Из опыта работы учителя

     Я, Девятов Дмитрий Павлович, работаю учителем английского языка в  Карельской средней общеобразовательной школе с 2004 года, имею два высших образования: в 2004 году закончил Тамбовский Государственный институт по специальности  преподаватель  английского, немецкого языков и литературы. В 2008 году закончил Орловскую региональную академию государственной службы, по специальности юриспруденция. Педагогический стаж – 10 лет.       В настоящее время процесс модернизации российского образования...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА


педагогической деятельности учителя английского языка муниципального образовательного учреждения - Карельской средней общеобразовательной школы Моршанского района Тамбовской области

Девятова Дмитрия Павловича


Я, Девятов Дмитрий Павлович, работаю учителем английского языка в Карельской средней общеобразовательной школе с 2004 года, имею два высших образования: в 2004 году закончил Тамбовский Государственный институт по специальности преподаватель английского, немецкого языков и литературы. В 2008 году закончил Орловскую региональную академию государственной службы, по специальности юриспруденция. Педагогический стаж - 10 лет.

В настоящее время процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Цели деятельности нашего образовательного учреждения разработаны с учетом основных направлений, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования , в том числе:

- личностная ориентация содержания образования,

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.

- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания на уроках.

- введение обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку как итоговой аттестации выпускников в 2020г

- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

В настоящее время в своей педагогической деятельности использую личностно-ориентированные технологии обучения, цель которых заключается в ориентации на свойства личности, её формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Высокая требовательность к ученику включает в себя уважение к его человеческому достоинству и основывается на взаимопонимании и взаимоуважении. Это позволяет мне создать атмосферу сотрудничества, а детям предоставляет возможность для творчества и максимальной реализации своих способностей.

Тема, над которой я работаю: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся» тесно связана с общей методической темой школы « Управление познавательной и творческой деятельностью обучающихся на уроке»

Цель моей педагогической деятельности - развитие всесторонне развитой личности, адаптивной к жизни в современных динамичных условиях, согласуется с целью программы развития школы - создание воспитательно-образовательного пространства, способствующего духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка. Основными задачами, которые я поставил перед собой, являются: создать оптимальные условия обучения; развить и повысить мотивации к освоению программы; развить индивидуальности каждого ребёнка; использовать прогрессивные методы обучения с целью повышения качества обучения и развития интереса к английскому языку, за счет включения их в творческую и коммуникативную деятельности.

Я обучаю детей собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом. Помогаю учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д. ). Стараюсь научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом, заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Технологии обучения и воспитания ребёнка в школе сегодня, предполагающие усиление его личностных качеств, потребовали от меня изменений и в самом себе, в частности повышение своей квалификации. Необходимым условием саморазвития и самосовершенствования стала постоянная рефлексия своей профессиональной деятельности и опыта своих коллег. Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности на протяжении 10 лет работы в нашей школе считаю самообразование и творческий поиск. Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта. В 2008 году мною были пройдены курсы при ТОИПКРО и по теме «Использование современных образовательных технологий при обучению иностранному языку». А в 2009 году я прошел курсы при ТОГОАУ ДПО по теме «Применение пакета свободного программного обеспечения», с помощью которых применяю на уроках ИКТ и занимаюсь проектной деятельностью. В 2014 году посетил курсы по теме: «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения». Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия по английскому языку, что помогает в работе в качестве учителя иностранного языка.

В школе созданы все необходимые условия для творческой деятельности : отдельный кабинет, на уроках и во внеклассной работе используются ТСО:

кабинет оснащен магнитофоном с набором аудиокассет, наглядным материалом по страноведению и сводными таблицами по грамматике английского языка. Для проведения видеоуроков есть возможность использовать DVD и мультимедийный проектор, набор учебных фильмов, имеются достаточные библиотечные фонды. Администрация школы заинтересованно относится к организации учебного процесса по иностранному языку, оказывает методическую и материальную помощь. Всё это создаёт благоприятные условия для самосовершенствования в работе над темой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся в говорении»».

Для работы над данной проблемой коммуникативный подход представляется наиболее оптимальным, как способ обучения при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения в условиях модулируемой на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей деятельности.

За годы работы я пришел к выводу, что наиболее приоритетными направлениями определяющими коммуникативный подход к обучению английского языка являются: влияние концептуальных составляющих на содержание ; отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ и управление учебной деятельностью на уроках с учителем и в самостоятельной работе. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей деятельности.

Систематизируя речевую деятельность, учитываю, что для обучения и общения на английском языке значимыми являются как специальное так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письмо.

Проекты и компьютерные уроки способствуют поддержанию устойчивой мотивации к овладению английским языком, поскольку позволяют в рамках личностно-ориентированного обучения в полной мере реализовать дифференцированный подход к изучению иностранного языка. Выполняя задания урока, ученик сам устанавливает режим работы, он чувствует свою личную ответственность за конечный результат. Такой вид деятельности развивает в ребятах умение самостоятельно мыслить, принимать решение , исходя из своего личного опыта и багажа знаний.

