие атома.

- Введение слова «der Atom» и производных от него ( планшет с «гнездом» слов): der Atom - атом der Kern - ядро das Elektron - электрон die Atomforschung(-en) - атомное исследование das Atommodel - модель атома die Ӓra des Atoms - атомная эра das Atomkraftwerk - атомная электростанция der Atomkrieg - атомная война die Atombombe - атомная бомба der Atomreaktor - атомный реактор die Atomwaffe - атомное оружие die Atomkriegsbedrohung - угроза атомной войны die Atombedrohung - атомная угроза.

3. Работа над текстами по вышеобъявленному плану. Начало сообщений учащихся.

1. Рентген: 1) сообщение учащегося на русском языке; 2) сообщение учителя физики об этом учёном (с выделением специальных терминов); 3) уч-ся должен найти в немецком тексте эквивалент предложения, произнесённого учителем физики в сообщении и зачитать его: … entdeckte 1895 die X-Strahlen, spӓter Röntgenstrahlen genannt - … в 1895 г. открыл Х-лучи, названные позднее рентгеновскими лучами. 4) на доске записываются новые слова: endecken - entdeckte - entdeckt - открывать der Strahl(-en) - луч die X-Strahlen - Х-лучи 5) сообщение учащегося об учёном на немецком языке с опорой на текст.

2. Беккерель: 1); 2) - по тому же плану; 3) … endeckte 1896 den radioaktiven Zerfall - … в 1896 г. открыл радиоактивный распад. 4) на доске: der Zerfall - распад 5) сообщение учащегося

3. Кюри П. и М.: 1); 2) - по тому же плану; 3) Beide waren Phüsiker und Chemiker, erforschten radioaktiven Stoffe: Polonium und Radium- оба были физики и химики, исследовали радиоактивные вещества: полоний и радий 4) на доске: erforschen - erforschte - erforscht - исследовать. 5) сообщение уч-ся.

4. Резерфорд (Содди): 1); 2) - по тому же плану; 3) … schuff 1903 gemeinseim mit Soddi F. die Radioaktivitӓtstheorie - … в 1903 г. создал совместно с Содди Ф. Теорию радиоактивности. 4) на доске: schaffen - schuff - geschaffen - творить, создавать der Begründer - основатель begründen - begründete - begründet - основывать die Radioaktivitӓtstheorie - теория радиоактивности 5) сообщение учащегося

5. Томсон: 1); 2) - по плану; 3) … schlug eines der ersten Modelle des Atoms vor - предложил одну из первых моделей атома. 4) на доске: vorschlagen schlug vor - vorgeschlagen - предлагать finden - fand - gefunden - находить die Elektrontheorie - теория электрона 5) сообщение учащегося.

6. Планк: 1); 2) - по плану; 3) … entdeckte das Gesetz der Strahlung, das seinen Namen trӓgt - открыл закон излучения, который носит его имя. 4) на доске: das Gesetz - закон die Strahlung - излучение die Quantentheorie - квантовая теория. 5) сообщение учащегося

7. Эйнштейн: 1); 2) - по плану; 3) … begründete die berühmte Relativstheorie, beschӓftigte sich mit den Problemen der Kosmoserforschung - основал знаменитую теорию относительности, занимался проблемами исследования космоса. 4) на доске: sich beschӓftigen - beschӓftigte sich - sich beschӓftigen - заниматься чем-л. die Anwendung - обращение die Atomwaffe - атомное оружие 5) сообщение учащегося

8. Циолковский: 1); 2) - по плану; 3) 1921 erschienen seine Bücher « Das kosmische Schiff» und «Die kosmische Rakete» - в 1921г. появились его книги «Космический корабль» и «Космическая ракета». 4) на доске: erscheinen - erschien - erscheinen - появляться (возникать) der Gelehrter - учёный der Forscher - исследователь der Flug - полёт der Weltraum - Вселенная (космос) der Weltraumflug - космический полёт verwenden - применять 5) сообщение учащегося

9. Бор: 1); 2) - по плану; 3) … schuff die Theorie des Atoms - создал теорию атома 4) на доске: produzieren - производить 5) сообщение учащегося

III. Заключительный этап урока:

1. Подведение итогов: - Итак, сегодня на уроке мы познакомились с известными учёными - физиками и их открытиями, в основном - в области исследования атома; узнали, какое значение имеют эти открытия для всего человечества в области науки, здравоохранения, народного хозяйства. Также мы познакомились с новыми словами и выражениями из физики, что, надеюсь, облегчит нашу дальнейшую работу над темой «Wissenschaft» по немецкому языку и вашу работу над темой «Кванты» по физике в 11-ом классе.

2. Оценки за урок.

3. Домашнее задание.





Тема «Наука» в учебнике немецкого языка для 10 класса предусматривает чтение, перевод и пересказ большого количества текстов об учёных и их открытиях именно в области ядерной физики. Неудивительно поэтому, что в этих текстах встречается очень много физических терминов и понятий, которые учащимся в 10-ом классе, незнакомы и непонятны. Ведь тему «Кванты» («Ядерная физика») им предстоит учить только в 11-ом классе. Поэтому, чтобы снять все трудности при чтении немецких текстов и облегчить работу учащихся над их переводом и пересказом, я решила попросить учителя физики провести совместный урок. На этом уроке учитель физики, забегая вперёд, разъяснит им те термины и понятия из программы 11-го класса, с которыми они уже столкнулись, готовя свои индивидуальные задания - доклады на русском и немецком языках, а также расскажет интересные истории и факты из жизни великих учёных.



© 2010-2022