Методическая разработка на тему Применение метода проектов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение метода проектов на уроках английского языка

с целью формирования универсальных учебных действий школьников

Егорова Маргарита Михайловна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 26», г. Зима

В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу. Актуальной проблемой «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".

Обучение иностранному языку является одним из важных направлений модернизации современного школьного образования.

"Универсальные учебные действия" - это совокупность способов действия ученика, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений учиться, включая организацию этого процесса. Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:

1) личностных - мотивация к учению, демонстрация личной позиции, самоопределение, умение мобилизовать себя;

2) регулятивных - умение ставить цель, планировать и корректировать свои действия;

3) познавательных - умение сопоставлять и отбирать нужную информацию, пользоваться дополнительными источниками;

4) коммуникативных - умение взаимодействовать, доносить свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения оппонента, толерантное отношение к собеседникам.

Развитие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма её организации. Возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, при помощи которых ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу «учиться», т.е. «учить себя» не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими, включать в различные сферы жизни и общества.

Одной из таких технологий, которую я использую на своих уроках английского языка, является метод проектов, который характеризуется:

- высокой коммуникативностью, - активным включением в учебную деятельность, -принятием личной ответственности за продвижение в обучении.

Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучающихся. Благодаря данному методу на уроках создается исследовательская, творческая атмосфера, где каждый ученик вовлечен в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформировать проблему, над которой обучающиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Основные цели метода проектов:

1.Способствовать развитию проектного обучения, позволить каждому ученику увидеть себя. 2.Развивать у обучающихся командный дух и коммуникабельность.

3.Обеспечивать механизм развития критического мышления, умение искать пути решения поставленной задачи. 4.Развивать у обучающихся исследовательские умения, аналитическое мышление.

Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретенных новых знаний, умений и навыков и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности: -выбор темы или проблемы проекта; -разработка плана работы над проектом, определение сроков; -распределение заданий между обучающимися; -выполнение заданий, обсуждение в группе, оформление результата; -отчет по проекту; -оценка выполнения проекта.

Уже в начальной школе дети с удовольствием вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам предлагаются проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Каждый проект - вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, для достижения цели проекта составляет план своей работы, изучает необходимые лексические и грамматические единицы, занимается поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов, делает выводы и самооценку, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий.

Работа по УМК «HappyEnglish»: под редакцией К.И. Кауфман позволила мне апробировать и систематизировать применение мини-проектов, организуемых на заключительных уроках. Мини-проекты, как правило, создаются на уроке с доработкой дома. Результаты проектной работы ребята наглядно представляют в виде стенда, открытки, книжки, коллажа, презентации, театрального представления - в зависимости от поставленной цели.

Например: изучив алфавит во 2 классе, детям было предложено написать книгу об алфавите. За основу был взят один вариант описания - инструкция по изготовлению книги, но дети могли выбрать собственный. Дома дети с помощью родителей приготовили свои странички для букваря, подобрав к букве картинки, крошечные стихотворения. В результате данного проекта дети закрепили алфавит и узнали некоторые новые слова, самостоятельно выбрав их из словаря для своей книги. Самые сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения, зная некоторые слова. Тема ещё одного проекта - «Meet my family». Цель: развитие творческих способностей учащихся, продуктом является выставка творческих работ. В ходе проекта учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи, работают в парах по вопросам, записанным на доске, составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся. На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом. Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ. На параллели 3 классов ребята работают над проектом «Здоровый образ жизни», разрабатывают правильный режим дня для себя «Мой день», который наглядно представляют в виде стенда. Ученики 4 классов работают над проектами «Школьная форма», создавая модели, в которых они с удовольствием ходили бы в школу, защищая проект «I went on a holiday», ребята восторженно рассказывают о проведённых каникулах, составляя рецепты волшебных блюд, они готовятся к проекту «Five o clock tea with a fairy tales».Ученики с удовольствием создают сценарий под руководством учителя для сюжетной ролевой игры, подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме групповой работы. В ходе такой работы формируются навыки коллективной деятельности, определения проблемных ситуаций, поиска дополнительной информации по теме. Ребятам очень нравятся творческие проекты с использованием песен, стихов, загадок, драматизации, конкурсов, изготовление поздравительных открыток и составление кроссвордов по пройденной теме. В проектных заданиях я предусматриваю знакомство учащихся с английскими пословицами и поговорками, тематически связанными с основной проблематикой той или иной учебной ситуации: " Early to bed and early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise"- «Рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым», "An apple a day keeps а doctor away"- «Яблоко в день и не нужен доктор» и другими. Трудно переоценить воспитательную роль этих моментов. При помощи таких проектов я достигаю формирование у учащихся как предметных результатов: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на английском языке на основе своих речевых возможностей и потребностей, так и УУД: выполнять проектные работы, создавать баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, проводить анализ деятельности, развивать память, умение письма, развивать умения работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до стратегий учебы).

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы. Выполнение проектов, представленных в УМК «HappyEnglish»: под редакцией К.И. Кауфман дает возможность реализовать основные идеи стандарта нового поколения.

Используя в своей работе проектную методику, прихожу к выводу об её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемых. В конце года, при подведении итогов, ребята отмечают, что самым интересным и запоминающимся на уроках была работа над проектами. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность всем обучающимся реализовать себя. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. Практика показывает, что в результате такой работы постепенно возрастает интерес к предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку.

В заключение хочется отметить, что нужно согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».



© 2010-2022