Статья «Государственная итоговая аттестация: тестирование языковой компетенции выпускников»

" В статье я рассматриваю разделы экзаменационной работы ГИА по немецкому языку, а именно тестирование языковой компетенции выпускников - лексической, грамматической и фонетической составляющей. В статье я определяю, как в каждом из 5 разделов экзаменационной работы -«Аудирование», «Чтение», «Лексика и грамматика», «Письмо» и Устная часть - проверяются лексические, грамматические и произносительные навыки, а также описываю трудности применения языковых навыков в предлагаемых заданиях и называю р...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья

«Государственная итоговая аттестация по немецкому языку: тестирование языковой компетенции выпускников»



Кравчук Ольга Михайловна,

учитель немецкого языка

МБОУ СОШ №78 г. Новосибирска

Государственная итоговая аттестация по немецкому языку - это серьёзное

испытание для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Экзаменационная работа состоит из письменной и устной части. Письменная часть включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Устная часть - «Говорение» включает в себя два задания: монологическое высказывание и диалог-расспрос.

Разделы экзаменационной работы тестируют коммуникативную компетенцию выпускников основной школы, а именно:

۰ речевую компетенцию - проверяются коммуникативные умения в четырёх основных видах речевой деятельности - говорении, аудировании, чтении, письме;

۰ языковую компетенцию - овладение языковыми средствами - фонетическими, лексическими, грамматическими - в соответствии с темами и ситуациями общения в основной школе; усвоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на иностранном языке;

۰ социокультурную компетенцию - знания культуры, традиций, реалий страны изучаемого языка;

۰ компенсаторную компетенцию - умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Во всех разделах экзаменационной работы тестируются умения выпускников использовать язык как средство межкультурной коммуникации. На всех этапах экзаменационной работы выпускники основной школы демонстрируют коммуникативные умения как результат овладения немецким языком на данном этапе обучения.

Я хотела бы подробнее остановиться на тестировании языковой компетенции выпускников, а именно лексической, грамматической и фонетической составляющей. Конечно же, владение формальной системой языка не является целью обучения. В центре внимания ответа испытуемых стоит мысль, содержание высказывания. Отдельные подсистемы немецкого языка - фонетика, лексика, грамматика - рассматриваются как подчинённые коммуникативной компетенции области знаний и поэтому тестируются имплицитно. На первый план выходит само речевое общение по отношению к языковому содержанию. Однако на протяжении всего экзамена выпускники показывают свою степень владения языковыми единицами, грамматическими навыками и навыками произношения.

Уровень владения произношением проверяется в устной речи. Выпускники должны продемонстрировать умение правильно произносить долгие и краткие гласные, твёрдый приступ, немецкие дифтонги, а также аспирировать немецкие согласные в конце слов. Мне представляется, что источником фонетических ошибок испытуемых является, несомненно, родной язык учащихся. Более прочный, установившийся навык родного языка выступает на первый план. Поэтому так важно на уроках немецкого языка уделять достаточно времени работе со стихотворениями, считалками, скороговорками.

Насколько успешно испытуемые овладели лексическими единицами и грамматическими навыками, проверяется в разделе «Лексика и грамматика».

В методике существуют различные типы тестов для проверки уровня владения лексикой и грамматикой. Например, задания на множественный выбор: из данных трёх-четырёх вариантов ответа испытуемые должны выбрать один правильный. Также знания грамматики и лексики проверяются в так называемом «глобальном» тесте: это связный текст с пропусками, в котором удалено каждое, например, третье, пятое или восьмое слово. И чем больше расстояние между пропусками, тем легче тест.

Наши выпускники имеют в тестовом задании также два связных текста с пропусками. Слова, которыми они должны заполнить пропуски, уже даны в начальной форме в конце строк с пропусками. Пропуски в первом тексте они должны заполнить словами в правильной грамматической форме, а во втором тексте - в правильной лексической и грамматической форме. Такое комплексное тестирование выявляет владение основными грамматическими феноменами: временные формы глагола, категория рода и числа имён существительных и прилагательных.

Но овладение лексическими единицами языка и грамматическими навыками проверяется не только в разделе «Лексика и грамматика». Ведь грамматические и лексические навыки являются компонентами всех видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны между собой сами эти виды речевой коммуникации. В заданиях по аудированию и чтению выпускники демонстрируют свои навыки распознавания лексических единиц, а также знания основных способов словообразования в немецком языке, представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости и многозначности.

Трудность для испытуемых во время чтения вызывают сложные слова, прежде всего из-за их длины. Для восприятия и понимания такого сложного слова требуется более длительное время. Восприятие и понимание словосочетаний при чтении также вызывает трудности, которые обусловлены распознаванием грамматической и содержательной связи слов, входящих в состав словосочетания. Наиболее употребительными и в то же время представляющими большие трудности в процессе чтения являются глагольные и субстантивные словосочетания. Выпускники также применяют свои умения языковой догадки о значении незнакомых слов в контексте, с помощью ассоциаций и аналогий, знания интернационализмов и этимологически родственных слов, а также значений наиболее употребительных суффиксов и приставок. Выпускники должны показать активное владение лексическим материалом: устойчивыми словосочетаниями, оценочной лексикой, репликами-клише речевого этикета.

Также при чтении текста выпускники демонстрируют грамматические навыки чтения, то есть навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте. Этот вид грамматических навыков формируется в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста. Восприятие и понимание текста зависит от того, насколько хорошо выпускники знакомы с некоторыми грамматическими категориями, которые помогают ориентироваться в структуре предложения, отличать второстепенные члены предложения от главных. К ним относится, например, место в предложении спрягаемой формы глагола. Другим важным признаком сказуемого в немецком языке является рамочная конструкция, образуемая спрягаемой и неспрягаемой частями сказуемого. Рамочная конструкция характерна для немецкого предложения, и овладение ею имеет основополагающее значение для понимания текста. Связь в словосочетаниях осуществляется на основе различных грамматических средств - согласование, управление, порядок слов. Знание этих грамматических явлений помогает быстро понять текст или оформить речевое высказывание.

Задания разделов «Говорение» и «Письмо» проверяют умения наших испытуемых применять языковой материал в устной и письменной речи. Задания носят коммуникативный характер и позволяют экзаменующимся самостоятельно и творчески употреблять лексико-грамматические явления в новом для них контексте. Чем прочнее знание слова (его формы, значения и употребления), тем успешнее коммуникация. Если ученик может в письменной и устной речи быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, значит, он владеет грамматическим навыком говорения. Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Выпускники при выполнении заданий демонстрируют владение и общеучебными стратегиями: применение правил, составление мысленного плана высказывания. В случае недостаточного лексического запаса выпускники должны применять компенсаторные стратегии: пользоваться синонимами, описывать понятия при дефиците языковых средств, пользоваться мимикой и жестами. Умение пользоваться компенсаторными и общеучебными стратегиями требует систематической тренировки на уроках иностранного языка в свете новых требований автономности учащихся при обучении.

Итак, контрольные измерительные материалы экзаменационной работы предлагают экзаменующимся условия, которые обеспечивают возможность свободно проявлять все мыслительные операции и действия, использовать языковые средства для реализации личных потребностей. Не количество последних, а их качество позволяет успешно осуществлять общение. Выпускники, хорошо владеющие фонетическими и лексико-грамматическими навыками и имеющие знания о системе немецкого языка, гибко и с достаточной степенью уверенности используют языковой материал и сознательно применяют его в ситуациях общения в устной и письменной речи.



© 2010-2022