Культурное самоопределение учащихся на уроках английского языка

Средствами английского  языка -международного общения можно способствовать формированию у учащихся двуязычной  культурной компетенции, включающей формирование таких качеств, как толерантность, терпимость, непредвзятость к представителям других стран и культур. Изучая английский язык и иноязычную культуру, обучающиеся получают возможность расширить свое социокультурное пространство и прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов. При коммуникации люди воспринимают друг друга...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Социально-экономические и политические реформы, проходящие в России с начала 90-х годов ХХ столетия, существенно повлияли на расширение круга людей, активно вовлеченных в межкультурные контакты в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому российская система образования ставит перед собой новую цель- воспитание поколения, обладающего поликультурным воспитанием. Иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания людей, обладающих поликультурным воспитанием. Средствами английского языка -международного общения можно способствовать формированию у учащихся двуязычной культурной компетенции, включающей формирование таких качеств, как толерантность, терпимость, непредвзятость к представителям других стран и культур. Изучая английский язык и иноязычную культуру, обучающиеся получают возможность расширить свое социокультурное пространство и прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов. При коммуникации люди воспринимают друг друга по принципу групповой принадлежности. Находясь в определенных территориальных рамках, каждый человек является одновременно представителем различных групп , таких как этнической, социальной, территориальной, языковой. Культуроведческий подход к обучению английского языка показывает, что формирование культурного самоопределения личности средствами иностранного языка возможно исключительно в рамках социокультурного подхода. Если традиционно культура страны иностранного языка определялось геополитическими границами стран и отбор материала осуществлялся по принципу различий между родной и изучаемой культурами, то социокультурной подход позволяет обратить внимание на весь спектр культур, существующих на территории страны иностранного языка, акцентируя не только различия, но и, главное, сходства между родной и изучаемой культурами. Рассмотрение типов и видов культур стран как родного, так и иностранного языка позволяет обучающимся увидеть культурное разнообразие современных поликультурных сообществ. Это, в свою очередь, будет способствовать:

  1. Осознанию обучающимися себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;

  2. Расширение социокультурного пространства за приделы политических границ родной страны, тем самым, ассоциируя себя с группой людей, живущими по всему миру и объединенными чем-то общим.

Самоопределение в культуре возможно только через культурную осведомленность - знания существующих вариантов. Культурное осведомленность как компонент социальной компетенции будет включать знания стилей жизни изучаемых сообществ, а также формирование таких качеств, как толерантность к представителям других культур.

При формировании культурного самоопределения личности средствами английского языка необходимо обратить внимание на три основных компонента:

  1. Стадии овладения культурой страны изучаемого языка:

культурное самоопределение и диалог культур;

  1. Культурную вариативность;

  2. Факторы, влияющие на формирование представлений о культуре страны изучаемого языка.

Культурное самоопределение и диалог культур показывают динамику и развитие по мере изучения культур стран родного и английского языка. Культурная вариативность представляется ключевым стержнем процесса обучения иностранного языка на любом этапе и поэтому присутствует на стадиях культурного самоопределения и диалога культур.

Первый компонент - отражает начальный уровень представлений о культуре страны изучаемого языка. Он представляет реальный и начальный уровень восприятия о культуре конкретной страны, в нашем случаи Великобритании и о взаимодействии между культурами в целом. Задачей обучения иностранного языка знакомство с разнообразием культур разных стран. Поэтому при обучении иностранного языка необходимо обратить внимание на:

а) родную культуру б) культуру страны изучаемого языка.

1. Родная культура. При изучении и работе с материалом о родной культуры важно, чтобы учащиеся получили возможность:

  1. Обратиться к родной культуре

  2. Увидеть и осмыслить типы и виды культуры.

Необходимо, чтобы учащиеся пришли к пониманию следующих вопросов:

  1. Что такое культура?

  2. Какие могут быть типы и виды культур?

3. Культура страны изучаемого языка. При изучении культуры страны изучаемого языка важно, чтобы учебные материалы содержали информацию и представляли широкую палитру культур современных поликультурных сообществ стран изучаемого языка. При обучении также необходимо научить учащихся и создавать условия для:

а) сбора;

б) изучения;

в) обобщения полученных данных о культуре страны.

Таким образом, получая информацию о разнообразии как родной, так и изучаемой культур, учащиеся получают возможность культурно самоопределяться - определить свое место в спектре культур. Межкультурная коммуникация будет рассматриваться не только, как общее между представителями разных стран, - но, главное, как общение между представителями одного и того же пространства (города), принадлежащими к разным культурам и осознающими себя в качестве поликультурных субъектов.

Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни каждого человека. Получив необходимое образование и подготовку средствами английского языка, обучающие переходят от мышления и понимания к активной деятельности.

Культурное самоопределение будет включать в себя самоопределение в культуре средствами родного и изучаемого языков. Обучающиеся должны научиться и быть способны:

  • Осознавать себя в качестве поликультурных субъектов - представителей одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, языковой);

  • Видеть культурные сходства между представителями различных стран , тем самым расширяя рамки собственной групповой принадлежности за пределы политических границ родной страны;

  • Понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации;


  • Осознавать свое место и роль и значимость в глобальных процессах.


Использованная литература:

  1. Сысоев П. В. Культурное самоопределение как часть поликултурного образования в России

" Иностранные языки в школах - 2003 - №4 "

  1. " Иностранные языки в школах - 2004 - №1 "



© 2010-2022