Индивидуальная программа саморазвития педагога

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная программа профессионального самосовершенствования

«Мое призвание - педагог»





Разработал:

учитель английского языка

Вершинина Наталья Борисовна






п.Селенгинск

2015 г.


«Мое призвание - педагог»

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением.

Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить»

А. Дистервег

Аннотация

В Современном обществе эффективный процесс обучения и воспитания зависит от многих факторов, в том числе и от уровня саморазвития учителя. Безусловно, что этот уровень должен постоянно расти, иначе эффективность различных курсов повышения квалификации, конференций и семинаров будет незначительна. Саморазвитие в идеале должно являться потребностью человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самооценка относится к центральным свойствам личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную и профессиональную компетентность.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. Самооценка педагога во многом определяет восприятие им учащихся, оценку достижений учащихся, планирование условий развития детей. Используя различные диагностические методики, я пытаюсь решить самые актуальные проблемы оценки своего профессионализма и уровня своей профессиональной компетентности. Данные диагностические материалы по изучению, анализу, оценке компетентности саморазвития позволяют определить конкретные параметры педагогической деятельности. В целом же материалы помогут выработать правильный подход и систематизировать работу по саморазвитию. По вопросу самосозидания предполагается формирование эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и решительности.

Схема реализации программы.

1 этап:

Определение основных задач. Выбор методики определения уровня самооценки.

2 этап:

Применение выбранной методики на практике.

3 этап:

Анализ полученных результатов.

4 этап:

Внесение корректировок в педагогическую деятельность, уточнение задач.

5 этап:

Педагогическая деятельность с внесенными изменениями.

6 этап:

Повторная диагностика. Изучение динамики.

Для наилучшей реализации данной программы с определением оптимальных сроков использую диаграмму Ганта.

Диаграмма Ганта


№ п/п

Мероприятия

2013 год

2014 год

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

1.

Определение задач

+





трудовой отпуск


трудовой отпуск










2.

Выбор методики


+

+













3.

Применение методики




+












4.

Анализ результатов





+











5.

Внесение корректировок






+










6.

Педагогическая деятельность с внесенными изменениями







+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Повторная диагностика















+



Ход реализации программы:


1 ЭТАП - определение задач, выбор методики.


Проанализировав свою педагогическую деятельность и исходя из своей методической темы «Внедрение развивающих образовательных технологий в процесс обучения иностранным языкам на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся», были определены следующие задачи:

  1. Изучение нормативных документов. Обзор методической и педагогической литературы пол предмету.

  2. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

  3. Изучение форм использования ресурсов интернет, интерактивных средств обучения на уроках.

  4. Анализ уроков с позиций современных требований ФГОС ОО.

  5. Особенности преподавания английского языка на начальном этапе по ФГОС.

Мною будут использованы стратегии: индивидуальная, совместная с учащимися, совместная с коллегами. По выбору основных направлений самосовершенствования я делаю ставку на саморазвитие и изучение практического опыта своих коллег.

В течение 2-х месяцев мною были изучены некоторые методики определения уровня самооценки педагога. Наиболее подходящей для себя я определила «Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ» (автор - Александр Бадак, педагог-психолог МОУ СОШ № 1 пос. Пограничный Приморского края) - адаптированный тест «МиФ», использующийся при судебно-психологической экспертизе (автор - Ткаченко А.А.).

Изучая самооценку педагога, способность к самоанализу, рефлексии, целесообразно изучить самооценку желания заниматься преподавательской деятельностью (хочу-не хочу работать) и самооценку способности выполнять данную работу (могу-не могу работать). В связи с этим самооценка педагога может находиться в 4 зонах, представленных на рисунке № 1.

Индивидуальная программа саморазвития педагога

Рис. 1.
Зоны размещения профессиональных
позиций педагога

Норма профессиональной самооценки (себя как реального учителя) находится в правой верхней зоне (ХМ - хочу и могу работать). В левой верхней зоне находится самооценка педагогов, которые хотят работать, но не могут (ХнМ) в силу разных причин. Например, выпускник вуза, не имеющий опыта практической работы, но имеющий желание работать, или пожилой учитель, который хочет продолжать преподавательскую деятельность, но не может этого делать в связи с ослабленным здоровьем. Правую нижнюю зону занимают учителя, оценивающие себя как способных, но не желающих работать (нХМ). Чаще всего - это немотивированные на преподавательскую деятельность люди. И левую нижнюю зону занимают педагоги, не желающие и не умеющие работать в школе (нХнМ).


Если подобная самооценка проводится на протяжении многих лет, то можно проследить динамику позиций самооценок в зависимости от возраста учителя и его профессионального стажа.

Индивидуальная программа саморазвития педагога

Рис. 2.
Динамика возможной самооценочной профессиональной
позиции педагога в зависимости от стажа работы


ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ХИМ

Методика представляет собой набор из 5 незаконченных предложений, которые нужно завершить словами, стоящими в левом ряду (Приложение 1). При этом оценивается степень приемлемости каждого слова (всегда, обычно, иногда, никогда) для каждого предложения. Слова под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 оценивают умение педагога («могу») работать. Слова под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 оценивают желание («хочу») работать. Остальные слова - нейтральные. Ответы суммируются отдельно по степени проявления каждого критерия «хочу» и «могу». При этом расчет стандартных баллов проводится отдельно, в зависимости от степени приемлемости слова - так, как представлено в таблице.

