«Интерактивные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


« Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №3 мектеп-гимназиясы » ММ

ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»






Доклад

«Интерактивные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»









Выполнила: Бойко А.А.

учитель английского языка












г.Костанай,2014

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Коммуникативная компетенция - это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Формировать у учащихся коммуникативную компетенцию - это основополагающая цель урока иностранного языка в общеобразовательной школе. Чтобы достигнуть этой цели, современному учителю помогает использование интерактивных технологий на уроке иностранного языка. Они достаточно просты в применении и существенно повышают эмоциональное воздействие на учащихся. Также они позволяют использоваться новые формы и методы обучения для развития новой идеологии мышления.

Можно отметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

Использование ИКТ позволяет перейти:

- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Являясь преподавателем английского языка, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:

- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);

- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);

- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);

- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);

- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпа развития современного общества и не сможем идти «в ногу со временем». Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Моя цель как преподавателя - научить обучающихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве.

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

- Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.

- Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также мои обучающиеся создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности я преследую ещё и практическую цель - научить обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка. Предлагаю обучающимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих обучающихся.

- Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. Я использую этот ресурс для погружения обучающихся в англоязычную среду во внеурочной деятельности при самостоятельной работе.

· Мультимедийные материалы, представленные Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.

· On-line версии произведений известных английских и американских писателей.

· Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п.

Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.

- На каждом уроке проводить информационную пятиминутку "Hot News", на которой обучающиеся представляют информацию о текущих событиях в мире, предварительно познакомив учащихся с новой лексикой. (Для информационных пятиминуток используются материалы Интернет).

- Если удаётся записать аудиотекст из Интернета, то организовать работу с записью.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволило выявить следующие факторы их эффективности:

- Создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям ИКТ- цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т. д

- Усиление мотивации

- Индивидуализация учебного процесса

- Углубленность в усвоении конкретного материала

- Пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;




Вывод:

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся.

Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и и обучающегося.

В заключении я хотела бы подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.


© 2010-2022