Учитывая возрастные и психологические особенности подростков, приходилось часто привлекать дополнительный материал для поддержания интереса к предмету, поскольку учебник ориентирован в основном на страноведческие темы, в нем практически отсутствует информация о современной жизни подростков в изучаемых странах, их интересах, увлечениях, проблемах. Этот пробел удачно был заполнен компьютерными уроками на темы, интересующие учеников. Такие уроки и проекты способствуют поддержанию устойчивой мотивации к овладению английским языком, поскольку позволяют в рамках личностно-ориентированного обучения в полной мере реализовать дифференцированный подход к изучению иностранного языка. Выполняя задания урока, ученик сам устанавливает режим работы, он чувствует свою личную ответственность за конечный результат. Такой вид деятельности развивает в ребятах умение самостоятельно мыслить, принимать решение, исходя из своего личного опыта и багажа знаний.

Каждый компьютерный урок наряду с основной частью содержит дополнительный компонент, позволяющий более продвинутым ученикам перейти к творческой части урока, в которой может содержаться предложение изложить свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу. Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению.

Я также применяю игровые технологии, которые не только повышают активность учеников, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность, так как в играх можно показать свое знание языка и общую эрудицию. Учителю они помогают проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представлений разных национальностей. Такое обучение полезно и интересно как ученикам так и учителю. На уроках использую ролевое общение. Ролевая игра позволяет формировать коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения. Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Учащиеся делятся на группы, распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет развиваться действие. Ситуация описывается лаконично, например: «Вы встречаетесь с другом по переписке» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех. Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению. Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, разного вида вызывают наибольший интерес учащихся. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык - средство общения. Именно поэтому развитие монологической и диалогической речи сейчас актуальны как никогда. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий: составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков, описывают родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды; пишут рассказы, мини - сочинения, сказки, рекламные объявления. Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации.

Систематизация упражнений на отработку грамматических навыков также стала объектом моей деятельности в истекший период. Система разноуровневых (коммуникативных и традиционных ) упражнений способствует эффективной отработке грамматического материала в речи учащихся, их качественной подготовке к выполнению грамматических заданий, использующихся в рамках ЕГЭ.

Переход в процессе выполнения упражнений от более простых заданий к более сложным, репродуктивных к продуктивным, к сопоставлению разных грамматических явлений, позволил обучаемым расширить и углубить знания, умения и навыки в практической грамматике английского языка. Индивидуальная работа является обязательным элементом урока. Выступления, сообщения, доклады с привлечением дополнительного материала, наблюдений часто использую на уроках. Если у детей что-то не получается, помогаю им сам, прошу помощи у библиотекаря, родителей.

На мой взгляд, одним из главных качеств учителя является готовность помочь. Помощь является одной из основ обучения. Если ученик чувствует, что может получить от учителя своевременную помощь, он чувствует себя уверенно и спокойно, что позволяет создать ситуацию успеха на уроке.

Как известно, в классе собраны дети с разными способностям, склонностями темпераментом и другими психологическими особенностями, поэтому после консультаций с психологом даю индивидуальные задания разной сложности, с помощью которых можно наиболее дифференцированно оценить знания ученика. В контрольных работах применяю несколько вариантов грамматического задания. Условно делю каждый класс на три группы. Первая группа - дети, которые с трудом усваивают программный материал, им нужно дополнительное время, чтобы разобраться и закрепить полученные знания. Им я чаще других даю задания на карточках, чуть проще вариант грамматического задания в контрольных .

Вторая группа, довольно легко ориентируется в материале, у них быстрый темп работы. Эта группа, как правило, самая многочисленная. Цель работы с ними - успешно подготовить к экзаменам. Третья группа - дети, увлеченные английским языком, они получают задания повышенной сложности, им доверяю консультировать отстающих, помогать им в затруднительных случаях.

Привить любовь к предмету - первая задача учителя. Уроки иностранного языка должны быть психологически комфортны и создавать ощущения радости. Важно, чтобы школьник проявлял интерес к процессу овладения иностранным языком, был активным участником этого процесса, учился с удовольствием. Одним из условий успешного обучения считаю определение четкой стратегии и тактики обучения: целей обучения; содержания обучения; методов, приемов, принципов обучения. Комплексное проектирование и реализация целей и задач урока - один из элементов интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка.

Важной задачей для учителя является активизация деятельности учащихся. Считаю, исполнение учителем разнообразных форм и методов работы на уроке является одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу рвзнообразные виды уроков: урок - проект, урок - викторина, КВН, урок - праздник. В настоящее время особую важность имеет применение совтеменных образовательных технологий. На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника, широко применяю их в своей работе. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов: «Традиции и обычаи англоговорящих стран», «Достопримечательности Лондона», «Мой родной город», « Мое семейное древо», «Мои друзья и я», и др.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

- поощрение учащихся к свободному выражению своих мыслей и чувств в процессе общения

- поддержка суждений, свидетельствующих о самостоятельности учащихся, их активной позиции

- продолжение работы над диалогической речью, позволяющей моделировать ситуации общения, приближенные к действительности; расширенное использование разговорных фраз, выражающих реакцию собеседника на полученные сведения.

- создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала, поддержание устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.

Я также учитываю психологические факторы коммуникативного урока, центром познавательной активности которого является ученик, его деятельность. Он выполняет на уроке самостоятельные задания индивидуально, в парах или малых группах, использует соответствующий (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), контроль аудирования с широким спектром заданий от «True, false,don,t know» до «Prove that …».Я достаточно регулярно использую систему взаимоконтроля с опорой на текст при проверке словарных диктантов и диктантов под диктовку. Это задание развивает орфографическую зоркость учащихся и способствует более успешной проверке в дальнейшем своих собственных работ.

Эффективность работы учителя также зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы, стандартные, наглядные ( таблицы, блок - схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки - задания), опорные конспекты, видео - и аудио материал, книжный фонд, периодические издания на иностранном языке: «Мозаика», «Иностранные языки в школе».

Среди положительных сторон своей работы, хочется отметить стабильную качественную успеваемость и положительную динамику за последние 3 года. В 2011 году Локтева Елена сдала ЕГЭ. набрав 48 баллов. В 2013 г. Печененко Алина набрала 55 баллов. За последние 3 года 3 выпускника выбрали профессию учителя английского языка.

Среди отрицательных, низкую активность в участии конкурсов, которых сейчас большое количество и наличие «отстающих» учеников.

Поскольку внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и чаще всего зависит от выбора самого школьника, одной из моих целей является заинтересовать учащихся в том, чтобы они принимали участие во внеклассных мероприятиях по английскому языку, чему способствует применение ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает следующие возможности: усиления практической направленности знаний, закрепления умений в области информационных технологий, повышение воспитательного воздействия, формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.

В 2009 году вместе со своим классом, родителями и другими учениками школы посетили с экскурсией город Казань, который является неформальной 3 -ей столицей нашей страны. 24 сентября 2010 г. мы побывали в Ярославле, которому исполнилось 1000 лет. Такие поездки надолго запоминаются школьникам, расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, вызывают интерес к изучению истории нашей страны. В 2013 г. посетили Курск и Белгород.

Особое место в моей педагогической деятельности занимает работа с родителями. Данная работа осуществляется с помощью различных форм. Провожу классные родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю родителей к общешкольным праздникам и мероприятиям, посещаю семьи на дому, «общаюсь» через дневники.

В 2014 выступал с докладом «Инновации в ЕГЭ 2015 по английскому языку» в рамках методического объединения учителей иностранного языка, а в ноябре посетил открытый урок в МБОУ Сокольниковская СОШ в рамках районного семинара учителей английского языка. Провожу открытые уроки на школьном уровне, постоянно посещаю уроки своих коллег, корректирую их работу.

Опытом работы делюсь с коллегами: выступаю на школьных МО В коллективе со всеми коллегами я поддерживаю деловые и дружеские отношения. Воспитать порядочного и образованного человека можно работая в тесном контакте с родителями, поэтому постоянно привлекаю родителей к школьной жизни. Совместные праздники, решение текущих школьных проблем, где родители выступают активными участниками, а не зрителями, помогают мне в достижении общей цели.

В 2013г. награжден Почетной грамотой за активное участие в общественной жизни школы. За успехи в работе в 2009г награжден Почетной грамотой администрации школы за активное участие в методической работе школы по реализации проектной деятельности обучающихся. В 2008г мне объявлена благодарность за исполнение обязанностей директора. В 2007 г. награжден грамотой за победу в школьном этапе конкурса «Самый классный классный руководитель».

Следует отметить, что моя педагогическая деятельность не всегда протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Для того, чтобы продуктивно развивать и совершенствовать диалогическую речь, необходимы твердые знания лексики, коммуникативные способности, мотивация, что, к сожалению не всегда имеет место быть. Поэтому, время от времени возникают различные проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ, начиная от технических (нехватка электронных учебников в библиотеке), заканчивая профессиональными (слишком сложные уровень ЕГЭ для учащихся). Среди субъективных причин я отмечаю недостаток четкой организации и планирования своей деятельности, что порой приводит к «авральным» ситуациям. Решение этой проблемы я вижу в том, чтобы планировать свою работу, своевременно выполнять текущие дела, не допускать их накапливания. Главными проблемами бесспорно являются низкая мотивация учащихся и отсутствие языковой практики с носителями языка. Необходимо еще более активизировать разговорную деятельность, более полно и эффективно охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями. Но несмотря ни на что, я с оптимизмом смотрю в будущее. Ставлю перед собой новые цели и задачи: совершенствовать применение ИКТ и проектной деятельности, углублять и систематизировать знания и умения, участвовать в конкурсах районного и областного уровня, готовить учащихся к успешной сдачи ЕГЭ. Не сомневаюсь, что осуществление данных задач выведет меня на новый, более высокий уровень преподавания английского языка.








ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Из опыта работы учителя


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



Из опыта работы учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Из опыта работы учителя


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Из опыта работы учителя

© 2010-2022