Статья «Приемы целеполагания на уроках английского языка»

"Описание материала: На сегодняшний день современной задачей для образовательной системы является совокупность современных универсальных учебных действий, которые обеспечивают желание учится, развивают личность и самореализацию путем присвоения нового опыта учащемся в изучении новых дисциплин. Данная программа содержит теоретическую основу изучение тем иностранного языка и учебные задачи, которые стоят перед учениками 5 класса, и вмещается в учебнике английского языка. 
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Гаврилова Олеся Евгеньевна,

учитель английского языка МАОУ СОШ №12,

город Березники Пермский край


Приемы целеполагания на уроках английского языка


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите​ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не​обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив​ной, для него выступит как субъективная.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Возможные приемы целеполагания:

1.​ Тема-вопрос (план): Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

2.​ Работа над понятием: Учащимся предлагается название темы урока, а им необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяется цель урока.

3.​ Ситуация яркого пятна: Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

4.​ Исключение Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

5.​ Домысливание: Учитель называет тему урока и просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

6.​ Группировка: Разделить ряд слов на группы. Изучение признаков, в основе классификации, и будет целью урока.

7.​ Прием «знаю - не знаю»: Учащимся предлагается тема урока и они должны вспомнить, что они уже знают по этой теме, и определить, что они хотят узнать по ней еще.

8.​ Подводящий диалог: На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.

9.​ Проблема предыдущего урока: В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.

10.​ Мозговой штурм: Учащимся предлагается заполнить кластер, или решить ситуацию. Каждый предлагает свой вариант, обосновывая его.

11.​ «Отсроченная отгадка»: Предложить загадку, кроссворд или пословицу. Поиск правильного решения и станет целью урока.

12.​ «Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

13.​ «Незаконченные предложения»: Учащимся предлагаются незаконченные предложения. При выполнении задания учащиеся выходят на проблемную ситуацию.

14.​ Проблемная ситуация: Учащимся предлагается заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что глаголы некоторые изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила.

Пример урока: Тема: Present Simple of action verbs and the Verb "to be" (Настоящее простое время глаголов действия и глагола-связки)

Учитель: Richard has a pen friend. This is a letter from him. Working in groups read it and write the verbs in the right forms.

Dear Tom, I (to be) Richard. I (to be) from England. My grandparents (to be) from London. I (to be) a schoolboy. I (to be) good at English and Maths. My mother (to be) a teacher. My father (to be) a doctor. I have got a pet. It (to be) a cat. Its name (to be) Kitty. I like playing computer games. I (to be) mad about my bike.

Учащиеся преобразовывают глагол To be: am, am, are, am, am, is, is, is, is, am. Учащиеся читают по цепочке предложения, комментируя ответ. Учащиеся составляют предложение, как правило - правильно.

Учитель: Tom is writing the answer. Help him to put write the verbs in brackets in the right form.

Dear Richard, I (be) Tom. I (come) from Scotland. My grandfather (live) in York. I (go) to school. I (love) my school very much. I (do) many subjects at school. I (be) good at Maths and History. My mother (teach) music at school. My father (be) also a teacher. I (have) got a pet. It (be) a dog. Its name (to be) Spot. I (spend) a lot of time with my dog. I (like) reading comics.

Учащимся предлагается готовый эталон. Учащиеся видят не совпадение своих ответов. У учащихся возникает вопрос, почему изменяются глаголы? Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос, в каких случаях глаголы изменяются и составляют модель предложения.

I, You, We, TheyСтатья «Приемы целеполагания на уроках английского языка»Статья «Приемы целеполагания на уроках английского языка»

He, She, ItСтатья «Приемы целеполагания на уроках английского языка»Статья «Приемы целеполагания на уроках английского языка»

I . -S .

Обязательными условиями использования приемов целеполагания является:

- учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Таким образом, использование разных приемов целепологания на уроках иностранного языка помогает учителю переключить внимание учащихся на урок, а самим учащимся осознать и принять цель урока как собственную, значимую для себя.

Источники информации

1.​ Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». festival.1september.ru.

2.​ Каким должен быть современный урок. it-n.ru.

3.​ Целеполагание при проектировании урока. slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018

© 2010-2022