Выступление на заседании ШМО на тему Пути и средства повышения качества знаний

Методические материалы содержат подробный анализ причин, влияющих на качество знаний. Это цель и мотив. Мотивы бывают как внутренние, так и внешние. Внешние мотивы навязываются ребёнку, их надо убрать, чтобы остались глубоко личностные, которые затем становятся целью и определяют во многом успехи и неудачи ребёнка. учитель должен находиться в постоянном поиске, чтобы иноерес ученика к предмету не угасал. начиная с игры, с интересов, присущих маленькому ученику и удовлетворяя его нужды и потребно...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качество знаний. Как его повысить?

Емельянова Е.Н. (МБОУ СОШ №13 ст. Новолабинская

Усть-Лабинский район)

Знания и их качество являются результатом процесса учебной деятельности. Качество знаний - положительный результат, успешность учебной деятельности. Что необходимо для осуществления успешной учебной деятельности?

  1. Цель. Она должна осознаваться самим ребёнком. Ученик должен понимать чего он хочет добиться, каков предполагаемый результат его занятий. Важный аспект цели - желаемое будущее.

  2. Мотив. Какие мотивы обучения существуют? Зачем дети приходят в школу?

1). Желание получить отметку.

2). Избежать неудач, проблем.

3). Широкий социальный мотив (стать президентом, банкиром)

4). Играть, общаться.

5). Познавательный мотив - «хочу много знать».

6) «Хочу быть лучше всех, чтобы меня уважали, любили»

Последние два мотива - внутренние мотивы, они глубоко личностные. Только они имеют значение. Все остальные - внешние, навязанные ребёнку. Чтобы сформировать внутренние мотивы, надо убрать внешние. Так происходит сдвиг мотива на цель, который происходит постепенно с развитием ребёнка, его взрослением. Одним из перечисленных мотивов учебной деятельности была потребность играть, общаться. Само слово «школа» происходит от древнегреческого «досуг». Дети, особенно младшие школьники приходят в школу именно пообщаться и поиграть. И почва, в которую учителя иностранного языка высеивают семена знаний очень благодатная. У учеников есть потребность в игре, учителя вовлекают детей в обучающие игры, цель которых - образование, воспитание, развитие. От рождения до 9-10 лет ребёнок считается специалистом в области иностранного языка, легко, органично овладевает языками, у него наступают «биологические часы» мозга для изучения иностранных языков, способность к овладению языками. В этом возрасте у них возникает мотивация- всё как радость. На этом этапе учитель может безраздельно завладеть умами учеников. В начальной школе качество знаний высокое, потому что высок интерес детей к иностранному языку. Они удовлетворяют свою потребность в общении, беседуя друг с другом на иностранном языке, играя в различные игры. На уроке дети делают зарядку, прыгают, бегают и им за это ничего не бывает, кроме поощрений, потому что это является одной из разновидностей учебной деятельности; лексика и грамматика подаются в игровой форме, и в игровой же форме осуществляется контроль знаний, учений и навыков. Дети встречаются с героями любимых сказок и мультфильмов, разговаривают с ними, вживаются в роли известных людей. Все эти необычные занимательные формы работы создают ситуацию успеха, которая, в свою очередь, стимулирует улучшение качества знаний. Им просто интересно, но это всё происходит на подсознательном уровне. Дети ещё не ставят долговременных задач. Но по мере того, как растёт ребёнок, растёт и его сознание и мотивация становится осознанной. Хотя, когда при первом знакомстве с учащимися 2-х классов учитель спрашивает, почему они хотят изучать иностранный язык, он порой слышит мотивированные, интересно и чётко построенные ответы: «Хочу поехать в Англию», «Хочу работать в Америке», «Хочу иметь хорошую работу и зарабатывать много денег», «Нужно знать английский язык, чтобы работать на компьютере». У многих учеников начальной школы завышенная самооценка. В процессе взросления с переходом в школу 2-ступени оценка становится адекватной. Дети осознают свои реальные возможности и финансовые возможности своих родителей. Они понимают, что поездки за границу требуют больших расходов, а чтобы работать на компьютере знания иностранного языка не требуется. На этом этапе учителю необходимо поддерживать постоянный неослабевающий интерес к языку, вводить неожиданные элементы в урок, иметь доверительные отношения с учениками. Очень важно, чтобы обучение было осознанным, связанным с реальным будущим. Второй аспект успешной учебной деятельности- личностно-ориентированное обучение. Его цели:

  1. развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребёнка.

