• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Выступление на международной конференции, посвященной 1025-летию Крещения Руси, 630-летию создания Пермской (Усть-Вымской) епархии и вхождения Коми края в состав Московского государства

Выступление на международной конференции, посвященной 1025-летию Крещения Руси, 630-летию создания Пермской (Усть-Вымской) епархии и вхождения Коми края в состав Московского государства

В докладе, посвященном формам и приемам работы с Кириллицей, представлен материал для учителей русского языка и литературы основной школы, который также может быть полезен и учителям начальных классов. В доступной занимательной форме путем самостоятельных открытий учащиеся познают через слово себя. мир. Доклад обогащен творческими работами учащихся, написанными в соответствии с предлагаемыми приемами и методами работы с буквами. Автор предлагает большое количество тем для создания творческих раб...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы работы с кириллицей


Слайд 2

Кириллица, азбука, созданная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, - кладовая, ценность. На ней построен современный алфавит. Кириллица - это то, что всем известно, и в то же время то, что хранит в себе множество тайн и о многом может рассказать.

К кириллице мы должны относиться как к эталону, к образцу, так как азбука эта получена необычным путем: она Боговдохновенна, и создатели ее - святые земли Русской, появление ее было связано с необходимостью вести церковные богослужения на славянском языке. Таким образом, исток этой азбуки - сам Господь Бог.

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой.

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

И казалось, блеск небесных звезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит.

В соответствии с этим, думается, необходимо не просто знакомить учащихся с древней азбукой, но и обращаться к ней на уроках письма, на развитии речи, поместить в классные уголки, ежегодно устраивать праздники 24 мая - в День Памяти святого Кирилла в миру - Константина) и т.д.

Да, мы все пишем на кириллице, но стоит задуматься и о том, что на этой же кириллице пишутся и «дурные» слова. Каково складываться буквам в слова, если сами буквы были созданы для прославления Творца. Но в Боге нет зла, и не секрет, что все в мире имеет свое отражение. Пример тому - слова-антонимы (добро - зло, тепло - холод, дружба - вражда…).

Слайд 3

Я же сегодня хочу поделиться опытом работы с кириллицей и буду очень рада, если то, о чем буду говорить, окажется для вас полезным.

Мною подготовлена авторская программа элективного курса «И буквы сложатся в слова», на основе методических рекомендаций к этой программе и будет построен доклад.

Итак. Большую помощь в начале моей работы с кириллицей оказала книга В.В.Трошина «Слова и числа», где дан богатейший материал по работе со словами и с цифрами, причем материал занимательный. Поэтому я начала с того, что один раз в неделю ребятам «по кусочкам» выдавала интересный материал. Мы познакомились с группами симметрии, со словами, полностью симметричными (ПОП/ПОП, ШАЛАШ/ШАЛАШ…), с палиндромами ЛЕНИН ЕЛ; ОГОНЬ - ЛОБ БОЛЬНОГО; ОСЕЛО КОЛЕСО…), с оборотнями («Я ударю дядю, тетю радуя, На Ритке снег, Пил вино…), отгадывали перевернутые поговорки (Воздух песок тупит - Вода точит камень, Свое тело - фейерверк - Чужая душа - потемки), узнавали о лингвистических рекордах самое длинное существительное - из 24 букв высокопревосходительство, человеконенавистничество)…

Слайд 4

Но нельзя заниматься буквами ради букв, подбирать, подсчитывать, забывая о главном - а зачем? Просто интереса мало, ведь мы удивляемся чему-то, придумал все кто-то, заложил удивительную гармонию тоже Он.

3. Начнем с имен. Современные исследователь Миловатский в статье об экологии языка говорит, что «каждая буква вносит в порождаемые ею слова божественную силу и свет горний». То есть они, буквы, будучи продиктованы Духом Святым, Им наполнены и вносят Его в слово.

Слайд 5- 8

Поэтому закономерно, видимо, обратиться к звучанию букв кириллицы.: «А» - Азъ, Д - Добро… , объяснить учащимся, что значат эти слова.

Слайд 6

Начальные и конечные буквы.

Задание: Понаблюдать за начальными буквами своего имени, имен своих родственников, знакомых, провести небольшое исследование, связанное с именами, встречающимися в роду обучающихся и начальных буквах имен. Начальная буква очень важная, она начинает (доброе начало полдела откачало). С подготовленными материалами можно выступить перед одноклассниками, можно поместить на стенд интересные работы, в школьную газету и так далее. Во время работы обращаться к любым источникам, ссылаться на них. Таким образом, получают развитие как личностная, так и информационная, и регулятивная, и коммуникативная компетенции.

Задание: попытаться осознать смысл своего имени, сложив буквы кириллицы по их содержательному наполнению. Приведу некоторые примеры познания своего имени, созданные девятиклассниками. Хотя эти примеры отражают не совсем то, что я предлагаю, они все же демонстрируют то, что обучающиеся задумались о собственных именах, а это уже важно.

Я имя твое произношу,

Когда станет мне слишком грустно.

Ты поверь, я тебя люблю,

Без тебя и на свете пусто.

Твое имя спасает меня

В скучные дни и ночи.

Я шепчу его для себя,

И становится легче очень.

Твое имя так сладко звучит,

То, с каким ты была рождена.

И оно для меня дарит жизнь,

Я так сильно люблю тебя.

(Киселев Саша, 9В)

Буква «В» обозначает цифру 2.

Я верю в Бога и в самого себя.

Пусть чувство невмоготы бывает,

Но вера в Творца всегда спасает.

