- Преподавателю
- Иностранные языки
- Обобщение опыта работы Профессионально ориентированное обучение - важный фактор формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Обобщение опыта работы Профессионально ориентированное обучение - важный фактор формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубова Г.Н. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дубова Галина Николаевна
учитель МКОУ «Малобичинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Ишимский муниципальный район
Профессионально ориентированное обучение - важный фактор формирования мотивации в обучении иностранным языкам.
Иностранный язык сегодня осознаётся как фактор «социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества». Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе её профессиональному становлению. Иностранный язык, призванный заложить основы иноязычного общения, помогает ориентировать школьников в огромном мире профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности ученика. Причины, которые побудили меня задуматься о профессионально ориентированном преподавании следующие:
Во-первых, « обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта». Следовательно, можно утверждать, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности обучающегося.
Во- вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности обучающегося.
В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного предмета с предметами естественно-научного, физико-математического и гуманитарного циклов.
Средствами иностранного языка можно решать следующие задачи:
- развитие индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей и интересов (в том числе и профессиональных), которое осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающегося;
- расширение общеобразовательного кругозора школьников через ознакомление их с культурными ценностями страны изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники;
- воспитание у детей трудолюбия, настойчивости, активности, сознательности мысли и действий через активное включение его в деятельность иноязычного общения;
- совершенствование учебных умений школьников работать с книгой, со словарём, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
- формирование у обучающихся специфических коммуникативных умений, например: вступать в беседу и вести её, принимать и решать определённые коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности.
Как и любая деятельность, профессионально ориентированное обучение имеет свои проблемы и противоречия. Как известно, отношение к предмету складывается из двух компонентов: интереса к нему и его значимости. Проведённые социологические исследования выявили, что самое высокое место в плане интереса к нему и осознание его значимости иностранный язык занимает на начальной ступени обучения. В 8 классе этот уровень доходит до особо низкой, критической точки. В старших классах наблюдается некоторое их повышение. Важной причиной резкого снижения уровней значимости и интереса к нему является тот факт, что изучение иностранного языка у школьника, как правило, не окрашено личностным смыслом. Многие учащиеся не видят перспектив его использования в будущем. Поэтому учителя иностранного языка ищут пути формирования положительного отношения к иностранному языку, показывая его важность и значимость. Профессиональное намерение как перспектива может явиться мотивом учения, в основе которого лежит потребность в приобретении знаний, необходимых человеку данной профессии.
Изучение любой темы в программе по английскому языку является профессионально ориентированным, но более значимы темы, непосредственно связанные с профессиями, их характеристиками, востребованностью. Преподавание английского языка в Малобичинской СОШ начинается с 5 класса и ведётся по учебнику В.П.Кузовлёва.
Уже в 6 классе ребята осваивают тему: «Кем ты собираешься быть?». Наряду с формированием общеучебных знаний, умений и навыков, дети знакомятся с профессиями, требующими тех или иных навыков, учатся говорить о важности, пользе, опасности, трудности различных профессий, расспрашивают друг друга о работе родителей. Итогом такой деятельности может быть презентация «Профессия моей мамы» или «Профессия моего папы». Дети с удовольствием выполняют презентации, одновременно совершенствуя свои навыки работы на компьютере.
В 7 классе ребята стараются найти свой идеал, изучая тему: «У тебя есть пример для подражания?» Знакомясь с биографиями известных людей, учащиеся выделяют такие важные для любой профессии качества как работоспособность, трудолюбие, самоотверженность, смелость, благородство, участие в благотворительности и пишут сочинения о своём кумире, идеале, герое - известных спортсменах, певцах, актёрах и т.д.
В 9 классе, когда вопрос о выборе профессии стоит на одном из первых мест, изучается тема: «Школа…Что потом? Здесь средствами воздействия служат примеры из периодической печати и художественной литературы, личный опыт, опыт родных и знакомых, телепередачи, высказывания великих людей, встреча с людьми, побывавшими за границей в качестве туристов. Особое внимание обращается на профессии, где знание иностранного языка является обязательным. Это следующие профессии: переводчик, стюардесса, дипломат, журналист, менеджер, торговый агент, секретарь-референт, администратор офиса, гид, агент по туризму, программист, учитель иностранного языка и другие. В данном случае на уроке я уделяю большое внимание заполнению различного рода бланков - при устройстве на работу, при выезде за границу заполнение таможенной декларации, вступление в общество друзей по переписке и развитию навыков диалогической речи, предлагая ролевую игру «Устройство на работу», где кроме специальной лексики нужно употреблять фразы речевого этикета.
В выпускном 11 классе обучающиеся знакомятся с темой: «Изобретения». Одновременно с совершенствованием английских времён они приобретают умение рекламировать новый прибор, гаджет. На этом этапе особая роль отводится интонации. Учащиеся пробуют себя в роли рекламных агентов. Изюминкой работы на заключительном этапе является проект «Моё изобретение». Группам предлагается представить проект изобретения, приложив к нему инструкцию по эксплуатации. Так в прошлом году учащиеся 11 класса предложили свои варианты электрического чайника и мобильного телефона, кресла парикмахера, компьютера-микроволновой печи и др.
Используя деятельность с элементами креативности на уроках английского языка, я добилась устойчивого интереса многих учащихся к предмету и осознание ими его значимости. За последние три года я подготовила трёх победителей муниципального этапа олимпиады по английскому языку, и один обучающийся был дважды участником регионального этапа олимпиады. Выпускники 9 и 11 классов выбирают английский язык в качестве ЕГЭ. Один выпускник успешно обучается в Тобольской педагогической академии на факультете «переводчик» на 4-ом курсе, другая ученица поступила в Сургутский университет на лингвистический факультет. Выпускники выбирают и другие специальности, требующие знания английского языка, они легче адаптируются в обществе и могут быть конкурентоспособными.
Овладение иностранным языком - это всегда труд умственный и физический, систематический и упорный. Приучая школьника активно работать на уроках, регулярно и добросовестно выполнять домашние задания, мы вырабатываем у него привычку трудиться. Развивая познавательный интерес в учебном труде, мы закладываем основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще. Знание иностранного языка может способствовать политехнизации обучения за счёт профессионально ориентированного обучения. Уроки иностранного языка могут готовить учащихся к выбору профессии, если учитель раскроет значимость иностранного языка для различных специальностей.
Литература
-
Кузовлев В.П., Коростелев В.С., Пассов Е.И. (г. Липецк)
Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества. Ж. Иностранные языки в школе №4, 1987г.
-
Кузовлева П.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе №4, 1986г.
-
Лазаренко Т.М. (г. Курган). Профильно ориентированное обучение в школе. Ж. Иностранные языки в школе №4, 2001г.
-
Малышева А.Н. (г. Москва). Профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в общеобразовательной школе. Иностранные языки в школе №1, 1999г.