  2. обучение как заданный норматив познания переакцентируется на учение как процесс познания учеником самого себя, он преобразует себя и окружающее пространство.

  3. учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность самого ребёнка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения в обучении.

  4. субъективность ученика рассматривается не как производное от обучающих воздействий, а изначально ему присущее. Ученик готов участвовать в процессе.

  5. при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъективного опыта каждого ученика, его социализация.

  6. усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывает его возможности и индивидуально значимые ценности. Учитель даёт знания для активизации мыслительных процессов.

Иностранный язык прекрасно воспитывает психоэмоциональную сферу на воображении. Ситуация. Представь, что ты на необитаемом острове. Что бы ты делал? Где жил? Что ел? (грамматическая форма- сослагательное наклонение).

При планировании урока необходимо учитывать все 7 функций личности.

  1. избирательная (присуща с рождения)

  2. способность человека к свободе

  3. поиск смысла

  4. ответственность

  5. способность к волевой саморегуляции

  6. креативность, способность к творчеству

  7. способность оценивать себя(рефлексия)

рефлексивный вопрос в конце урока или после объяснения грамматического материала: Вам было трудно? Что не получалось? Почему? В конце урока учитель спрашивает: Вам понравилось? Следует общий ответ. Затем учитель задаёт подобные вопросы каждому ученику, но не по цепочке, а вразброс: Саша, что тебе показалось трудным? Даша, что тебе было интересно? Аня, что для тебя было ново? Требуется эффект неожиданности: Кто ещё хочет сказать? Ученики вспоминают все этапы своей работы на уроке: узнал, сообщил, совершенствовался, развил креативные способности. В конце каждой четверти на последнем уроке задаётся вопрос: Чем материалы учебника в этой четверти оказались полезными для тебя? Если ученик затрудняется, следует натолкнуть его на мысль . Вот типичные ответы:

-Познакомился со страноведческим материалом, который поможет ориентироваться в зарубежной поездке.

-Научились заполнять бланки, документы, анкеты.

-Появился интерес «покопаться» в энциклопедиях, справочниках.

- Выработались навыки работы над словом.

-Почувствовали себя твёрдо на ногах в общении на иностранном языке.

-Появились навыки просмотрового и ознакомительного чтения (большой объём).

И третий кит, на котором стоит успешная, результативная учебная деятельность - методы и средства работы.

-Учитель обращается не только к сильным, но и к слабым ученикам.

-Учитель «видит»весь класс, следит за вовлечённостью каждого ученика в учебный процесс.

-Учитель использует разные приёмы для привлечения внимания учащихся.

-Учебные пособия и средства обучения доступны ученикам.

-Нет ненужных проволочек и задержек на уроке.

- Учащиеся рассажены полукругом и видят друг друга.

- Все ребята имеют возможность участвовать в двух и более видах учебной активности.

- Ученики и учитель взаимодействуют как две группы.

- Учащиеся взаимодействуют друг с другом.

-энтузиазм учителя передаётся ученикам посредством зрительного контакта, мимики, голосовых модуляций, интонации, соответствующей энергичной позы, жестов.

-интерес стимулируется посредством юмора.

- помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: вежливый, уважительный тон, поддержка.

-поиск путей активного включения в работу пассивных учеников.

-использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребят в учебную работу.

- использование средств поддержания внимания пассивных учеников на учебной работе.

Мао Дзе Дун сказал «И пусть расцветают все цветы». Пусть способности всех детей расцветают.


© 2010-2022