Эссе: Возможности использования технологии развития критического мышления в моей учебной дисциплине

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе.

Тема: «Возможности использования технологии развития критического мышления в моей учебной дисциплине».

Автор: преподаватель учебной дисциплины «Английский язык»

ГБПОУ Иркутской области АТРиПТ

Копылова Елена Юрьевна

Поиск новых идей, постоянное обновление и развитие форм и приемов организации и управления учебной деятельностью всегда было характерно для методики преподавания иностранных языков. К этому обязывает, безусловно, сама специфика предмета, более широкие возможности в изучении мирового опыта, новых достижений и предложений в области психологических и педагогических подходов к процессу образования и воспитания.

Восприимчивость к новым педагогическим технологиям у преподавателей языковых дисциплин достаточно высока. Применение, например технологии развития критического мышления, занимает достойное место в нашей практике уже достаточно продолжительное время. Абсолютно очевидно, что данная технология позволяет развивать личностные компетенции обучающихся, имеющих способности разных уровней, дает возможность всем без исключения побывать в «ситуации успеха», повысить мотивацию к обучению, добиваться положительных результатов, развивать свои таланты.

В основе технологии развития критического мышления - трехфазовая структура.

- I фаза - вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации).

- II фаза - осмысление (получение новой информации, сопоставление новой и старой информации, обозначение непонятных моментов, подготовка к обсуждению и анализу).

- III фаза - рефлексия (рождение нового знания, выводы, определение перспектив применения полученного знания).

Преимуществами технологии развития критического мышления, на мой взгляд, являются: создание комфортной атмосферы общения, возможность высказывать предположения, отвечать без боязни ошибиться, возможность выслушать разные точки зрения, выделить новые идеи, разобрать проблемные моменты, обменяться мнениями, возможность оценить сам процесс осмысления и свое участие в нем.

В последнее время данная технология все более активно используется в нашей предметной области.

В инновационных учебно-методических комплексах существенно изменились модели формулировки тем учебных занятий. Всё чаще предлагается оригинальный, интересный вариант, не редкость и постановка проблемных вопросов. Сравните:

Традиционная формулировка

Инновационная формулировка

Здоровое питание.

Ты есть то, что ты ешь.

Экологические проблемы планеты.

Спасите Землю!

Россия.

Россия - любимая наша страна.

Волонтерское движение.

Можешь помочь? Действуй!

Проблемы молодёжи.

Легко ли быть молодым?

Traditional wording

Innovative wording

Healthy Food.

You are what you eat!

Ecological Problems of the Planet.

Save the Earth!

Russia.

Russia - our beloved country…

Volunteer Movement.

Can you help? Take actions!

Youth Issues.

Is it easy to be young?

Эти изменения создают условия для более устойчивой мотивации, повышают готовность и желание мыслить, задают определённый эмоциональный фон поиска и решения проблем по каждой теме.

В качестве дополнительных мотиваторов мы используем короткие аудио и видеосюжеты, фотографии, рекламные печатные материалы, визитки, эмблемы и т.п. Кроме того, вся дополнительная наглядность используется и в качестве визуальных опор при определении проблемы, постановке задач и поиске способов их решения.

Очень часто на начальном этапе (фаза вызова) используется прием «Кластеры» для активизации словарного запаса по теме, введения новых лексических единиц, речевых образцов или создания грамматической базы данных. Новый речевой (или грамматический) материал определяется индивидуально, озвучивается и записывается на доске и на индивидуальной карте в произвольной форме. Часто мы называем это созданием банка данных. Можно обозначить и обсудить противоречивые моменты, создать кроме банка данных, банк вопросов. Иногда, если преподаватель замечает повышенный интерес к изучаемому материалу, он предлагает создать банк идей или перспектив. Вся собранная информация используется в качестве опорного конспекта в процессе всего занятия.

Фаза осмысления содержания - наиболее продолжительный по времени этап учебного занятия. Здесь наиболее уместно использование групповой формы работы или работы в парах. Ребятам предлагается:

- собрать аргументы «за» и «против»;

- выявить преимущества и недостатки;

- выразить согласие или несогласие с определённым утверждением, идеей, используя обоснованные аргументы и факты;

- дать аргументированный совет в определенной ситуации;

- предсказать развитие ситуации, опираясь на факты;

- определить, что можешь сделать лично ты для решения обозначенной проблемы, а какие действия в компетенции определённых общественных организаций или государственных структур;

- проанализировать способы решения поставленной проблемы на определённых исторических этапах развития общества;

- предложить способы решения выявленных проблем, используя международный опыт.

Новая информация может быть предложена преподавателем (тексты для чтения и аудирования, видеоматериалы). Можно предложить собрать информацию внутри групп (провести опрос, интервью). Результаты обсуждения в группах предлагается оформить в виде таблицы, модераторы групп составляют небольшое высказывание по теме, озвучивают его. Каждая группа может вносить предложения и дополнения в банк новых идей и перспектив.