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Сумма сырых баллов по данной колонке х 4 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 3 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 2 = стандартные баллы

Сумма сырых баллов по данной колонке х 1 = стандартные баллы

Полученные стандартные баллы откладываются по оси «Хочу работать» и по оси «Могу работать». Таким образом, получаем позиции самооценок педагога. Позиции различных самооценок обозначаются сокращенно.

Значения сокращений:

1.Учитель должен быть - УДБ
(представление об учителе).
2. На самом деле как учитель я ... - ЯР
(я - реальный).
3. Коллеги считают, что как учитель я ... - КС

(коллеги считают).
4. Ученики считают, что как учитель я ... - УС

(ученики считают).
5. Хотелось бы, чтобы я была учителем, который ... - ЯИ

(я - идеальный).

6. На самом деле как учитель Вершинина Н. Б. … - ЭС

(эксперты считают).


3 ЭТАП - применение методики. Вершинина Наталья Борисовна 19.04.2013 г.

№ п/п


Учитель должен быть…

На самом деле как учитель я…

Коллеги считают, что как учитель я…

Ученики считают, что как учитель я…

Хотелось бы, чтобы я была учителем, который…

На самом деле

как учитель

Вершинина Н. Б. …

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

Всег-да

Обыч-но

Иног-

да

Никог-да

1.

Терпимый

+




+




+





+



+




+




2.

Знающий

+





+




+



+




+





+



3.

Увлеченный

+






+



+




+



+




+




4.

Ответственный

+




+




+




+




+




+




5.

Способный

+




+




+




+




+





+



6.

Трудолюбивый

+





+




+



+




+




+




7.

Здравомыслящий

+




+




+




+




+




+




8.

Компетентный

+






+



+



+




+





+



9.

Самосовершенствующийся

+






+




+



+



+




+




10.

Справедливый

+




+





+




+



+




+




11.

Грамотный

+




+




+




+




+




+




12.

Активный

+





+



+




+




+




+




13.

Великодушный


+



+





+




+



+




+




14.

Вдумчивый

+






+



+




+



+





+



15.

Целеустремленный

+






+



+




+



+




+




16.

Самостоятельный

+





+




+



+




+





+



17.

Эрудированный

+






+



+



+




+





+



18.

Ищущий

+





+




+




+



+





+



19.

Доброжелательный

+




+




+




+




+




+




20.

Успешный

+





+




+



+




+





+



21.

Заинтересованный

+





+




+



+




+





+



22.

Волевой

+






+




+



+



+






+


3 ЭТАП - анализ полученных результатов.

После проведенного исследования мною были получены следующие результаты:

Индивидуальная программа саморазвития педагога


Рис. 3.
Позиции самооценки Вершининой Н.Б..


Общие выводы:

  1. Все позиции, в том числе реальное представление о себе, находятся в ХМ-зоне, что соответствует норме.

  2. Имеется большой разрыв между ЯР и ЯИ-позициями, что свидетельствует о том, что я не полностью реализовываю свои потенциальные возможности.

  3. Сниженная оценка по УС-позиции (я глазами учеников) может свидетельствовать о том, что я понимаю, что уделяю учащимся недостаточно своего «эмоционального» внимания, хотя уровень передаваемых знаний достаточен (выше среднего значение по шкале «Могу»).

  4. Высокое положение УДБ-позиции свидетельствует о том, что я уважительно отношусь к профессии учителя. А близкое расположение УДБ и ЯИ-позиций говорит о том, что данная профессия мне нравится, я дорожу своей работой и ценю ее.

  5. Я полагаю, что другие учителя уважают меня как коллегу (положение КС выше ЯР по обоим параметрам). Среднее положение КС-позиции рядом с ЯИ и УДБ-позициями свидетельствует о достаточном уровне коммуникативного взаимодействия с коллегами.

4 ЭТАП - внесение корректировок.

Исходя из полученных данных, мною были внесены следующие коррективы в свою дальнейшую педагогическую деятельность:

  1. Активизировать деятельность по вовлечению учащихся в реализацию совместных проектов с целью повышения их собственной мотивации.

  2. Для установления более тесного коммуникативного обмена педагогическим опытом со специалистами высшей квалификационной категории, взаимодействия с коллегами чаще проводить открытые уроки, совместные мероприятия, изучать опыт их работы и применять в собственной практической деятельности.

  3. Повысить требования к себе как к учителю, искать новые формы реализации собственного потенциала, в том числе создание своей странички в интернете, организация интернет-общения с носителями языка, ведение научно-методической работы с учащимися и др.

В настоящее время идет реализация 5 этапа программы - педагогическая деятельность с внесенными изменениями.


© 2010-2022