И где бы я ни был, буду помнить всегда,

Я не один - и Бог верит в меня.

(Гущин Вадим, 9В)

Имя Владислав означает «Владеть славой». Кратко - Влад. Рассмотрим каждую букву имени, подобрав слова, начинающиеся с этой же буквы и имеющие отношение к имени: «В» - вечность, власть, влиять; «Л» - любовь, ласка; «А» - активно, аккуратно;»Д» - доброта, добиваться. Все эти слова составляют основу моего имени и строят личность человека.

(Батурин Влад, 9В)

Арина. «А» начинает и заканчивает имя, что, по-моему, свидетельствует о собранности и пунктуальности. Буква «И» находится в середине имени, соединяя противоположные черты характера.

Моя сестра иногда говорит мне, что Арина от слова «орать» (кричать). Я частично с ней солидарна. Даже словарь указывает на то, что разговорной формой имени Арина является Орина. Если же обратиться к семантике имени, то имя означает «мир».

Я потому совмещаю в себе две натуры: спокойную (Ирина - «мир») и энергичную (Орина)

(Сечина Арина, 9В)

Мое имя отражает мой характер. Юля очень сходно со словом юла, то есть юркая и очень активная. Первая буква имени Ю - звонкая и певучая. Она как будто тянет мое имя громко-громко. А следующие 2 буквы «ля» отражают мелодичность имени: ля - музыкальная нота. Думаю, мой характер - полное отражение имени.

(Липина Юля, 9В)

Слайд 9

Слово. Словарь. В.И.Даль. Подержать в руках, познакомиться со строением словарной статьи знаменитейшего словаря живого великорусского языка В.И.Даля необходимо. Созданию словаря отдано более 20 лет жизни, каждая статья словаря начинается с буквы, с рассказа о ней, с пословиц, связанных с той или иной буквой алфавита. Почему из 4-х томов целый том - 3-й, посвящен букве «П», что особенного в этой букве, почему такая честь? Можно предложить мини-исследования, связанные как с буквами, так и с народной мудростью, присутствующей в каждой словарной статье. Например, найти незнакомую, но понравившуюся пословицу в словаре, попытаться ее растолковать, записать в тетради…

Слайд 10

Раскодировка, или снимаем пароли. Обучающимся предложить ключи, в соответствии с которыми можно построить работу со словом. Причем сделать это можно через самих учеников, в режиме системно-деятельностного подхода. Например, так.

Перед каждым из учеников кириллица. Задание: посмотреть на буквы кириллицы, найти то, что объединяет буквы в какие-либо группы по каким-нибудь признакам. Возможные ответы:

- поворот буквы («смотрят направо, налево…»)

- элементы, из которых состоят буквы, чем отличаются буквы друг от друга и в чем сходство, какие буквы можно объединить в пары как зеркально отражающие друг друга (Ь - Р, Б -Р, Е - Э, У - Л…)

- на что похожа буква, образ буквы (Ь - на проросшее зерно, Т - на зонтик…);

- слова, начинающиеся с одной буквы, объединяются в группы, имеют какое-то «родство» (об этом скажу позже);

- место буквы в слове (начало, конец, середина слова), количество одинаковых букв в слове, и опять же поиски смысла…

- числовое значение буквы…

Они и станут ключами. Могут быть другие интересные подходы к познанию смысла слова на основе составивших его букв.

Слайд 11

Как работать?

Подход к слову как к повести, рассказу, буквы при этом - главы, повествующие о многом.

Слайд 12

Задание: понаблюдать за частотностью использования букв, взяв за основу какое-либо произведение, например, рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Поделить детей на группы и перейти к подсчетам, а потом, получив результаты, подумать, как количественное использование букв связано с содержанием текста.

1 группа - гласные, 2 группа - согласные от Б до М; 3 группа - согласные от Н до Ъ.

В целом упорядочение букв по убыванию частоты (по книге Трошева) выглядит так:

О, е, а, н, и, т, р, в, с, д, п, м, к, я, л, у, ы, ч, б, з, ь, й, х, г, ж, ю, ш, ц, щ, э, ф, ъ.

(Это, кстати, можно заметить на обычной клавиатуре компьютера - в центре наиболее употребляемые буквы алфавита). Можно попытаться составить диаграмму, используя компьютер.

Слайд 13

Задание: создать творческую работу. Заданий можно давать огромное количество: «Важная буква», «Любимая буква», «Весенняя буква», «Семейная буква»… Можно выбрать из слова любую букву или из кириллицы и написать по ней творческую работу («каждая буква отражает свет горний»), воспользовавшись «ключами».

Слайд 14

Задание: подбор антонимов, начинающихся с одной и той же буквы: песня - плач, пестрый - пустой, прилететь - пропасть, плохо - прекрасно…

Задание: дети очень любят игры со словами. Хорошо известные «чем кончается лето и начинается» или «чем кончаются день и ночь» можно превратить в небольшие исследования. Что общего и чем отличаются эти слова с точки зрения букв (воспользоваться ключами…)

Слайд 15

Что получаем?

1) чувство радости от узнавания и осознания нового;

2) развиваем творческие способности;

3) воспитываем человека внимательного, смелого, самостоятельно мыслящего;

4) все универсальные учебные действия можно формировать, работая с кириллицей.

Слайды 16-17


Во сне немотою томилась

Вселенная тысячи лет.

И Слово явилось как милость

Душе, обретающей свет…

И русскому сердцу любезна.

Бурлит, не смолкая на миг,

Его животворная бездна,

Его живоносный родник.

(А.Гребнев)



© 2010-2020