На заключительном этапе урока (фаза рефлексии) преподаватель или группа экспертов обобщает представленный материал, делает выводы, оценивает работу каждой группы, обращает внимание на способы преодоления трудностей при выполнении задания.

В инновационных УМК практикуется самооценка по шкале оценивания, понятной обучающимся.

Например, на заключительном этапе урока по теме «Ты есть то, что ты ешь», учащимся предлагается серия вопросов. Ребята должны выбрать ответ под определённой буквой, оценка ответов и вывод о предпочтениях и отношении к проблеме здорового питания осуществляется согласно преобладающему количеству определённой буквы в ответах, оценки комментируются и выдаются определённые рекомендации.

Посмотри на заголовок викторины. Как ты думаешь, какое из определений больше всего подходит тебе? Заполни вопросник и проверь: так ли это?

Ты - фанат здорового питания или любитель нездоровой пищи?

1. Ты всегда умираешь с голоду, прибежав из школы домой! Чем ты перекусишь?

А) Чашка каши и банан.

Б) По-разному. В один день - печенье, в другой кусочек тоста.

В) Плитка шоколада или пакетик чипсов.

2. Ты будешь обедать в школьной столовой. Что ты выбираешь?

А) Рыбу с рисом и овощами.

Б) Бутерброд с рыбой под майонезом и маленькую порцию мороженого.

В) Бутерброд с ветчиной, чипсы и газированный напиток.

3. Дома есть нечего, и ты решаешь сделать заказ-доставку. Что ты закажешь?

А) Цыпленка - гриль и салат.

Б) Индийское карри с рисом.

В) Большую пиццу и бутылку Колы.

4. Родители отправили тебя в супермаркет купить что-нибудь на десерт. Что ты положишь в свою корзину?

А) Йогурт и баночку мёда.

Б) Брикет низкокалорийного мороженого.

В) Шоколадное пирожное с кремом.

Если ты набрал:

  • А: Ты настоящий фанат здорового питания! Ты всегда выбираешь отличные блюда! Не бойся иногда себя и побаловать!

  • Б: Ты не абсолютный приверженец здорового питания, но и не большой любитель нездоровой пищи. Ты знаешь, что немного нездоровой еды особо не повредит, но ты и не развиваешь свои вкусы и предпочтения.

  • В: Ты - человек, зависимый от нездоровой пищи! Делай чаще выбор в пользу здорового питания, а то твоё здоровье может пострадать!

Look at the title of the quiz. Which of the phrases do you think best describes you? Complete the quiz and check.

Quiz: Are you a junk food junkie or a health food nut?

1. You're always starving when you get home from school! What snack do you choose?

A) A bowl of cereal or a banana.

B) It depends. One day a few biscuits, the next day a piece of toast!

C) A bar of chocolate or a packet of crisps.

2. You're having lunch in the school canteen today. What do you choose?

A) Grilled fish with rice and vegetables.

B) A tuna and mayonnaise sandwich and small ice-cream.

C) A hamburger, some chips and a can of fizzy drink.

3. There isn't any food in the house, so you decide to order a takeaway. What do you order?

A) A grilled chicken burger and a salad.

B) An Indian curry with rice.

C) A family-sized pizza and a bottle of cola.

4. Your parents send you to the supermarket to buy a dessert. What's in your basket?

A) Some yoghurt and a jar of honey.

B) A carton of low-fat ice-cream.

C) Double chocolate cake and cream.

Your score:

  • A: What a nut! You always make excellent food choices. Don't be afraid to treat yourself once in a while!

  • B: You neither a junkie nor a nut! You know that a little junk food doesn't hurt, but you don't go over the top!

  • C: You're a total junk food junkie! Choose the healthy option from time to time otherwise your health will suffer.

Хочу напомнить, что ведущим видом деятельности на уроке иностранного языка является речевая деятельность на иностранном языке. Все задания, тексты для чтения, аудирования, викторины, вопросники выполнены в определённом языковом формате.

Примеры приведённых мною заданий взяты из действующих УМК для средней школы, используемых в инновационных учебных заведениях. Таким образом, очевиден факт существования методической поддержки новых стандартов образования. Необходимо лишь желание и финансовые возможности для обеспечения достойной материально-технической базы образовательного процесса.

И в заключении, хочу отметить безграничные возможности и перспективы в области организации учебного процесса 21 века, которые открывают нам информационные технологии. Уже давно мечтаю о мобильном классе, планшетах небольшого размера, обязательным подключением к сети Интернет и множеством учебных и вспомогательных программ. Разве могли мы представить себе даже пять лет назад, что для того, чтобы перевести слово на любой иностранный язык достаточно подключиться к программе Google-Now, нажать на значок, сказать волшебные слова: «Okay, Google. Как по-английски - развитие?». Через секунду увидеть слово, транскрипцию и услышать, как оно произносится? Фантастика! Нет. Уже - реальность. А ведь, когда-то на работу со словарём тратилось огромное количество времени. Думаю, что очень скоро иностранному языку будут учить совершенно по-другому. Однако формирование критического мышления в условиях расширения информационного пространства приобретает ещё большую актуальность.



© 2010-2022