Статья на тему Роль мотивации в управлении качеством профессионального образования студентов колледжа

Одной из важнейших задач среднего профессионального образования является развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности, так как ее решение обеспечивает эффективность  и качество образования. Доказано, что наличие мотивации способствует развитию всех способностей человека. Наличие же способностей без мотивации - не гарантирует успеха, сводит на нет любые педагогические воздействия. Нами, в частности, была совершена попытка выявить роль мотивации у студентов нашего колледжа и абитуриент...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д. Ф. Костина

Преподаватель ФГБОУ МГТУ ВПО Многопрофильный Колледж

Г. Магнитогорск

Роль мотивации в управлении качеством

профессионального образования студентов колледжа

Одной из важнейших задач среднего профессионального образования является развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности, так как ее решение обеспечивает эффективность и качество образования. Доказано, что наличие мотивации способствует развитию всех способностей человека. Наличие же способностей без мотивации - не гарантирует успеха, сводит на нет любые педагогические воздействия. Нами, в частности, была совершена попытка выявить роль мотивации у студентов нашего колледжа и абитуриентов в изучении иностранного языка. Наше исследование базировалось на следующем принципе: мотивация учебно-профессиональной деятельности должна включать такие доминирующие мотивы, как: - стать высококвалифицированным специалистом; - желание личностной и профессиональной самореализации; - получение профессиональных знаний и умений.

Современные требования к модульной организации урока иностранного языка, увеличение факультативных лингвистических курсов, самостоятельное определение для себя каждым учащимся объема и уровня сложности обучения иностранному языку, выбор темпа изучения языка требуют от студентов сформированной субъектной позиции. Данная позиция проявляется в способности осознанно определять цели изучения иностранного языка в общей системе своего профессионального становления, самостоятельно определять пути и средства получения информации, распределять свои интеллектуальные, физические, материальные и финансовые ресурсы. Диагностика таких умений, как умения целеполагания, планирования, самоорганизации, самооценки и самоконтроля, также должна стать обязательной. Для преподавателей системы среднего профессионального образования необходимо знать, готовы ли 15-16-летние школьники, заканчивающие девятые и одиннадцатые классы и поступающие, в частности, в МГППК, к субъектной роли в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образования, а также уметь проводить психолого-педагогический мониторинг эффективности образования.

Ряд полученных нами результатов в начале учебного 2007 года заставляет задуматься о качестве современного образования и о необходимости усиления акцентов на задачах не только обучения, но и развития и воспитания будущих специалистов. Так, проведенная нами диагностика мотивации изучения иностранного языка 60 выпускников школ, которые потенциально являлись будущими учащимися системы профессионального образования, показывает, что только менее 50 % 17-18-летних юношей и девушек мотивированы на изучение языка, четко осознают цель и пользу знания иностранного языка. Остальная же часть просто настроена на формальное получение диплома. Таким образом, вырисовывается следующая проблема- проблема повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов.

Что же способствует повышению мотивации у студентов нашего колледжа? Студенты нашего колледжа, как показывают занятия информатики в МГППК, в большей своей части владеют навыками пользования Интернет. Проблема наших студентов, в частности, состоит в том, что им не хватает умений найти именно ту информацию, которая им будет интересна, и впоследствии будет полезна. Задача преподавателя - использовать ресурсы Интернет, опираясь на индивидуальные способности студентов. Так, например, если у студента развита зрительная память, то ему будут полезны сайты, содержащие большое количество иллюстраций, программы, построенные по принципу 25 кадра, и т.д. Во-вторых, Интернет - мощное средство в развитии слуховых навыков. Преподаватель может помочь студентам найти интересные звуковые сайты, сайты с иностранной музыкой. В- третьих, интерес к языку может повыситься в ходе изучения истории и культуры изучаемого языка. В-четвертых, преподаватель может предложить студентам различные игровые ситуации, кроссворды, ребусы, загадки. В-пятых, в Интернете можно найти книги (адаптированные и в оригинале), сказки, анекдоты, газеты и т. д. Более того, использование Интернета в учебном процессе необходимо потому, что знание устаревает слишком быстро и требуется немало времени, чтобы обновленные знания появились на страницах школьных учебников. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, и как средство воспитания, и как средство получения информации. Таким образом, задача преподавателя состоит в выявлении интересов студентов и направлении их познавательной деятельности в правильное русло. Никто не спорит, что это потребует от преподавателя больших усилий и времени. Ведь намного легче организовать общий урок с использованием компьютерных технологий и предоставить студентам независимо от их интересов какое-либо одно задание из перечисленных нами выше. Но при этом мы опять разрушаем принцип индивидуального подхода к каждому студенту, и, как следствие, понижаем качество самого образования.

В будущем с целью повышения качества профессионального образования преподавателями нашего колледжа планируется создание пробных занятий с применением компьютерных технологий: видеоролики, где можно просмотреть презентации и конференции известных фирм нашего города на английском языке, внедрение электронных пособий, разработанных самими же преподавателями.

Другой, не менее важной проблемой в управлении качеством среднего профессионального образования является отсутствие такого необходимого компонента мотивации как цель. Так, по итогам анкетирования, студенты нашего колледжа иногда смутно представляют себе саму цель изучения иностранного языка, не способны связать свои знания иностранного языка со своей будущей профессией. Данная ситуация без сомнения снижает мотивированность деятельности студентов. Исследование, проводимое нами в 2006 году в группах 3 курса, изучающих делопроизводство и архивоведение показало, что только 20 % студентов в будущем готовы реализовать свои знания в будущей сфере деятельности. Хотя, как показывает рынок занятости, секретарю- референту в наше время просто необходимо знать хотя бы один иностранный язык. Никто не спорит, интерес к языку может быть смотивирован и самим преподавателем. Но по нашему мнению, необходимо также разработать особые занятия-встречи, логично вписывающиеся в основную образовательную программу. Это могут быть, например, своего рода выходы в компании, фирмы, организации. При наличии занятий такого типа студенты смогут спроецировать свои знания английского языка с теми требованиями, которые предъявляет им та фирма или компания в нашем городе. Такие занятия были бы очень полезны. Они знакомили бы студентов с реальным рынком труда, помогли бы устроиться на работу и в целом повысили бы интерес к языку. В нашей же системе студенты только пока ограничены практикой по профилю специальности. Но, как известно, практика данного направления не дает широкого понимания и цели изучения английского языка.

Итак, ограниченный доступ в Интернет и малое количество занятий иностранного языка с применений компьютерных технологий, слаборазвитая система контактов МГППК с рядом организаций в нашем городе, отсутствие такого необходимого компонента мотивации как цель изучения иностранного языка - все эти проблемы, по нашему мнению, необходимо включить в общий процесс управления качеством среднего профессионального образования.

3

© 2010-2022